ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2009 года N 524

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 октября 2008 года N Пр-2248 ГС (подпункт "а" пункта 1), данного по итогам совместного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления подготовить программы развития физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года.

3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту (Гуляев М.Д.) совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Пахомов А.А.), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дегтярев Н.Н.), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) на основании данной Стратегии разработать республиканские программы развития детско-юношеского спорта, студенческого спорта, инвалидного спорта, спорта высших достижений, национальных видов спорта, спортивной медицины, физической культуры и спорта исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.


Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ГРАБЦЕВИЧ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 11 декабря 2009 года N 524

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2020 ГОДЫ

I. Целесообразность разработки Стратегии

В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными, но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.

Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия).

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на дальнейшее развитие физической культуры и массового спорта.

Тем не менее, если сравнить показатель регулярно занимающихся физической культурой в Республике Саха (Якутия) со статистическими данными ведущих зарубежных стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, то наша республика значительно отстает. В настоящее время в республике занимаются физической культурой и спортом только 17,3 процента населения (164 385 человек). Показатели здоровья и физической подготовки детей, подростков, призывников и другой молодежи, распространение алкоголизма и наркомании говорят о необходимости развития физической культуры и массового спорта.

В республике недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабо развита сеть спортивных объектов по месту жительства. Требуют решения проблемы организации активного отдыха молодежи, преодоления межведомственной разобщенности в управлении детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), слабой материально-технической базы в городах и особенно в сельской местности.

Стратегия определяет пути совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, увеличения количества людей, занимающихся физической культурой и спортом, обеспечения достойного выступления якутских спортсменов на российских и международных соревнованиях.

Цель разработки Стратегии - определение основных направлений, а также путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2009 - 2020 годы) устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), формирование здорового образа жизни и потребности населения в регулярных занятиях спортом, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, развитие национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Стратегия позволит повысить спортивное мастерство и конкурентоспособность спортсменов республики на российском и международном уровнях, обеспечит поддержку и развитие паралимпийского спорта, что в целом будет способствовать социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостояния населения Республики Саха (Якутия).

Сегодня стало очевидным, что развитие физической культуры и спорта в республике требует комплексного и научно обоснованного системного подхода. В этой связи разработка Стратегии является первым шагом в оптимальном решении проблемы в условиях совершенствования управления развитием физической культуры и спорта, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Цели, задачи и основные направления реализации Стратегии позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и определить приоритетность тех или иных мероприятий. В рамках Стратегии, помимо распределения полномочий между органами исполнительной власти на республиканском и муниципальном уровнях, предусмотренных законодательством РФ, предполагается широкое участие общественных организаций, коммерческих структур, юридических и физических лиц. Также будут определены показатели и критерии оценки, которые позволят ежегодно оценивать результаты тех или иных мероприятий на каждом этапе реализации Стратегии.

Для успешной реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2020 годы предлагаются следующие направления:

приоритетным станет развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;

предполагается активное развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;

дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта Якутии;

развитие спорта высших достижений будет достигнуто путем повышения квалификации тренеров, организации научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизации специализированной инфраструктуры, научно-методического и организационного обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов, налаживания сотрудничества с Федеральным антидопинговым центром;

планируется проводить мониторинг среди населения в оценке действий государства в области физической культуры, также отслеживать статистику по количеству регулярно занимающихся физкультурой и спортом.

II. Основные факторы, создающие проблемы в развитии физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)

При определении направлений развития физической культуры и спорта необходимо учитывать региональные особенности Республики Саха (Якутия): географические, климатические, транспортные и другие.

В настоящее время имеется ряд факторов и проблем, не позволяющих эффективно развивать физическую культуру и спорт в республике и требующих неотложного решения, а именно:

2.1. Характерные проблемы в работе с детьми и учащейся молодежью в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:

недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений в наслегах;

в большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры в начальной школе проводятся в актовых залах или коридорах учителями начальных классов, не имеющими специального физкультурного образования;

недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров, недостаточная организация мероприятий и мер по повышению их квалификации;

низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;

недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;

слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;

неполная нагрузка использования имеющихся спортивных сооружений;

недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;

недостаточное количество отделений по национальным видам спорта в детско-юношеских спортивных школах;

отсутствие республиканской программы развития системы детско-юношеского спорта на долгосрочную перспективу;

низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;

неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва;

недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований, и, как следствие, отсутствие научно обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва.

2.2. В работе со взрослым населением:

отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах;

слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках, наслегах;

малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям;

недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;

недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;

отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;

недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения;

слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности.

2.3. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:

практически полное отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;

недостаток профессиональных кадров по работе с данным контингентом;

недостаточное финансирование развития спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

низкий уровень проводимой физкультурно-спортивной работы среди учащихся специальных образовательных учреждений (для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии);

отсутствие спортивно-оздоровительных (в том числе адаптивных) групп в детско-юношеских спортивных школах или отделениях ДЮСШ.

Решение вышеуказанных проблем будет осуществляться поэтапно, исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

III. Стратегические целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) должны стать:

разработка и принятие нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых норм;

увеличение количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия), с 17,3 процента в 2008 году до 30 процентов в 2017 году и не менее 40 процентов в 2020 году;

увеличение количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры и спорта;

подготовка и успешное выступление спортсменов республики на чемпионатах России, Европы, Азии, мира, летних и зимних Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, Всемирных интеллектуальных играх в период с 2010 по 2020 годы;

увеличение количества регулярно занимающихся адаптивной физкультурой и спортом из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

подготовка и достойное выступление спортсменов-инвалидов в составах спортивной сборной команды Российской Федерации на летних и зимних Паралимпийских, Сурдлимпийских играх в период с 2010 по 2020 годы;

увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2013 году - на 25 процентов, в 2017 году - на 30 процентов, в 2020 году - не менее 35 процентов;

проведение полного анализа эффективности использования действующих спортивных объектов и разработка на его основе республиканской программы привлечения широких слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Важнейшим достижением реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 будут улучшение качества и благосостояния жизни якутян, укрепление здоровья и развитие человеческого потенциала Республики Саха (Якутия).

IV. Приоритетные направления, пути решения задач

Считать приоритетными направлениями физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия):

развитие физической культуры и массового спорта с учетом большого разнообразия, постоянного обновления программ и современных технологий в области фитнеса по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;

развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры и спорта инвалидов;

развитие спорта высших достижений;

дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта народов Якутии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»