ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2013 года N 123

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2013 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в редакции постановлений Правительства РТ от 10.07.2013 N 420, от 13.11.2013 N 659)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Тыва на 2013 год и на период до 2020 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее постановление в газетах "Тувинская правда" и "Шын".

Глава - Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ

     




Утвержден
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 7 марта 2013 года N 123

КОМПЛЕКС мер по модернизации системы общего образования Республики Тыва на 2013 год и на период до 2020 года

(в ред. постановлений Правительства РТ от 10.07.2013 N 420, от 13.11.2013 N 659)

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Тыва на 2013 год и на период до 2020 года разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", мероприятиями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р, направлен на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В рамках реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Тыва в 2011 и 2012 годах заложены основы для дальнейшей модернизации системы общего образования республики, направленной на обеспечение нового качества образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе.

Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Тыва за 2011 - 2012 годы

В условиях реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Тыва в 2011 и 2012 годах достигнуты значительные показатели результативности.

1. Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии за два года

Таблица 1

     

ЗНАЧЕНИЯ показателей результативности предоставления субсидии Республике Тыва на конец 2011 года


 Наименование показателя
 результативности предоставления
 субсидии                

 Значение показателя
 результативности
 предоставления субсидии   

 план     

 факт     

1. Соотношение среднемесячной заработной
платы учителей в субъекте Российской
Федерации за IV квартал 2011 г.
и среднемесячной, по данным Федеральной
службы государственной статистики,
заработной платы работников, в целом по
экономике субъекта Российской Федерации
за I квартал 2011 г. (процентов)        

 116       

 127       

2. Доля школьников, обучающихся
по федеральным государственным
образовательным стандартам, в общей
численности школьников (процентов)      

 13,2     

 13,4     

2.1. Начальное общее образование
(процентов)                             

 29,5     

 29,5     

2.2. Основное общее образование
(процентов)                             

 0       

 0       

2.3. Среднее (полное) общее
образование (процентов)                 

 0       

 0       

3. Доля учителей, получивших
в установленном порядке первую,
высшую квалификационные категории
и подтверждение соответствия занимаемой
должности, в общей численности
учителей (процентов)                    

 8,8     

 8,8     

4. Доля учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений,
прошедших повышение квалификации
и профессиональную переподготовку
для работы в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами, в общей численности
руководителей и учителей
образовательных учреждений (процентов)  

 27       

 27       

5. Доля общеобразовательных учреждений,
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений
(процентов)                             

 2,0     

 22,6     

6. Динамика снижения потребления по всем
видам топливно-энергетических ресурсов  

положительная

положительная

     
Таблица 2

ЗНАЧЕНИЯ показателей результативности предоставления субсидии Республике Тыва на конец 2012 года


 Наименование показателя
 результативности предоставления
 субсидии                

 Значение показателя
 результативности
 предоставления субсидии   

 план     

 факт     

1. Соотношение среднемесячной заработной
платы учителей в субъекте Российской
Федерации за IV квартал 2012 г.
и среднемесячной, по данным Федеральной
службы государственной статистики,
заработной платы работников, в целом по
экономике субъекта Российской Федерации
в 2012 г. (процентов)                   

 110,2      

 120,0     

2. Доля школьников, обучающихся
по федеральным государственным
образовательным стандартам, в общей
численности школьников (процентов)      

 24,5      

 27,4     

2.1. Начальное общее образование
(процентов)                             

 57,4      

 57,4     

2.2. Основное общее образование
(процентов)                             

 3,7      

 5,7     

2.3. Среднее (полное) общее образование
(процентов)                             

 0        

 0       

3. Доля учителей, получивших
в установленном порядке первую
и высшую квалификационные категории
и подтверждение соответствия занимаемой
должности, в общей численности учителей
(процентов)                             

 9,3      

 14,4     

4. Доля руководителей и учителей
общеобразовательных учреждений,
прошедших повышение квалификации и (или)
профессиональную переподготовку для
работы в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами, в общей численности
руководителей и учителей
общеобразовательных учреждений
(процентов)                             

 30,0      

 33,1     

5. Доля общеобразовательных учреждений,
осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся, в общей численности
общеобразовательных учреждений
(процентов)                             

 23,6      

 23,6     

6. Динамика снижения потребления по всем
видам топливно-энергетических ресурсов  

положительная

положительная


Значения показателей результативности выполнения Соглашений между Минобрнауки России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за 2011 и 2012 годы показывают следующее.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Республике Тыва за IV квартал 2012 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Республики Тыва в 2012 году превысил целевой показатель, равный 110,2 процента, на 9,8 процента и составил 120,0 процента.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), в общей численности школьников в 2012 году фактически составила 27,4 процента и превысила целевой показатель 24,5 процента на 2,9 процента, а также превысила достигнутый показатель 2011 года 13,2 процента на 14,2 процента.

Доля школьников, обучающихся по ФГОС начального общего образования, в 2012 году фактически составила 57,4 процента, таким образом, целевой показатель текущего года достигнут в полном объеме (57,4 процента).

Доля школьников, обучающихся по ФГОС основного общего образования, в 2012 году фактически составила 5,7 процента, что выше на 2,0 процента по сравнению с запланированным показателем, равным 3,7 процента, в связи с увеличением численности "пилотных" классов-комплектов в школах республики.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования, на конец 2012 года фактически составила 33,1 процента вместо запланированного показателя 30,0 процента; увеличение доли на 3,1 процента связано с увеличением прохождения учителями курсов повышения квалификации не только в республике, но и за ее пределами. В сравнении с 2011 годом (27 процентов) фактический показатель 2012 года больше на 6,1 процента.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей в 2012 году фактически составляет 14,4 процента, что превышает целевой показатель текущего года 9,3 процента на 5,1 процента, а показатель 2011 года (8,8 процента) - на 5,6 процента. Увеличение доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, связано с увеличением числа учителей, желающих пройти аттестацию.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений в 2012 году фактически составила 23,6 процента, таким образом, целевой показатель текущего года достигнут в полном объеме (23,6 процента). В 44 общеобразовательных учреждениях осуществляется обучение по дистанционной форме. В сравнении с 2011 годом доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, увеличилась на 1 процент (в 2011 г. - 22,6 процента).

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов положительная.

2. Наиболее значимые результаты в общем образовании Республики Тыва, достигнутые за счет реализации Комплекса мер за 2011 - 2012 годы

Система непрерывного образования Республики Тыва включает 173 дневные общеобразовательные школы, из которых 9 - начальных, 11 - основных, 146 - средних, 3 гимназии, 4 лицея, 1 кадетское учреждение, 7 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, функционируют 13 вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В городской местности расположено 37 школ (19,9 процента), в сельской - 149 (80,1 процента). Из общего количества общеобразовательных учреждений 40 школ (21,5 процента) являются малокомплектными, в которых обучаются 2350 учащихся, или 4,4 процента от общего количества учащихся образовательных учреждений (далее - ОУ). Количество малокомплектных школ сократилось с 42 школ в 2011 г. до 40 школ в 2012 г. Это связано с увеличением численности обучающихся в данных школах.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Тыва увеличилась численность городского населения (163402 человека), тогда как сельское - уменьшилось (144528 человек). Данная тенденция приводит к перегрузке городских общеобразовательных учреждений и уменьшению количества учащихся в сельских школах. В 2012 году количество общеобразовательных учреждений осталось на уровне 2011 года. Общая численность учащихся школ составляет 55343 человека (в 2011 г. - 55740 человек), из которых в городских школах обучаются 28577 человек, в сельских школах обучаются - 26766 человек (в 2011 г. в городской местности - 27217 человек, в сельской местности - 28523 человека).

За 2011 и 2012 годы реализации Комплекса мер модернизации системы общего образования Республики Тыва наблюдаются изменения, которые привели к результативным показателям: новое понимание качества образования, совершенствование государственно-общественного управления, повышение заработной платы учителей, совершенствование форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров, улучшение материально-технической базы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, создание сети дистанционного образования с целью выравнивания получения доступного качественного образования учащихся отдаленных районов (кожуунов).

Республика Тыва в 2012 году выполнила основную задачу в рамках модернизации общего образования по увеличению средней заработной платы учителей и превышению ее над размером средней заработной платы по экономике региона. При этом повышение заработной платы обеспечено в рамках утвержденной новой системы оплаты труда (НСОТ), направленной на результат деятельности учителя.

По данному направлению предприняты меры по обеспечению учета в системе оплаты труда, изменений в части перехода на финансирование муниципальных заданий, по совершенствованию инструментария оценки результативности труда педагогов.

В ходе осуществления модернизации образования Республики Тыва совершенствовались организационно-экономические и финансовые механизмы системы образования республики.

Повышение качества преподавания в общеобразовательных учреждениях республики осуществляется по следующим направлениям: повышение профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров, совершенствование учительского корпуса через новую форму аттестации, привлечение молодых специалистов для работы в общеобразовательных учреждениях Республики Тыва.

В 2012 году ГАОУ ДПО (ПК)С "Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров" (далее - ИПК) осуществлялось обучение педагогических работников республики по 19 образовательным программам по актуальным вопросам введения и реализации ФГОС начального общего и основного общего образования. Основная категория слушателей: специалисты органов управления образованием, управленческие команды образовательных учреждений, учителя начальных классов, учителя-предметники образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования детей и иные категории.

Доля учителей и руководителей ОУ, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, составила 33,1 процента от общего количества учителей.

В числе прошедших курсовую подготовку: директоры школ и их заместители - 383 человека или 49,6 процента от общего количества руководителей республики; педагогические работники - 1586 человек или 30,1 процента от общего количества учителей республики.

В целом по республике прошли курсовую подготовку по проблемам введения ФГОС (проведено 82 курса повышения квалификации) - 1969 человек или 33,1 процента от общей численности учителей; из них: по проблематике ФГОС НОО (26 курсов) - 764 человека или 48,4 процента от общего количества учителей начальных классов республики; по проблемам введения и реализации ФГОС ООО (56 курсов) - 822 человека или 22,2 процента от общего количества учителей основной школы республики.

Доля руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС общего образования, достигла показателя 49,61 процента, что по сравнению с 2011 годом больше на 8,3 процента.

Доля учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС общего образования, достигла показателя 30,6 процента, что в сравнении с фактическим показателем 27,0 процента 2011 года больше на 3,6 процента.

Доля учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС, достигла фактического показателя 48,4 процента, что в сравнении с фактическим показателем 24,6 процента 2011 года больше на 23,8 процента.

Доля учителей основной школы общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС, достигла фактического показателя 22,2 процента, что в сравнении с фактическим показателем 2011 года (13,1 процента) больше на 9,1 процента.

С целью подготовки педагогов к реализации ФГОС общего образования в 2012 году ИПК проведена профессиональная переподготовка педагогических работников по трем образовательным программам, обучение по которым прошли 44 слушателя.

В республике функционируют 40 малокомплектных школ. Начата работа по решению проблем реализации ФГОС общего образования в малокомплектных школах. Проведен комплексный мониторинг реализации ФГОС НОО в условиях малокомплектных школ, на основе которого определены две организационно-педагогические модели, новые подходы к технологии организации учебного и внеучебного процессов, повышение квалификации учителей в части предметно-методической и дидактической компетентности.

В 2012 году для руководителей и педагогических работников малокомплектных школ организовано 4 целевых курса повышения квалификации, обучение на которых прошли 125 педагогов малокомплектных школ республики.

В 2012 году в связи с организацией введения ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и его реализации в 33 "пилотных" ОУ республиканским Центром введения ФГОС проведено 5 мониторингов по последующим параметрам: готовность ОУ к реализации ФГОС ООО; кадровое обеспечение "пилотных" ОУ в соответствии с ФГОС ООО; учебно-методическое обеспечение "пилотных" ОУ; реализация ФГОС ООО; готовность педагогов к введению ФГОС ООО. По итогам мониторингов подготовлены методические рекомендации для ОУ.

ИПК установлена накопительная форма повышения квалификации и поддерживается созданная персонифицированная база данных по повышению квалификации учителей. По сравнению с 2011 годом наблюдается положительная динамика по реализации программ повышения квалификации и количеству прошедших курсовую подготовку педагогических работников: на 44 процента увеличилось количество курсов повышения квалификации и на 28 процентов увеличилось количество слушателей, повысивших свою квалификацию.

Результаты освоения программ повышения квалификации обеспечивают слушателям готовность к принятию идеологии ФГОС нового поколения, осознанному выбору учебно-методических комплексов, разработке собственных основных образовательных программ и компонентов образовательных программ, планированию и осуществлению образовательного процесса на основе принципов интеграции образовательных областей, применению современных образовательных технологий, соответствующих идеологии ФГОС. Таким образом, проведенная ИПК работа в 2011 - 2012 годах обеспечила готовность учителей начальных классов к обучению по ФГОС нового поколения на 98 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»