Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2013 года N 732

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 23.11.2016 N 496.
____________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.1 статьи 2 Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Республики Тыва с целью сохранения и повышения ресурсно-экологического потенциала лесов Республики Тыва, повышения вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:

Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2014 - 2016 годы".

Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
М.КОЗЛОВ

     


Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 17 декабря 2013 года N 732



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ государственной программы Республики Тыва "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2014 - 2016 годы"

Ответственный исполнитель Программы

-

Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва

Подпрограммы Программы

-

Подпрограмма 1. Охрана лесов от пожаров;
Подпрограмма 2. Защита лесов;
Подпрограмма 3. Воспроизводство лесов

Цель Программы

-

сохранение и повышение ресурсо-экологического потенциала лесов, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие республики

Задачи Программы

-

повышение пожарной безопасности лесов и тушение лесных пожаров;
защита лесов от вредителей и болезней леса;
воспроизводство лесов

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

уменьшение средней площади обнаружения лесных пожаров на территории Республики Тыва (нарастающим итогом):
2012 год (базовый) - 4,0 га;
2014 год - на 1,0 га;
2015 год - на 1,5 га;
2016 год - на 2,0 га;
уменьшение площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, на территории Республики Тыва (нарастающим итогом):
2012 год (базовый) - 299 га;
2014 год - на 9 га;
2015 год - на 14 га;
2016 год - на 24 га;
обеспечение питомников посевным материалом:
2014 год - 200 кг;
2015 год - 200 кг;
2016 год - 200 кг;
уменьшение фонда лесовосстановления на гарях путем посадки лесных культур:
2014 год - 420 га;
2015 год - 420 га;
2016 год - 460 га

Сроки реализации Программы

-

2014 - 2016 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

Общий объем финансирования Программы составляет 266481,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 92833,4 тыс. рублей;
2015 год - 85904,8 тыс. рублей;
2016 год - 87743,0 тыс. рублей;
по источникам финансирования:
средства федерального бюджета - 257869,12 тыс. рублей:
2014 год - 89756,32 тыс. рублей;
2015 год - 83204,8 тыс. рублей;
2016 год - 84908,0 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Тыва - 326,86 тыс. рублей:
2014 год - 326,86 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей;
2016 год - 0 тыс. рублей;
собственные средства - 8285,22 тыс. рублей:
2014 год - 2750,22 тыс. рублей;
2015 год - 2700,0 тыс. рублей;
2016 год - 2835,0 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы может быть уточнен в порядке, установленном законом о бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей бюджета Республики Тыва. Сумма финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Тыва может быть уменьшена на сумму полученного софинансирования из федерального бюджета.
Объем финансирования подпрограммы "Охрана лесов от пожаров" в 2014 - 2016 годах составит 239265,28 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 238938,42 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета - 326,86 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы "Защита лесов" в 2014 - 2016 годах составит 5796,02 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 5745,8 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 50,22 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы "Воспроизводство лесов" в 2014 - 2016 годах составит 21420 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 13185 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 8235 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы может быть уточнен в порядке, установленном законом о бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей бюджета Республики Тыва. Сумма финансирования Программы из республиканского бюджета может быть уменьшена на сумму полученного софинансирования из федерального бюджета

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

своевременное выполнение лесовосстановительных работ на землях лесного фонда. Уменьшение площади не покрытых лесом земель лесного фонда;
уменьшение средней площади обнаружения лесного пожара на 2,0 га по сравнению с базовым годом;
уменьшение площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, на территории Республики Тыва на 24 га по сравнению с базовым годом.


 1. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Леса Республики Тыва выполняют многочисленные и разнообразные функции: средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные с одновременным обеспечением рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования, а также развития лесной промышленности.

Общая площадь земель лесного фонда в Республике Тыва составляет 10882,9 тыс. га. Лесистость территории Республики Тыва составляет 49,8 процентов.

Леса республики по своему целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

На территории Республики Тыва основными факторами, вызывающими ослабление и гибель насаждений, являются лесные пожары, неблагоприятные погодные условия, поражения грибными заболеваниями и повреждения энтомовредителями.

Проблема охраны лесов от пожаров в настоящее время приобрела характер общегосударственной задачи. Дефицит финансирования в значительной степени обостряет сложившуюся ситуацию.

Лесные пожары, ежегодно возникающие на территории Республики Тыва, наносят существенный урон непосредственно лесному хозяйству, а также экономике и экологии республики.

В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений земли лесного фонда в Республике Тыва дифференцированы по пяти классам природной пожарной опасности.

Средний класс природной пожарной опасности равен 3,0, что свидетельствует о средней пожарной опасности в лесах Республики Тыва.

Наиболее опасные в пожарном отношении лесные участки (I - II классы) занимают 15,2 процента общей площади земель лесного фонда в Республике Тыва.

Пожароопасный сезон наступает по мере таяния снега и просыхания напочвенного покрова. Среднегодовая фактическая горимость лесов составляет 150 - 180 дней и длится с начала апреля до первой декады ноября.

Только за последние пять лет (2006 - 2010 годы) возникло 792 лесных пожара на общей площади 127712,1 га, а непосредственный ущерб составил 195,8 млн. рублей. Средняя площадь одного пожара составила 161,3 га, среднегодовые затраты на тушение лесных пожаров - 19255,2 тыс. рублей. Максимальная горимость за последние пять лет - 318 пожаров (2007 год).

Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров привело к снижению технологического уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы противопожарной службы.

Земли лесного фонда в Республике Тыва представлены горными труднодоступными лесами и лесами, примыкающими к степным территориям. Вся территория земель лесного фонда в Республике Тыва относится к зоне авиационной охраны лесов (7827,1 тыс. га) и космического мониторинга 1 уровня (3055,8 тыс. га).

Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 февраля 2009 года N 64 образовано государственное автономное учреждение Республики Тыва "Тувинская база авиационной охраны лесов от пожаров". В составе авиабазы имеются четыре авиаотделения и три пожарно-химические станции III типа. В 2014 году будет создана четвертая пожарно-химическая станция III типа с доукомплектацией необходимой противопожарной техникой, оборудованием, средствами пожаротушения и инвентарем согласно Положению о пожарно-химической станции в течение 2014 года.

Применение авиации с учетом наличия на борту воздушного судна авиапожарной группы (пожарные парашютисты-десантники) позволяет доставлять силы и средства тушения пожара в течение одного часа в труднодоступные районы, куда доставка наземным способом затруднена.

Основной задачей выполнения авиалесоохранных работ на землях лесного фонда в Республике Тыва является своевременное обнаружение лесных пожаров и передача оперативной информации на начальной стадии развития пожара.

Выполнение мероприятий, планируемых в рамках реализации Программы, позволит создать условия для снижения количества и площади лесных пожаров, увеличить оперативность их обнаружения и тушения.

Основная задача лесозащиты - предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредных организмов, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств. Эффективность профилактической работы зависит от состояния надзора за появлением вредных организмов, своевременности назначения и проведения истребительных мер борьбы с ними.

Наибольшую опасность для лесов Республики Тыва представляет сибирский шелкопряд.

Из болезней леса наиболее опасным является заражение почвы лесных питомников фузариозом.

По данным лесопатологического обследования, проведенного филиалом Центра защиты леса Красноярского края федерального государственного учреждения "Российский центр защиты леса", общее санитарное состояние лесов Республики Тыва требует проведения необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий. Основной объем санитарно-оздоровительных мероприятий приходится на болезни вследствие перестойности насаждений.

В этих целях Программой предусмотрено осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение лесопатологического мониторинга, локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

Лесовосстановление предусматривает воспроизводство лесов на непокрытых лесом землях. По данным государственного лесного реестра Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва не покрытые лесом земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, составляют 261,6 тыс. га, из них доступные для посадки лесных культур - 5457 га. Лесовосстановительные мероприятия на год запроектированы на площади 4500 га, из них объем посадки лесных культур -  420 га. Таким образом, для посадки лесных культур на 420 га потребуется 1470 тыс. шт. сеянцев сосны обыкновенной и лиственницы сибирской; для дополнения лесных культур на площади 378 га необходимое количество посадочного материала составит 900 тыс. шт. В целом по республике для посадки и дополнения лесных культур потребуется выращивание посадочного материала в количестве 1848 тыс. шт.

Для выращивания посадочного материала и создания резервного фонда страховых семян лесных растений (далее - фонд) требуется 600 кг семян лесных растений. В ходе реализации Программы республика создаст для себя фонд и будет обеспечивать посев в лесных питомниках в неурожайные годы, что, в свою очередь, позволит вырастить и иметь в наличии стандартный посадочный материал для проведения лесовосстановительных работ. Выращенные сеянцы хвойных пород обеспечат проведение лесовосстановительных работ (создание лесных культур) на землях лесного фонда, пострадавших от лесных пожаров, расположенных на территории Республики Тыва.


2. Приоритеты государственной политики в сфере лесного хозяйства

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса определены:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь, в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 октября 2008 года N 248/482 (далее - Стратегия), определены основные факторы возникновения системных проблем в развитии лесного комплекса России. В сфере лесного хозяйства к ним относятся:

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

низкая эффективность государственного лесного контроля на региональном уровне;

значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;

слабо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;

высокий уровень нелегального оборота древесины;

нарушение биологического разнообразия лесов.

Значительная часть вышеуказанных факторов актуальна и для Республики Тыва.

В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства с учетом социально-экологического значения лесов.


3. Прогноз конечных результатов Программы

Основные ожидаемые результаты реализации Программы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным финансированием.

В результате решения задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов предполагаются:

реализация мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечивающих создание в республике эффективной системы профилактики, раннего обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;

дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдения и информационных ресурсов системы обнаружения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты применения которых позволят сократить сроки обнаружения лесных пожаров, повысить точность их обнаружения, а также существенно улучшить информированность населения и скорость оповещения противопожарных служб об угрозе лесных пожаров;

создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы, региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров.

В результате решения данной задачи в области защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов предполагаются:

реализация мероприятий Программы в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов, обеспечивающих создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий на региональном уровне, оперативное выявление и качественную диагностику лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах, своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий;

развитие интегрированной защиты лесов путем разработки новейших методов и технологий локализации и ликвидации очагов вредных организмов и лесозащитных препаратов, учитывающих последние научно-инновационные достижения;

создание эффективных технологий оценки фитосанитарного риска распространения инвазивных вредных организмов, обеспечивающих безопасность лесов республики от видов, способных нанести значительный экономический и экологический ущерб.

В результате решения задачи по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов предполагается:

обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления;

улучшение породного состава лесных насаждений;

увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами во всех регионах страны, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами;

создание улучшенных форм и сортов лесных растений, повышение качества посадочного материала и продуктивности отдельных лесных пород;

техническая модернизация работ в области лесного семеноводства, выращивания посадочного материала и лесовосстановления;

создание лесных плантаций на вырубках, лесных участках с малоценными насаждениями, а также на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения, позволяющих получать экономически выгодное древесное сырье для лесной промышленности и энергетики, в том числе в регионах с истощенной ресурсной базой.

В результате реализации мероприятий по указанной задаче предусматривается:

сохранение лесистости территории республики на уровне не ниже 49,8 процентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»