Недействующий

О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2024 годы (с изменениями на 22 марта 2023 года)



1. Характеристика сферы реализации Программы, ее текущего состояния, включая описание основных проблем, и прогноз ее развития

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2015 N 370)



На сегодняшний день наркоситуацию в республике можно охарактеризовать как сложную, но контролируемую. Несмотря на усилия различных министерств и ведомств, прилагаемые для приостановления наркоагрессии, проблема остается неразрешенной и становится все более опасной. Этот факт доказывает, что государство пока еще проигрывает борьбу с теми, кто навязывает образ жизни, допускающий немедицинское употребление наркотиков. В этой ситуации особенную важность приобретает консолидация усилий исполнительной и законодательной ветвей власти, государственных учреждений и каждого гражданина в отдельности для достижения общей цели - противостоять нарастающей опасности. Для этого, несомненно, необходим комплексный, системный подход к решению проблемы. Именно с этой целью разработана государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Комплексные меры по профилактике незаконного потребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих психоактивные вещества без назначения врача" на 2015 - 2017 годы.


При подготовке проекта программы были учтены все недостатки аналогичной республиканской целевой программы на 2012 - 2014 годы и выработана наиболее эффективная стратегия реализации антинаркотической политики в республике. Принятие и последующая реализация Программы на 2015 - 2017 годы, несомненно, будет способствовать приостановлению процесса наркотизации населения, представляющего угрозу здоровью граждан, экономике, правопорядку и безопасности республики.


По официальным данным Республиканского наркологического диспансера на 1 января 2014 года на наркологическом учете состояло 2794 человека, употребляющих наркотические средства в немедицинских целях, в том числе 779 человек с диагнозом "наркомания" (110,3 на 100 тыс. населения), лиц, употребляющих наркотические вещества с вредными последствиями для здоровья и состоящих на учете - 2015 человек (287,5 на 100 тыс. населения).


Число больных с синдромом зависимости от наркотиков (наркоманий), установленным впервые в жизни, - 15 человек (2,1 на 100 тыс. населения).


Вместе с тем указанные официальные данные не отражают реальной ситуации. По оценкам экспертов, число потребляющих наркотики без медицинских показаний в республике достигает 25 тысяч человек. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская, подростковая и женская наркомания. Сохраняется уровень употребления высококонцентрированных "тяжелых" наркотиков, прежде всего, героина и ацетилированного опия, получаемого из определенного вида кондитерского мака. Вместе с тем, по прогнозу аналитиков Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Северная Осетия-Алания, наркоситуация может значительно осложниться в связи с распространением на территории республики наркотических средств, изготавливаемых из кодеиносодержащих препаратов, в частности "дезоморфина". Опасность представляет возможное распространение синтетических видов наркотиков в местах проведения досуга молодежи.


Исходя из этого, основными направлениями в деятельности заинтересованных ведомств должна стать профилактика наркомании, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, усиление контроля легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление и пресечение каналов поступления наркотических средств на территорию Республики Северная Осетия-Алания.


При этом следует учитывать, что бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.


Предотвращение появления спроса на наркотики, равно как и его сокращение, - эффективное средство в борьбе с наркоманией и наркопреступностью. Очевидно, что нынешняя практика профилактической деятельности пока не отвечает остроте сложившейся в республике наркоситуации. Для повышения эффективности этой работы необходима координация усилий центральных и региональных структур на этом направлении, широкая общественная поддержка, содействие организаций гражданского общества. Здесь крайне важна совместная информационная работа, профилактическая антинаркотическая пропаганда.


Первоочередными задачами являются: организация эффективной системы профилактики наркомании, оснащение наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием, совершенствование системы лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.


Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих органов исполнительной власти.


Решение поставленных задач невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных социальных мероприятий: лечение, реабилитация и ресоциализация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов.


Вместе с тем увеличивать срок реализации Программы нецелесообразно вследствие интенсивности изменения наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трехгодичный период.


Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2013 года N 269 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Северная Осетия-Алания". В нее включены нереализованные мероприятия предыдущей программы.


Выполнение мероприятий Программы требует концентрации усилий республиканских и местных органов власти, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан, чем обусловлен межведомственный характер Программы.