ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 года N 236
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА И О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.02.2021 N 17, вступающего в силу со дня опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 11.02.2021).
____________________________________________________________________
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.12.2012 N 583)
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в целях создания устойчивого развития туристской индустрии Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Утвердить Концепцию создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия) согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Кормилицына Е.И.) в срок до 1 июля 2009 года завершить разработку технико-экономических обоснований создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Саха (Якутия).
4. Руководителям министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) руководствоваться Стратегией развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года при разработке прогнозов и планов социально-экономического развития республики, целевых программ, нормативно-правовых актов.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2025 ГОДА
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.12.2012 N 583)
Стратегия <1> развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) рассматривается в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития этой отрасли в Российской Федерации. Процессы, происходящие в мировой и отечественной практике туристической деятельности, будут оказывать существенное влияние на характер развития отрасли на территории республики. Именно они формируют общественное представление о туризме как таковом, стремление человека к познанию окружающего мира, приоритеты человеческих ценностей на современном этапе развития общества.
________________
<1> Стратегия развития туристической индустрии в Республике Саха (Якутия) разработана во исполнение поручения Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова, Протокола совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2008 года N 296, п. 3.6.8.
Разработчик Концепции - ООО "Центр инвестиционных исследований".
Стратегия развития туристской индустрии исходит из перспектив социально-экономического развития, определенных Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), прогнозируемого роста численности населения и его благосостояния. В результате реализации Схемы республика уверенно выйдет на траекторию устойчивого развития, валовый региональный продукт вырастет в 2,8 раза по отношению к 2005 году, реальные доходы населения - в 3,6 раза <2>.
________________
<2> Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобрена Правительством Российской Федерации (протокол N 5 от 07.02.2007)
Важным фактором развития индустрии туризма во всем мире является уровень государственной поддержки этой отрасли национальной экономики. Она связана как непосредственно с государственными вложениями в создание материальной базы и инфраструктуры туризма, объектов туристического интереса, системы подготовки кадров, с организацией межотраслевого взаимодействия, так и с созданием средствами государственного регулирования благоприятных условий для становления и успешного развития отрасли, продвижения туристического имиджа региона средствами некоммерческой рекламы.
В федеральном законе о туризме понятие "туристская индустрия" определено как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников <3>. Таким образом, под туристской индустрией в целях данного документа понимается взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристические услуги, работы и товары.
________________
<3> Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ
В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) туризму придается значение одной из структурообразующих отраслей хозяйства республики. Оптимизм во взглядах на успешное развитие туризма в Республике Саха (Якутия) имеет вполне реальные основания и предпосылки:
1. Северный вектор туристских интересов с каждым годом становится в мире все более привлекательным. Хотя на этом направлении уже имеются признанные туристические центры в Западной Европе и в странах Северной Америки, но даже среди них Якутия выделяется сохранностью первозданной природной среды.
2. Для значительной части населения мира в странах, где туристическая активность все более набирает силу: Китай, Япония, Республика Корея и другие страны АТР, северо-восток России территориально более доступен, чем северные территории Европы и Америки.
3. Богатая история человеческой цивилизации, уникальность территории как среды обитания и полноценной жизни человека в предельно экстремальных природно-климатических условиях.
4. За последние годы республика значительно продвинулась в решении проблем инфраструктурного комплекса, который будет использоваться в обеспечение туристской деятельности: магистрального наземного и воздушного транспорта, сети аэропортов и дорожного строительства, развития гостиничного комплекса, средств связи и телекоммуникаций. В ближайшие годы эти направления будут развиваться более интенсивно.
5. Создана сеть предприятий и фирм, занятых туристской деятельностью, которые приобрели опыт туристской деятельности. В 2008 году создана Национальная туристическая компания "Якутия", призванная выполнять функции компании-лидера на рынке туристских услуг в республике и в развитии въездного и внутреннего туризма.
Вместе с тем современный уровень туризма, состояние материальной базы сопутствующих и инфраструктурных отраслей, сферы услуг, призванных обеспечить поступательное развитие туристской деятельности, не соответствуют мировому уровню и требованиям как индустрии туризма. Стратегия строится с учетом того факта, что многие элементы, составляющие туристскую индустрию, придется создавать впервые. Безусловно, следует учитывать и то, что развивать туризм придется в конкурентной среде ближних и отдаленных регионов России, других северных районов, которые делают акцент именно на северную тематику.
Созданные в стране механизмы государственной поддержки становления и развития туризма предусматривают то, что существенная помощь из федерального бюджета может быть оказана региональным проектам, имеющим значительный общегосударственный приоритет и обеспеченным надежным экономическим обоснованием. При этом расчет на участие федеральных бюджетных вложений и механизмов федеральной поддержки туристской индустрии возможен только при активном участии субъекта Федерации в принятии организационных мер и финансировании проектов.
Предназначение Стратегии состоит в том, что она:
является основой для выработки государственной политики, определяет основные направления развития туристской деятельности на территории Республики Саха (Якутия) до 2025 года, формирует единое видение содержания и перспектив развития туристской индустрии органами государственной власти, бизнесом и обществом;
создает принципиальную основу для разработки целевых программ в области создания материальной базы туризма, согласованного развития сопутствующих отраслей и производств;
рассматривается как база создания механизмов государственного управления и регулирования в данной отрасли, скоординированного формирования планов работы Правительства и законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Стратегия развития туристской индустрии в республике рассматривается в русле и тенденциях мировой практики и опыта. В большинстве стран туризм занимает место в числе базовых отраслей, играющих весьма значительную роль в экономике этих стран. Современная туристская индустрия - одна из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Италия и др.). Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10% валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики.
Согласно исследованию ЮНВТО <4> "Туризм-панорама 2020" увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020 г. г. прогнозируется более чем вдвое (табл. 1).
________________
<4> Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, 153 страны-участницы. Устав Всемирной туристской организации принят на внеочередной сессии Генеральной ассамблеи МСОТО (Мехико, 17 - 28 сентября 1970 года).
--------------------------------------------------------------------------
Прибытия Среднегодовой Доля, %
Регионы ------------------------ прирост, % за --------------
1995 2010 2020 1995 - 2020 1995 2020
--------------------------------------------------------------------------
Всего 565.4 1 006.4 10 561.1 4.1 100 100
--------------------------------------------------------------------------
Африка 20.2 47.0 77.3 5.5 3.6 5.0
--------------------------------------------------------------------------
Америка 108.9 190.4 282.3 3.9 19.3 18.1
--------------------------------------------------------------------------
Восточная Азия
и АТР 81.4 195.2 397.2 6.5 14.4 25.4
--------------------------------------------------------------------------
Европа 338.4 527.3 717.0 3.0 59.8 45.9
--------------------------------------------------------------------------
Ближний Восток 12.4 35.9 68.5 7.1 2.2 4.4
--------------------------------------------------------------------------
Южная Азия 4.2 10.6 18.8 6.2 0.7 1.2
--------------------------------------------------------------------------
Межрегиональные 464.1 790.9 1 183.3 3.8 82.1 75.8
--------------------------------------------------------------------------
Дальние поездки 101.3 215.5 377.9 5.4 17.9 24.2
--------------------------------------------------------------------------
World Tourism Organization (UN WTO)
В 2010 году основной показатель - число международных туристских прибытий должен превысить 1,0 млрд. человек, а к 2020 году составить 1,56 млрд. человек.
Другой важной тенденцией туристской деятельности отмечается та, что 1,18 млрд. туристов (76%) будут путешествовать в пределах своих макрорегионов, а 377 млн. человек будут совершать путешествия в другие регионы мира. Эти прогнозы национальные туристские администрации большинства стран используют и учитывают при определении и проведении государственной политики в сфере туризма.
Тем не менее характерным признаком прогнозного периода является то, что дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов, и соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменится от 82:18 в 1995 году до 76:24 в 2020 году. При этом ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион займет второе место (397 млн. туристов) после Европы (717 млн. туристов), существенно опередив при этом Америку - 282 млн. туристов. Вместе взятые эти три региона будут обслуживать 89,4% мирового туристского рынка. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.
Эти прогнозные оценки мировых тенденций развития туризма указывают на важные предпосылки, которые могут способствовать развитию туризма на территории республики. Предпосылки увеличения международных туристских прибытий, которые следует учесть при построении Стратегии развития туристской индустрии в Якутии, ЮНВТО называет следующие:
повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
повышение роли государственной политики в сфере туризма;
усиление роли государственно-частных партнерств;
необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
Ростуризм на основании данных <5> и прогноза развития туризма в мире, составленного ЮНВТО <6>, выделяет следующие тенденции:
________________
<5> Tourism Highlights. Edition 2007. World Tourism Organization, Madrid, 2007.
<6> Tourism 2020 Vision. A new forecast from the WTO, Madrid, 2000
1. Рост количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов.
При планировании государственной политики, направленной на развитие въездного туризма Республики Саха (Якутия), необходимо учитывать сложившуюся в последние годы в мире тенденцию превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Туристское предложение Якутии должно учитывать тенденции спроса туристов из соседних стран, преимущественно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом данная тенденция в ближайшие годы будет усилена из-за влияния мирового финансового кризиса.
2. Усиление конкуренции, как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения.