ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2014 года N 219


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы"

(с изменениями на 31 июля 2020 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228, от 31.07.2020 N 347)




В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, Правительство Республики Тыва постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


1. Утвердить государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы".


2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Правительства Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 26 мая 2014 г. N 219



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228, от 31.07.2020 N 347)




ПАСПОРТ государственной программы "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014 - 2020 годы"

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

Государственные заказчики Программы

-

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию)

Участники Программы

-

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (по согласованию), кредитные организации (по согласованию)

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства";

подпрограмма "Снижение административных барьеров в строительстве";

подпрограмма "Развитие промышленности строительных материалов и внедрения композитных материалов";

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва";

подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва";

подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на 2014 - 2020 годы"

Цели Программы

-

повышение уровня доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

создание в республике производства номенклатуры современных конкурентоспособных и энергосберегающих строительных материалов с учетом потребностей и имеющейся местной сырьевой базы для наиболее полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда;

увеличение годового объема ввода жилья до 125 тыс. кв. м в 2020 году

Задачи Программы

-

создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного;

поддержка обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой;

оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан на строительство жилья;

развитие производственной базы строительного комплекса, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности;

создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

создание арендного жилья;

содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода

Целевые индикаторы-показатели Программы

-

увеличение годового объема ввода жилья;

повышение уровня доступности жилья;

обеспечение жилищными сертификатами граждан в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия;

увеличение общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя республики, до 14,5 кв. м;

увеличение объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, до 194233,56 тыс. рублей

Этапы и сроки реализации Программы

-

программа реализуется в два этапа:

I этап - 2014 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 - 2020 годах составит 3692406,99 тыс. рублей:

2014 год - 760761,77 тыс. рублей;

2015 год - 316376,36 тыс. рублей;

2016 год - 212080,96 тыс. рублей;

2017 год - 414024,03 тыс. рублей;

2018 год - 443395,99 тыс. рублей;

2019 год - 922957,42 тыс. рублей;

2020 год <*> - 622810,46 тыс. рублей,

в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1767271,47 тыс. рублей:

2014 год - 655732,87 тыс. рублей;

2015 год - 258685,70 тыс. рублей;

2016 год - 87561,40 тыс. рублей;

2017 год - 107229,20 тыс. рублей;

2018 год - 6526,70 тыс. рублей;

2019 год - 167076,20 тыс. рублей;

2020 год - 425724,4 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета - 757349,06 тыс. рублей:

2014 год - 78874,70 тыс. рублей;

2015 год - 52115,50 тыс. рублей;

2016 год - 74272,10 тыс. рублей;

2017 год - 172874,80 тыс. рублей;

2018 год - 88059,20 тыс. рублей;

2019 год - 170578,40 тыс. рублей;

2020 год <*> - 120574,36 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета - 112648,00 тыс. рублей:

2014 год - 17929,20 тыс. рублей;

2015 год - 56,10 тыс. рублей;

2016 год - 14400,00 тыс. рублей;

2017 год - 22400,90 тыс. рублей;

2018 год - 26512,90 тыс. рублей;

2019 год - 30837,20 тыс. рублей;

2020 год - 511,70 тыс. рублей;

за счет внебюджетных средств - 1055138,46 тыс. рублей:

2014 год - 8225,00 тыс. рублей;

2015 год - 5519,06 тыс. рублей;

2016 год - 35847,46 тыс. рублей;

2017 год - 111519,13 тыс. рублей;

2018 год <*> - 263562,19 тыс. рублей;

2019 год <*> - 554465,62 тыс. рублей;

2020 год <*> - 76000,00 тыс. рублей

<*> - в том числе учитываются средства, предусмотренные Индивидуальной программой социально-экономического развития Республики Тыва на финансирование подпрограммы "Развитие промышленности строительных материалов в Республике Тыва"

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 31.07.2020 N 347)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

годовой объем ввода жилья - 125,0 тыс. кв. м;

увеличение уровня доступности жилья - 17,6 процента;

количество семей, улучшивших жилищные условия - 7,6 тыс. семей;

количество граждан, улучшивших жилищные условия в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", - 10 человек;

общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя республики, - 14,5 кв. м;

увеличение объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, - 194233,56 тыс. рублей.



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)



Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года определяет обеспечение потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизацию коммунального сектора, основанной на принципах рационального использования ресурсов.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


За период 2014 - 2019 годов на территории республики за счет всех источников финансирования построено более 615,519 тыс. кв. м общей площади жилых домов.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


В 2019 году объем вводимого жилья составил 112,336 тыс. кв. м. Основной объем по вводу жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 81,114 тыс. кв. м малоэтажного жилья, или 72 процента от общего объема ввода.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


В 2012 году объем вводимого жилья составил 55,455 тыс. кв. м. Основной ввод жилья остается за индивидуальными застройщиками, введено 45,473 тыс. кв. м малоэтажного жилья, или 82 процента от общего объема ввода.


По результатам 2012 года уровень обеспеченности жильем на душу населения увеличился до 13,28 кв. м или 73,77 процента от нормативной (18 кв. м) и 67,75 процента от среднероссийской обеспеченности (19,6 кв. м), а ввод жилья на одного человека - до 0,18 кв. м. При этом по результатам 2011 года уровень обеспеченности на душу населения составлял 13,1 кв. м.


Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам благоустроенного жилища, с помощью собственных и заемных средств в текущем году составила 34 процента. Таким образом, более 2/3 населения республики решить свои жилищные проблемы в настоящее время не имеют возможности.


Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.


В соответствии с государственной политикой, направленной на повышение доступности жилья для граждан с невысоким уровнем доходов, в республике разработаны нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития жилищно-строительных кооперативов граждан, а также по обеспечению права отдельных категорий граждан на приобретение стандартного жилья.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставлены в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам, которые созданы в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей (далее - кооператив), для строительства многоквартирных домов, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


На территории республики активно ведется работа по выделению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство семьям, имеющим трех и более детей. Начиная с сентября 2011 г., земельные участки в собственность получила 651 многодетная семья. Работа по формированию и выделению земельных участков продолжается.


Государственная поддержка спроса на рынке жилья осуществляется через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования, проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе военнослужащих.


Абзацы двенадцатый, тринадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228.


До 2017 года обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - ФЦП "Жилище"). Обеспечение жильем молодых семей выполнялось в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище", предполагающей предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение стандартного жилья или строительство стандартного индивидуального жилого дома.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


С 1 января 2018 г. ФЦП "Жилище" входит в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - федеральная государственная программа). Мероприятия по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, а также улучшению жилищных условий молодых семей интегрированы в основные мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной государственной программы соответственно.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, значительно превышает возможности бюджетного финансирования, интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Так, количество участников подпрограммы по состоянию на 1 января 2020 г. составило 1050 семей.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


Реализация мероприятий программы в 2014 - 2020 годах позволит улучшить жилищные условия 1371 молодой семьи и привлечь в жилищную сферу 3407156,99 млн. рублей, в том числе из бюджетов всех уровней, - 2352018 млн. рублей.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 22.05.2020 N 228)


Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам, является рост цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. По сравнению с 2008 годом стоимость жилья выросла в 1,5 раза, то есть существенно превышала уровень инфляции и темпы роста стоимости строительных материалов.


Важной проблемой является предоставление жилья по договору социального найма малоимущим гражданам. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления по договору социального найма.


Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:


реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;


практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;


рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;


государство как "оптовый заказчик" на рынке жилищного строительства не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»