В докладах о деятельности Уполномоченного предыдущих лет отмечались проблемы реализации прав граждан на информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В этой связи постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.02.2012 N 22 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году" им рекомендовано:
- обсудить вопрос о состоянии информирования жителей о своей деятельности, деятельности управлений, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования, о видах, формах и процедуре оказания услуг, входящих в их компетенцию, и мерах по его улучшению;
- рассмотреть на сессиях представительных органов ход реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 28.04.2011, и законодательства о предоставлении бесплатной юридической помощи.
Главам муниципальных образований Уполномоченным направлены соответствующие письма. Анализ положения дел в муниципальных районах и городских округах свидетельствует о том, что практически в каждом из них при осуществлении информационной деятельности используются такие важные информационные ресурсы, как районные газеты и официальные сайты, а также местное телевещание.
В городах Рубцовске, Барнауле, а также Петропавловском, Ребрихинском и Заринском районах должностными лицами проводится консультирование граждан как лично (в часы приема), так и при телефонном обращении в рамках работы "прямого провода" либо "горячей линии". В Кулундинском и Локтевском районах практикуется проведение дней ведомственной грамотности и правовых знаний. В Алейском, Ребрихинском и Заринском районах рабочие группы специалистов районных администраций, правоохранительных органов, учреждений соцзащиты, пенсионного фонда и других ведомств ежемесячно выезжают в сельские поселения для информирования и консультирования граждан.
По-прежнему, актуальным является издание разного рода информационных брошюр, памяток, а также размещение тематических материалов на информационных стендах в администрациях, учреждениях и организациях (г. Барнаул, г. Камень-на-Оби, Тюменцевский, Петропавловский, Алейский, Заринский районы).
В муниципальных образованиях через публичные центры правовой информации библиотек распространяются сведения о их работе. В Петропавловском районе издается сборник муниципальных правовых актов, которым располагает каждая сельская библиотека. В городе Барнауле работает на постоянной основе Общественный консультационный центр. Обеспечивая возможность пользования Интернетом различным категориям граждан, как правило, пенсионерам, в ряде районов организована работа курсов компьютерной грамотности.
Придавая особое внимание реализации Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Алтайскому краевому Законодательному Собранию направлено соответствующее письмо, в результате чего работа в этом направлении значительно оживилась. С информационной целью различными службами и учреждениями создаются условия для консультирования граждан. Так, создана "горячая линия" профсоюзов Алтая, консультирующая граждан по вопросам в сфере трудового законодательства. По приблизительным подсчетам, экономическая эффективность от всех видов правозащитной работы профсоюзов (индивидуальное консультирование, оказание практической помощи в судебных процессах, проведение проверок исполнения условий договоров и др.) составила свыше 100 миллионов рублей. В краевой массовой газете "Профсоюзы Алтая" выделена специальная полоса "Знай, уважай и соблюдай закон!". Активная работа по оказанию бесплатной юридической помощи ведется юридическими клиниками при учреждениях высшего профессионального образования. Значительно расширена деятельность Центра правовой помощи при юридическом факультете Алтайской академии экономики и права - прием граждан ведется теперь в трех зданиях академии. На базе юридического факультета Алтайского государственного университета начал свою работу Центр правовой защиты семьи и детства. Ряд общественных приемных дополнительно открыт региональным отделением Ассоциации юристов России. Дважды на базе публичного центра правовой информации краевой библиотеки им. В.Я.Шишкова прошли Дни правовой грамотности по теме "Предоставление жилищно-коммунальных услуг" и "Социальная защита. Социальное обеспечение". Учитывая большой интерес у жителей краевой столицы к их проведению, аналогичные мероприятия запланированы на 2013 год.
Содействие гражданам, желающим разрешить гражданско-правовые вопросы, осуществляется Сибирским Центром медиации и права, где сегодня важной задачей является распространение информации об институте медиации, порядке и способах урегулирования медиаторами споров, контактах и итогах деятельности. С этим связано пока еще небольшое количество лиц, прибегающих к услугам медиаторов.
Результатом встречи Уполномоченного и Управляющего государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ стала значительная активизация информационной работы отделений Фонда. Разработана памятка о порядке получения инвалидами средств реабилитации, которая распространяется в лечебных и социальных учреждениях, Главном бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю, территориальными учреждениями фонда. Подготовлены разъяснения о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем, либо невозможности его выплаты в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах, которые размещены в доступных местах лечебных учреждений.
В мае 2012 года вступил в силу Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в котором поставлена задача обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Принят Закон Алтайского края N 56-ЗС от 05.07.2012 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Алтайского края", определяющий способы и формы ее предоставления. Этот вопрос рассмотрен на заседании краевой комиссии по проведению административной реформы и реформированию государственной гражданской службы. В крае принято больше 200 административных регламентов. Если раньше, приходя за документом, для выдачи требовали еще десяток справок, то сейчас при оказании услуги составлены перечни документов, требования свыше которых неправомерны. Теперь госорган не вправе требовать от граждан информацию, которую может получить посредством межведомственного запроса. На комиссии принято решение о необходимости обеспечения эффективного межведомственного информационного обмена, т.к. на практике оно пока не отлажено.
Данные свидетельствуют о том, что в крае проводится необходимая работа по предоставлению гражданам информации о деятельности органов власти и местного самоуправления, учреждений и организаций. Административная реформа была задумана, чтобы навести порядок, в том числе и в полномочиях чиновников. Вместе с тем, наблюдаются случаи информационной недостаточности и длительного времени ожидания при предоставлении государственных услуг. Существенен информационный вакуум в сфере пассажирских перевозок (на остановочных пунктах отсутствуют объявления о маршрутах следования и графике движения городского транспорта). Многими учреждениями не выдерживается время ожидания предоставления государственных услуг. Ряд административных регламентов принят формально, за их выполнением никто не следит. Исправлению ситуации может послужить жесткий контроль со стороны надзирающих органов и общественности за их исполнением. При этом, первостепенное значение имеют каналы подачи информации населению не только путем опубликования на Интернет-сайтах, но и используя все издающиеся в крае газеты, журналы, каналы радио и телевидения.