Концепция развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана с учетом Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 696-З N 327-IV "О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)", Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 года N 524.
В настоящей Концепции использованы следующие основные понятия:
адаптивная физическая культура (АФК) - часть физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта, слуха и других функций, содержащая в себе комплекс эффективных средств их физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции;
адаптивный спорт (спорт инвалидов) (АС) - вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации;
физическая реабилитация - восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в том числе Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и Всемирных специальных олимпийских игр;
Паралимпийские игры - высший международный спортивный форум спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, которых представляют национальные паралимпийские комитеты, признанные Международным паралимпийским комитетом;
Сурдлимпийские игры - высший международный спортивный форум спортсменов с нарушением слуха, которых представляют национальные паралимпийские комитеты, признанные Международным паралимпийским комитетом;
Всемирные специальные олимпийские игры - международные соревнования среди людей с проблемами в психо-интеллектуальном развитии;
лицо с ограниченными возможностями здоровья (лицо с ОВЗ) - лицо, имеющее физический или интеллектуальный недостаток, который препятствует освоению (достижению) результатов в физической и спортивной подготовке, соизмеримых с результатами лиц, не имеющих указанных ограниченных возможностей, без создания для этого специальных условий;
классификация - процесс определения классификатором или группой классификаторов класса (классификационной категории) спортсменов-паралимпийцев с целью создания им возможности соревноваться с другими спортсменами-паралимпийцами, имеющими аналогичный уровень функциональных возможностей.
Основные установочные положения Концепции сводятся к следующему:
1. В Концепции определены стратегические подходы к дальнейшему развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия). Данная Концепция будет служить целевым ориентиром исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления муниципальных образований, спортивным сообществам для реализации своих полномочий и функций по организации развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия), а также основой для разработки и реализации программных документов в данной области или отдельных направлениях.
2. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт включают в себя как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику и большое количество сведений медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин. При этом не только обобщаются сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируются новые знания, представляющие собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин.
3. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт представляют собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии, которое объединяет в себе адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное физическое воспитание, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.
4. В основу теории адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, определения ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функций положено учение о естественных и социальных потребностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья.
5. Признание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации - основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и ценностных ориентаций, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться с учетом их потребностей, исходя из их конечных целей, определяющих систему жизненных установок для каждого индивидуально.
7. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте как принципиально неделимое и целостное единство, как люди, обладающие уникальными свойствами. Поэтому в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте основной упор направлен не на "физическое совершенствование" занимающихся, а на их всестороннее развитие и совершенствование в процессе занятий физическими упражнениями.
8. Для более эффективного развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в республике и в отдельно взятом учреждении необходимо учесть социально-экономические условия, национально-этнические особенности района, климатогеографические и ряд других факторов.