ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 апреля 2013 года N 133-р
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 07.03.2013 N 69-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2013 ГОДУ"]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 ноября 2018 года на основании распоряжения Правительства РК от 14.11.2018 N 475-р.
____________________________________________________________________
Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 7 марта 2013 года N 69-р следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "общего образования в Республике Коми в 2013 году" заменить словами "системы общего образования Республики Коми в 2013 году и на период до 2020 года";
2) Комплекс мер по модернизации общего образования в Республике Коми в 2013 году, утвержденный распоряжением (приложение), изложить в редакции согласно приложению.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Приложение
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 5 апреля 2013 года N 133-р
"Утвержден
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 7 марта 2013 года N 69-р
(приложение)
КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
I. Анализ реализации Комплексов мер по модернизации системы общего образования Республики Коми в 2011 - 2012 годах
1. Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 г. (протокол N 11, пункт 3), и постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" в Республике Коми в 2011 году началась реализация проекта модернизации системы общего образования.
Комплексы мер по модернизации системы общего образования в Республике Коми были утверждены распоряжениями Правительства Республики Коми от 1 июля 2011 года N 258-р, от 9 февраля 2012 года N 41-р и предусматривали реализацию ряда направлений модернизации и развития системы общего образования, дополняющих стратегические направления, заложенные в приоритетном национальном проекте "Образование", национальной инициативе "Наша новая школа", долгосрочных республиканских целевых программах и ведомственных целевых программах.
В соответствии с Соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Коми N 18G64240001 от 4 июля 2011 г. и N 18G6424031 от 17 февраля 2012 г. о предоставлении субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми на модернизацию системы общего образования Правительством Республики Коми были приняты обязательства по достижению показателей результативности предоставления субсидий в 2011, 2012 годах.
Плановые значения показателей и их фактическое исполнение в 2011 и в 2012 годах представлены в таблицах N 1, 2.
Таблица N 1
ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА КОНЕЦ 2011 ГОДА
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
план | факт | ||
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты) | 91,0 | 96,7 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 12,8 | 12,8 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 31,4 | 31,4 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0,0 | 0,0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0,0 | 0,0 |
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 22,0 | 22,0 |
4. | Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) | 46,1 | 46,1 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 3,0 | 3,0 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | положительная | положительная |
Таблица N 2
ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА КОНЕЦ 2012 ГОДА
N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии | |
план | факт | ||
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за 4 квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) | 100,0 | 108,6 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 22,8 | 22,8 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 53,8 | 53,8 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | 0,0 | 0,0 |
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | 0,0 | 0,0 |
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 20,0 | 20,1 |
4. | Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) | 41,0 | 41,0 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 5,0 | 5,0 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | положительная | положительная |
Фактические показатели результативности предоставления субсидий, достигнутые в 2011, 2012 годах, свидетельствуют о выполнении Правительством Республики Коми принятых обязательств по соглашениям.
2. Наиболее значимым результатом реализации проекта модернизации системы общего образования в Республике Коми является рост средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.
В Республике Коми средняя заработная плата учителей в 4 квартале 2012 года составила 31 382,0 рубля, при этом соотношение фактически начисленной среднемесячной заработной платы учителей в Республике Коми за 4 квартал 2012 года к среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной плате в целом в Республике Коми в 2011 году (28897,0 рубля) составило 108,6 процента, что превышает показатель результативности и условия Соглашения между Правительством Республики Коми и Министерством образования и науки Российской Федерации.
На начало реализации проекта средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений (1 квартал 2011 года) составляла 18568,0 рубля. По состоянию на 1 декабря 2012 года средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений составила 29491,0 рубля. Таким образом, среднемесячная заработная плата учителей в Республике Коми за период реализации проекта модернизации системы общего образования увеличилась в 1,6 раза, что является одним из важнейших факторов повышения престижа профессии учителя.
В целях привлечения молодых специалистов на уровне республики принято решение об установлении ежемесячных выплат молодым педагогам в размере от 40 до 55 процентов от должностного оклада.
Установленная материальная поддержка позволила повысить практически в 2 раза заработную плату молодых специалистов (2010 г. - 11685,2 руб.; 2011 г. - 22757 руб.) и занять в рейтинге субъектов Российской Федерации 4 позицию в Северо-Западном федеральном округе и 14 позицию в Российской Федерации по данному показателю.
Повышение заработной платы учителей и повышение престижа профессии учителя позволило привлечь в отрасль молодых специалистов.
На начало 2012 - 2013 учебного года в общеобразовательные учреждения прибыли 237 молодых специалистов, из них в сельскую местность - 60 человек (25,3 процента).
В 2008 году была разработана и утверждена Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 года N 135-РЗ Методика расчета объема субвенций местным бюджетам на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями в Республике Коми основных общеобразовательных программ.
Доля муниципальных образований, в которых общеобразовательные учреждения получают бюджетные средства на основе принципов нормативно-подушевого финансирования, составляла 100 процентов.
В соответствии с указанной Методикой на определение величины объема субвенции местным бюджетам на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями основных общеобразовательных программ влияют такие факторы, как уровень реализуемых образовательных программ (общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии и т.д.); ступень образования (дифференциация расходов по ступеням образования связана с разной стоимостью обучения, вызванной неодинаковым количеством часов в базисном учебном плане); месторасположение учреждений (нормативы определены для учреждений, находящихся в городе и в сельской местности).
3. В Республике Коми, начиная с 2008 года, введена отраслевая система оплаты труда работников отрасли "Образование". Структура фонда оплаты труда работников образования, в том числе учителей, состоит:
1) из должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки) с учетом оснований для повышения размеров должностных окладов (ставок заработной платы, тарифной ставки);
2) выплат компенсационного характера (за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера, в том числе за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей работника, доплат молодым специалистам);
3) выплат стимулирующего характера (надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, надбавки за качество выполняемых работ, надбавки за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Отраслевой системой оплаты труда предусмотрено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются образовательными учреждениями самостоятельно в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.
В 2011 - 2012 годах в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы системы оплаты труда по отраслевой системе в Республике Коми, были внесены уточнения, связанные с модернизацией региональной системы общего образования, а именно установлены доплаты учителям государственных (муниципальных) образовательных учреждений в Республике Коми, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, по итогам прошедшего учебного года на период следующего учебного года:
1) за подготовку выпускников общеобразовательных учреждений, получивших по результатам Единого государственного экзамена от 80 до 100 баллов;
2) за подготовку призеров Республиканского этапа олимпиады школьников;
3) за подготовку победителей Республиканского этапа олимпиады школьников и призеров Всероссийского этапа олимпиады;
4) за подготовку победителей Всероссийского этапа олимпиады школьников.
4. В рамках модернизации общего образования существенно изменен подход к организации повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, а именно:
1) внедряются персонифицированные модели повышения квалификации, которые позволяют педагогам повысить свою квалификацию за пределами Республики Коми по таким программам, как "Работа с одаренными детьми" и "Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья";
2) организуется повышение квалификации на базе федеральных стажировочных площадок в городах Тамбов, Вологда, Калининград, а также на конкурсной основе - на базе ведущих вузов Республики Коми по таким направлениям, как "Информационные технологии" и "Менеджмент в образовании".
В ходе реализации проекта модернизации региональной системы общего образования 87 процентов учителей и руководителей общеобразовательных учреждений прошли обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки.
В целях стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышения эффективности и качества педагогического труда в республике обеспечен переход на новую систему аттестации педагогических работников.
В соответствии с Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставлялись меры социальной поддержки в части оплаты за пользование жилым помещением, за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения и т.д.
К 2012 году был сформирован и обновлялся банк данных о вакантных местах по педагогическим специальностям в образовательных учреждениях республики с указанием учебной нагрузки, характеристикой жилья и льгот.
Сведения о наличии вакансий по педагогическим специальностям в образовательных учреждениях республики направлялись в учреждения среднего и высшего профессионального образования для организации мероприятий по трудоустройству выпускников этих заведений.
Традиционным стало проведение профориентационных мероприятий в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
5. Результаты мониторинга "Наша новая школа" за 2011 - 2012 годы свидетельствуют о значительном улучшении показателей материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений в Республике Коми.
Так, доля обучающихся, которым предоставлены от 81 процента до 100 процентов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным общеобразовательным программам общего образования), увеличилась с 30 процентов в 2010 году до 40 процентов в 2012 году.
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности обучающихся увеличилась с 8,17 процента в 2010 году до 48,5 процента в 2012 году. При этом доля общеобразовательных учреждений в Республике Коми, имеющих широкополосный Интернет, увеличилась с 5,7 процента в 2010 году до 65 процентов в 2012 году.
В Республике Коми на базе государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения "Республиканский центр образования" функционирует структурное подразделение "Центр дистанционного обучения детей-инвалидов", финансирование которого составило: 2012 год - 20799,7 тыс. рублей, 2013 год - 23157,4 тыс. рублей.
Созданные условия позволили увеличить долю детей-инвалидов, получающих образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (от общего числа детей-инвалидов, которым это показано), с 19 процентов в 2010 году до 63 процентов в 2012 году.