Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2012 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 03.12.2012)

Раздел I. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ


В основу программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения контрольно-надзорных функций, регулируемых Федеральным законом от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на территории Республики Саха (Якутия), включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.

Применение программно-целевого метода позволит:

определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;

увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;

обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных программой;

создать условия для оперативного и результативного управления рисками.

С 2006 года в Республике Саха (Якутия) реализуется административная реформа, направленная на повышение эффективности деятельности органов управления.

Реформа проводилась в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2009 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 мая 2008 года N 435-р, а также Плана мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2010 годы, утвержденного распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2009 года N 203-РП.

Целями административной реформы были определены:

повышение качества и доступности государственных услуг;

ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

За 5 лет было реализовано восемь направлений административной реформы. К 2011 году все запланированные мероприятия административной реформы в основном были реализованы. Поставленные цели достигнуты прежде всего на уровне создания необходимых правовых и организационных оснований для массовой оптимизации государственных услуг и совершенствования государственного управления. Однако более эффективная реализация была замедлена пересечением с иными направлениями совершенствования государственного управления - бюджетной реформой, реформой кадровой политики.

Внедрение управления по результатам и проектного управления происходило в эти годы весьма интенсивно. При этом ключевые аспекты проводились вне административной реформы, в основном в рамках реформы бюджетного процесса. Программой реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы были определены пути перехода на новые современные методы бюджетного планирования: повышение качества среднесрочного бюджетного планирования и использование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

Создана система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Определен перечень бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и физической культуры, средств массовой информации и культуры. Определен перечень стандартов качества предоставления бюджетных услуг в отраслях социальной сферы для возможности их контроля со стороны потребителей, требования к результатам работы бюджетных учреждений (включая государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием в федеральных вузах), негосударственных организаций, автономных некоммерческих организаций по предоставлению бюджетных услуг.

Утвержден Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг населению Республики Саха (Якутия) принятым стандартам. Определение объема предоставляемых бюджетных услуг и размера выделяемых на эти цели бюджетных средств производится с помощью ежегодной оценки потребности в бюджетных услугах.

Начата реализация задачи по внедрению программно-целевых методов бюджетирования в практику бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия). Начало было положено внедрением порядка формирования среднесрочных ведомственных программ, был утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств по реализации государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) до 2008 года.

Регламентация и стандартизация государственных (муниципальных) услуг (функций) стала важным направлением административной реформы.

Разработка административных регламентов государственных (муниципальных) функций и услуг позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, упорядочить административные процедуры.

В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую для заявителей (граждан и юридических лиц) информацию, предусмотренную законодательством (сроки, перечень документов, основания для отказа, административные процедуры, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и другое).

Утвержденные административные регламенты служат основой для оптимизации государственных функций и услуг и перевода их в электронный вид. К концу 2011 года в Республике Саха (Якутия) утверждено 190 административных регламентов услуг исполнительных органов государственной власти, 417 административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В рамках направления по предоставлению информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме обеспечено наполнение официальных сайтов органов государственной власти информацией о порядке предоставления государственных услуг. В 2010 году началось формирование Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Саха (Якутия). К концу 2011 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) была размещена информация о 111 первоочередных государственных услугах (функциях) и 802 муниципальных услугах.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) является необходимым мероприятием по повышению качества предоставления наиболее массовых и общественно значимых услуг всех трех уровней власти: федерального, регионального, муниципального.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов власти и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

В апреле 2010 года в городе Якутске открылся МФЦ, в котором предоставляется более 100 государственных и муниципальных услуг. Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами. МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями. Результаты проведенного мониторинга создания МФЦ показали, что почти 90% посетителей МФЦ высоко оценивают работу центра.

В рамках оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) проведена инвентаризация функций и услуг, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. По итогам инвентаризации был сформирован Реестр государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и подведомственными им государственными учреждениями. В рамках методического обеспечения оптимизации муниципальных функций сформированы типовые муниципальные услуги для всех уровней органов местного самоуправления.

Сводный учет количества контрольно-надзорных мероприятий исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется посредством федерального статистического наблюдения "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". За 9 месяцев 2011 года исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) проведено 1 759 проверок, за исключением проверок налоговых, финансовых, таможенных и других органов, исключенных из сферы Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Из общего количества проверок 42% приходится на плановые проверки, 58% - на внеплановые.

Размещение государственного и муниципального заказа претерпело серьезные изменения в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанный Федеральный закон предусмотрел открытые и гласные процедуры размещения заказа, создал некоторые механизмы для развития конкуренции в сфере государственного и муниципального заказа. С 2006 года действует официальный сайт для размещения информации о размещении заказов.