ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2009 года N 524
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 октября 2008 года N Пр-2248 ГС (подпункт "а" пункта 1), данного по итогам совместного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления подготовить программы развития физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года.
3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту (Гуляев М.Д.) совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Пахомов А.А.), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дегтярев Н.Н.), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) на основании данной Стратегии разработать республиканские программы развития детско-юношеского спорта, студенческого спорта, инвалидного спорта, спорта высших достижений, национальных видов спорта, спортивной медицины, физической культуры и спорта исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2009 - 2020 ГОДЫ
В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными, но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия).
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на дальнейшее развитие физической культуры и массового спорта.
Тем не менее, если сравнить показатель регулярно занимающихся физической культурой в Республике Саха (Якутия) со статистическими данными ведущих зарубежных стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, то наша республика значительно отстает. В настоящее время в республике занимаются физической культурой и спортом только 17,3 процента населения (164 385 человек). Показатели здоровья и физической подготовки детей, подростков, призывников и другой молодежи, распространение алкоголизма и наркомании говорят о необходимости развития физической культуры и массового спорта.
В республике недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабо развита сеть спортивных объектов по месту жительства. Требуют решения проблемы организации активного отдыха молодежи, преодоления межведомственной разобщенности в управлении детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), слабой материально-технической базы в городах и особенно в сельской местности.
Стратегия определяет пути совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, увеличения количества людей, занимающихся физической культурой и спортом, обеспечения достойного выступления якутских спортсменов на российских и международных соревнованиях.
Цель разработки Стратегии - определение основных направлений, а также путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2009 - 2020 годы) устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), формирование здорового образа жизни и потребности населения в регулярных занятиях спортом, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, развитие национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Стратегия позволит повысить спортивное мастерство и конкурентоспособность спортсменов республики на российском и международном уровнях, обеспечит поддержку и развитие паралимпийского спорта, что в целом будет способствовать социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостояния населения Республики Саха (Якутия).
Сегодня стало очевидным, что развитие физической культуры и спорта в республике требует комплексного и научно обоснованного системного подхода. В этой связи разработка Стратегии является первым шагом в оптимальном решении проблемы в условиях совершенствования управления развитием физической культуры и спорта, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Цели, задачи и основные направления реализации Стратегии позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и определить приоритетность тех или иных мероприятий. В рамках Стратегии, помимо распределения полномочий между органами исполнительной власти на республиканском и муниципальном уровнях, предусмотренных законодательством РФ, предполагается широкое участие общественных организаций, коммерческих структур, юридических и физических лиц. Также будут определены показатели и критерии оценки, которые позволят ежегодно оценивать результаты тех или иных мероприятий на каждом этапе реализации Стратегии.
Для успешной реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2020 годы предлагаются следующие направления:
приоритетным станет развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;
предполагается активное развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта Якутии;
развитие спорта высших достижений будет достигнуто путем повышения квалификации тренеров, организации научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизации специализированной инфраструктуры, научно-методического и организационного обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов, налаживания сотрудничества с Федеральным антидопинговым центром;
планируется проводить мониторинг среди населения в оценке действий государства в области физической культуры, также отслеживать статистику по количеству регулярно занимающихся физкультурой и спортом.
При определении направлений развития физической культуры и спорта необходимо учитывать региональные особенности Республики Саха (Якутия): географические, климатические, транспортные и другие.
В настоящее время имеется ряд факторов и проблем, не позволяющих эффективно развивать физическую культуру и спорт в республике и требующих неотложного решения, а именно:
2.1. Характерные проблемы в работе с детьми и учащейся молодежью в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования:
недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений в наслегах;
в большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры в начальной школе проводятся в актовых залах или коридорах учителями начальных классов, не имеющими специального физкультурного образования;
недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров, недостаточная организация мероприятий и мер по повышению их квалификации;
низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;
недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения;
слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;
неполная нагрузка использования имеющихся спортивных сооружений;
недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;
недостаточное количество отделений по национальным видам спорта в детско-юношеских спортивных школах;
отсутствие республиканской программы развития системы детско-юношеского спорта на долгосрочную перспективу;
низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;
неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва;
недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований, и, как следствие, отсутствие научно обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва.
2.2. В работе со взрослым населением:
отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах;
слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках, наслегах;
малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям;
недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;
недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;
отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;
недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения;
слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности.
2.3. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:
практически полное отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
недостаток профессиональных кадров по работе с данным контингентом;
недостаточное финансирование развития спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
низкий уровень проводимой физкультурно-спортивной работы среди учащихся специальных образовательных учреждений (для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии);
отсутствие спортивно-оздоровительных (в том числе адаптивных) групп в детско-юношеских спортивных школах или отделениях ДЮСШ.
Решение вышеуказанных проблем будет осуществляться поэтапно, исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) должны стать:
разработка и принятие нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых норм;
увеличение количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия), с 17,3 процента в 2008 году до 30 процентов в 2017 году и не менее 40 процентов в 2020 году;
увеличение количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры и спорта;
подготовка и успешное выступление спортсменов республики на чемпионатах России, Европы, Азии, мира, летних и зимних Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, Всемирных интеллектуальных играх в период с 2010 по 2020 годы;
увеличение количества регулярно занимающихся адаптивной физкультурой и спортом из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
подготовка и достойное выступление спортсменов-инвалидов в составах спортивной сборной команды Российской Федерации на летних и зимних Паралимпийских, Сурдлимпийских играх в период с 2010 по 2020 годы;
увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2013 году - на 25 процентов, в 2017 году - на 30 процентов, в 2020 году - не менее 35 процентов;
проведение полного анализа эффективности использования действующих спортивных объектов и разработка на его основе республиканской программы привлечения широких слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Важнейшим достижением реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 будут улучшение качества и благосостояния жизни якутян, укрепление здоровья и развитие человеческого потенциала Республики Саха (Якутия).
Считать приоритетными направлениями физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия):
развитие физической культуры и массового спорта с учетом большого разнообразия, постоянного обновления программ и современных технологий в области фитнеса по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях;
развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры и спорта инвалидов;
развитие спорта высших достижений;
дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта народов Якутии.