АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2013 года N 181

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2012 ГОДУ


Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2012 году, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в соответствии с законом Алтайского края от 11 ноября 2002 года N 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае", рекомендациями, изложенными в постановлении Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 февраля 2012 года N 22, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края.

Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2012 году стали работа по правовому просвещению граждан, информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, организационно-методическая работа с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного, рассмотрение обращений граждан.

Изучены проблемы, связанные с реализацией прав граждан на благоприятную окружающую среду, организацией информирования населения о деятельности органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, исполнением государственных и муниципальных функций, видом и порядком оказания государственных и муниципальных услуг.

Уполномоченным подготовлены и направлены в органы государственной власти Российской Федерации и Алтайского края предложения о совершенствовании административного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об улучшении деятельности управляющих компаний.

Уполномоченным осуществлялась деятельность по реализации Плана мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Губернатора Алтайского края от 10 августа 2010 года N 269-р. Совместно с органами государственной власти Алтайского края проведены конкурсы по правовому просвещению, подготовлены и изданы три номера бюллетеня Уполномоченного "Права. Свободы. Человек", опубликован специальный доклад "О соблюдении права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии в части обращения с отходами на территории Алтайского края", в серии "Библиотечка Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае" опубликованы нормативные правовые акты, продолжено индивидуальное консультирование граждан по вопросам реализации их конституционных прав.

Общее количество обращений к Уполномоченному по сравнению с предыдущим годом снизилось с 2440 до 2122, 15 процентов обращений - о нарушении жилищных прав граждан, в т.ч. в области жилищно-коммунального хозяйства, 13 процентов - о реализации права на социальное обеспечение и социальную защиту, 12 процентов - жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов.

Деятельность Уполномоченного в 2012 году осуществлялась во взаимодействии с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

В соответствии со статьей 20 закона Алтайского края от 11 ноября 2002 года N 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузова о его деятельности в 2012 году.

2. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае:

продолжить работу по правовому просвещению и информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, привлекая для этих целей социальные учреждения, общественные организации, средства массовой информации;

продолжить работу по изучению соответствия порядка предоставления государственных и муниципальных услуг нормам административных регламентов;

содействовать в пределах своих полномочий обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края;

сформировать состав представителей (доверенных лиц) Уполномоченного на очередной срок полномочий Уполномоченного;

систематически размещать информацию о деятельности на официальном сайте Уполномоченного, обобщать и распространять опыт работы представителей (доверенных лиц) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.

3. Алтайскому краевому Законодательному Собранию обеспечить систематическое информирование граждан через официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания и официальные средства массовой информации о принимаемых нормативных правовых актах.

4. Рекомендовать Администрации Алтайского края:

обеспечить систематическое информирование граждан через официальный сайт Администрации Алтайского края и официальные средства массовой информации о принимаемых нормативных правовых актах;

осуществлять систематическое информирование населения о деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, о видах и порядке оказания государственных услуг;

оказать поддержку деятельности публичных центров правовой информации при муниципальных библиотеках.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления:

осуществлять информирование жителей о своей деятельности, о видах и порядке оказания муниципальных услуг;

поставить на особый контроль вопрос о создании условий для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике.

7. Снять с контроля постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 февраля 2012 года N 22 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году".

8. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".

Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания
И.И.ЛООР





ДОКЛАД "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2012 ГОДУ"

Введение


Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) - государственный правозащитный институт, учрежденный в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями и их должностными лицами. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции других органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного являются:

- осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами;

- обеспечение и усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействие их восстановлению в случае нарушения;

- участие в совершенствовании законодательства и правовом просвещении населения в области прав и свобод человека и гражданина, информирование органов власти и местного самоуправления, населения о положении в этой сфере;

- рассмотрение жалоб жителей края на нарушения их прав, а также ситуаций, чреватых массовыми или грубыми нарушениями прав человека, случаев их нарушения, имеющих особое общественное значение.

Специфика обязанностей Уполномоченного состоит в защите прав и свобод человека на основе Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, Устава и иных нормативных правовых актов Алтайского края. Действуя в пределах компетенции, установленной Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае", он не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций. В силу этого, нередко приходится призывать должностных лиц к проявлению справедливости, даже в тех случаях, когда формальные требования закона соблюдены.

Мониторинг ситуации с правами и свободами человека позволяет выделить те сферы, в которых наблюдался ощутимый прогресс.

Заметно растут доходы населения края. Произошли позитивные изменения на рынке труда. Активно открываются новые рабочие места, сокращается уровень безработицы. Динамика социально-экономического развития за последние два года свидетельствует о макроэкономической стабильности и поступательном развитии края. Этого удалось достичь в результате реализации целевых программ: "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы, а также за счет реализации программ в сфере строительства жилья и модернизации ЖКХ. Программы, ориентированные на решение социальных проблем: "Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями "группы риска", "Молодежь Алтая", "Содействие занятости населения Алтайского края на 2010 - 2012 годы", а также программы, направленные на социальную поддержку детей и граждан пожилого возраста, и ряд других оказывают положительное влияние на общую ситуацию с правами человека. Они позволили объединить усилия органов исполнительной власти, негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории края, в создании предпосылок для повышения качества жизни населения края и условий для перехода экономики на инновационный путь развития. В последние годы в крае наблюдается положительная демографическая тенденция - снижение естественной и миграционной убыли населения края.

Это часть позитивных перемен. Но нерешенных проблем, к сожалению, еще много. Людей волнуют не только низкие зарплаты и пенсии, но и невозможность получения социального жилья, отсутствие адекватного медицинского обслуживания. Все больше привлекает внимание проблема коррупции в органах государственной власти, в том числе правоохранительных.

В соответствии со статьей 20 закона "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2012 году" представляется Губернатору Алтайского края, Алтайскому краевому Законодательному Собранию. В нем дается общая оценка положению дел с правами человека в Алтайском крае, состоянию и динамике наиболее важных правозащитных проблем, приводится информация о деятельности Уполномоченного, включающая рассмотрение обращений граждан, взаимодействие с государственными органами, анализ законодательства в этой области.

Доклад составлен на основе обобщения информации из:

- индивидуальных и коллективных обращений граждан, бесед с гражданами в ходе личного приема Уполномоченным и сотрудниками его аппарата;

- материалов инспекций мест принудительного содержания, медицинских, социальных и других учреждений, переписки Уполномоченного с государственными органами;

- сообщений неправительственных правозащитных организаций и публикаций средств массовой информации.

1. Анализ обращений


За 2012 год в аппарат Уполномоченного поступило 2122 обращения граждан, находящихся как на территории края, так и за его пределами. Их число по сравнению с 2011 годом незначительно снизилось, что связано с активным развитием различных форм дистанционного оказания государственных услуг населению, сети общественных центров доступа к информации, активизацией информирования общества о деятельности органов государственной власти, а также работой созданного в крае института Уполномоченного при губернаторе Алтайского края по правам ребенка. Около одной тысячи граждан побывали на личном приеме у Уполномоченного и сотрудников аппарата. Большое количество телефонных звонков (ежедневно не менее 20), не требующих дополнительного изучения, как и обращений к представителям (доверенным лицам) Уполномоченного в муниципальных образованиях и городских округах (больше 3 тысяч), не нашли отражения в статистических данных.

Граждане писали из всех городов и районов края, а также из Кемеровской, Омской, Новосибирской областей, Республик Алтай и Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа, Красноярского края и г. Москвы, но, по традиции, основное их количество поступило от жителей краевого центра - 897 (42% от общего количества).

К лидерам по числу направленных из территорий края жалоб (на 10 тыс. населения) можно отнести Кытмановский, Тюменцевский, Шелаболихинский районы. Высокий числовой показатель поступивших обращений из Первомайского, Усть-Калманского, Усть-Пристанского районов обусловлен проведением там личного приема Уполномоченным. Более подробно эти данные представлены в приложении 1 (не приводится).

По количеству обратившихся жителей можно оценить их активность и деятельность местных органов власти по разрешению тех или иных проблем людей. Часто невозможность помочь заявителям органы местного самоуправления связывают "с недостаточным финансированием" и "отсутствием бюджетных средств".

Обращения от жителей г. Барнаула*

(по районам, на 10 тыс. населения)

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В 2012 году тематика поступивших обращений соответствовала тенденциям последних лет. При всем многообразии поднятых заявителями проблем наибольшее число составляли вопросы исполнения жилищного законодательства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Эти показатели традиционно остаются высокими (315 за прошлый год, 347 в 2011 году). Их удельный вес от общего числа составляет 15%. В основном жители края жалуются на отказы в получении социального жилья и проведение ремонта многоквартирных жилых домов, низкое качество и высокую стоимость услуг ЖКХ. Остро стоит вопрос расселения из аварийного жилья.

Вопросы жилищного законодательства и ЖКУ*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


На втором месте в общем объеме обращений (13%) - проблемы социального обеспечения. В 282 письмах вопросы пенсионного обеспечения и социального страхования, установления и пересмотра инвалидности, неудовлетворенность деятельностью органов социальной защиты населения. Чаще всего люди обращаются за помощью в получении социальных льгот, присвоением званий, назначении и выплате пенсий, установлением статуса лица, подвергшегося облучению в ходе проведения испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне.

Вопросы социальной защиты и социального обеспечения*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


На третьем месте жалобы на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов (12%). Суть таких обращений: жалобы на неэффективное расследование преступлений по возбужденным уголовным делам, на приостановление предварительного следствия, несогласие с предъявленным обвинением, принуждение сотрудниками органов дознания и следствия к даче показаний, необходимых следствию, с использованием способов, запрещенных законом.

Жалобы на правоохранительные органы*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Несмотря на сокращение числа обращений по соблюдению и защите прав детей, в каждом десятом из общего числа писем - вопросы обеспечения жильем от лиц из числа детей-сирот, просьбы о помощи в вопросах усыновления и опекунства, лишения родительских прав, взыскания алиментов, получении путевок в детские сады и другие.

Вопросы соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, занимают значительное место среди общего количества обращений. Это одна из самых многочисленных категорий заявителей (19% - 423 чел.). Основная часть их писем с просьбами о пересмотре судебных актов и жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов в связи с привлечением к уголовной ответственности. Несмотря на то, что решение такого рода вопросов не относится к компетенции Уполномоченного, принимаются все возможные меры по содействию заявителям в рамках существующего законодательства.

Значительно возросло количество жалоб на действия (бездействие) должностных лиц как коммерческих организаций, так и государственных и муниципальных служащих. Прирост по данной категории обращений составил 41 жалобу.

Примером может служить ситуация по обращению жителей Целинного района, которые в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направляли свои письменные заявления в администрацию района, однако должностные лица не торопились с ответом. В результате проведенной прокурорской проверки, инициированной Уполномоченным, в адрес главы администрации района вынесено представление об устранении нарушений гражданского законодательства и порядка рассмотрения обращений граждан. За невыполнение требований, установленных законом, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Более чем в 2 раза увеличилось число обращений с просьбами о содействии в получении справок, необходимых для приобретения того или иного статуса, что связано как с невозможностью получения сведений ввиду их фактического отсутствия, так и с недобросовестной работой уполномоченных на выдачу документов органов.

Из года в год не сокращается число обращений по обжалованию действий судебных приставов, которые, по мнению заявителей, проявляются как в превышении должностными лицами своих полномочий, так и в неэффективной деятельности по розыску должника и его средств на погашение задолженностей.

Увеличилось число обращений по вопросам реализации права на благоприятную окружающую среду. Жалобы жителей края, многочисленные публикации и репортажи в средствах массовой информации, сети Интернет свидетельствуют о том, что в последние годы проблемы защиты окружающей природной среды и создание благоприятных условий проживания приобрели острый характер. В специальном докладе Уполномоченного "О соблюдении права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии в части обращения с отходами на территории Алтайского края", подготовленном в декабре 2012 года, освещена ситуация, связанная только с переработкой и утилизацией отходов, что является лишь частью актуальных направлений при соблюдении прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности. В заключении доклада ряду ведомств высказаны предложения по совершенствованию их деятельности в решении обозначенной проблемы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»