ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2013 года N 560
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. N 420 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
_______________________________________________________________________________
Документ утратил силу с 1 апреля 2020 года на основании Постановления Правительства Республики Коми от 31.10.2019 N 519
_______________________________________________________________________________
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 420 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения" следующее изменение:
дополнить приложением N 2, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Приложение к постановлению Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 420 считать приложением N 1, которое действует с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Приложение
к Постановлению
Правительства Республики Коми
от 30 декабря 2013 года N 560
"Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 28 сентября 2012 года N 420
(приложен
ие N 2)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
Ответственный исполнитель Программы | Министерство здравоохранения Республики Коми |
Соисполнители Программы | Министерство экономического развития Республики Коми, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Комитет информатизации и связи Республики Коми |
Подпрограммы Программы | 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи. 2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. 3. Охрана здоровья матери и ребенка. 4. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям. 5. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям. 6. Кадровое обеспечение системы здравоохранения. 7. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях. 8. Обеспечение реализации государственной программы. 9. Развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. 10. Развитие информатизации в здравоохранении. 11. Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Республики Коми |
Программно-целевые инструменты Программы | - |
Цель Программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Республики Коми, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья населения Республики Коми и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации в учреждениях здравоохранения Республики Коми; повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям в Республике Коми; улучшение состояния здоровья детей и матерей; увеличение продолжительности активного периода жизни населения Республики Коми; повышение качества жизни неизлечимых больных за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания; обеспечение системы здравоохранения Республики Коми высококвалифицированными и мотивированными кадрами; формирование эффективной системы лекарственного обеспечения населения Республики Коми; привлечение внебюджетных средств и средств частной системы здравоохранения к повышению доступности и качества медицинских услуг населению Республики Коми; обеспечение эффективной информационной поддержки организаций системы здравоохранения и населения Республики Коми, направленной на повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи; создание оптимальной структуры системы здравоохранения на территории Республики Коми |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Материнская смертность; младенческая смертность; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); смертность от туберкулеза; потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); распространенность потребления табака среди взрослого населения; распространенность потребления табака среди детей и подростков; заболеваемость туберкулезом; обеспеченность врачами; соотношение врачей и среднего медицинского персонала; ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в период 2014 - 2020 годов: I этап: 2014 - 2016 годы; II этап: 2017 - 2020 годы |
Объемы финансирования Программы | Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы в 2014 - 2016 годах составит всего 63 077 745,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 19 999 966,9 тыс. руб.; 2015 год - 21 410 506,4 тыс. руб.; 2016 год - 21 667 271,8 тыс. руб.; в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 21 088 648,2 тыс. руб. (без учета средств межбюджетных трансфертов внебюджетным фондам обязательного медицинского страхования в размере 19 398 985,6 тыс. руб.), в том числе по годам: 2014 год - 7 256 761,4 тыс. руб. (без учета средств межбюджетных трансфертов внебюджетным фондам обязательного медицинского страхования в размере 5 927 942,0 тыс. руб.); 2015 год - 7 224 454,0 тыс. руб. (без учета средств межбюджетных трансфертов Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в размере 6 735 521,8 тыс. руб.); 2016 год - 6 607 432,8 тыс. руб. (без учета средств межбюджетных трансфертов Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в размере 6 735 521,8 тыс. руб.); в том числе за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, включая средства межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми, 41 989 096,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 12 743 205,5 тыс. руб.; 2015 год - 14 186 052,4 тыс. руб.; 2016 год - 15 059 839,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | На первом этапе (2014 - 2016 годы) реализация мероприятий программы позволит сформировать модель здравоохранения, отвечающую современным требованиям: повысится престиж культуры здоровья; увеличится продолжительность активной (здоровой) жизни населения; будет обеспечено гарантированное своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи, максимально приближенной и направленной на нужды конкретного пациента; повысится удовлетворенность населения качеством медицинской помощи; будет обеспечен равный доступ населения к высококачественным медицинским услугам; улучшится демографическая ситуация в Республике Коми за счет повышения рождаемости на 11,4 процента, снижения уровня смертности населения на 13,7 процента, в том числе от предотвратимых причин. По результатам успешной реализации первого этапа программы будет стабилизирована и получит дальнейшее развитие положительная тенденция изменения демографических процессов. Будут созданы равные условия доступа к высокопрофессиональной медицинской помощи для жителей сельских районов и городов республики. Реализация второго этапа (2017 - 2020 годы) позволит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, ориентированные на модернизацию существующей системы здравоохранения, обеспечив последовательные изменения в сфере здравоохранения на всей территории Республики Коми. В целом реализация всех направлений Программы к 2020 году создаст систему здравоохранения, направленную на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни, сохранение трудового потенциала, формирование основ здорового образа жизни |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Коми
Последовательная реализация приоритетных направлений региональной политики в сфере здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 29 ноября 2006 года N 294, мероприятий Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, федеральных и республиканских целевых программ, мероприятий национального проекта "Здоровье" позволили преодолеть тенденции неблагоприятного развития демографических процессов в регионе, увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения и обеспечили устойчивое социально-экономическое развитие Республики Коми в последние годы.
Динамика изменения демографической ситуации в Республике Коми характеризуется как устойчиво положительная. В 2011 году впервые за последние двадцать лет преодолен нулевой барьер естественной убыли населения и обеспечен выход на положительное значение показателя (0,7 на 1000 населения). В 2012 году указанная тенденция закрепилась: показатель составил 1,8 на 1000 населения. Это стало возможным благодаря существенному снижению общей смертности населения за последние пять лет (на 4,7 процента с 12,7 до 12,1 на 1000 человек населения) и постепенному росту рождаемости (за пять лет на 14,8 процента с 12,2 до 14,0 на 1000 человек населения). Тем не менее, для стабилизации ситуации и предотвращения возврата к процессам депопуляции необходима разработка и реализация нового комплекса мер, учитывающего резервы для улучшения демографических процессов.
Важнейшим интегральным показателем, характеризующим уровень смертности населения и служащим признанным индикатором качества жизни и здоровья населения, является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Его значение в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения. Этот показатель в Республике Коми, несмотря на позитивную динамику с 64,2 лет в 2006 году до 68 в 2012 году, остается ниже среднероссийского (в 2010 году - 68,7 лет).
Основными причинами смерти жителей республики на протяжении ряда лет остаются болезни системы кровообращения, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин и новообразования. Смертность населения, проживающего в сельской местности, значительно выше смертности жителей городов. Смертность лиц трудоспособного возраста характеризуется сверхсмертностью мужчин, обусловленной преимущественно отсутствием здоровьесберегающего поведения и, как следствие, высоким уровнем смертности от внешних причин.
Сложившиеся тенденции демографических процессов обуславливают особенности возрастной структуры населения: имеет место постепенный рост удельного веса лиц старших возрастов с одновременным снижением численности населения ниже трудоспособного и трудоспособного возрастов. Такие особенности возрастной структуры населения обусловливают растущую нагрузку на отрасль "Здравоохранение" в связи с увеличением в популяции потенциала хронических заболеваний.
Снижения общей смертности удалось добиться преимущественно за счет формирования комплексной системы охраны и укрепления здоровья граждан, ориентированной на обеспечение качественной и доступной медицинской помощи. За период с 2006 года снижение уровня смертности населения произошло практически по всем классам причин смерти: от болезней системы кровообращения - на 6,0 процентов, от внешних причин - на 12,7 процента, от болезней органов дыхания - на 12,3 процента. Не удалось снизить показатели смертности от новообразований и болезней системы пищеварения.
Состояние женского репродуктивного здоровья в Республике Коми за последние пять лет не имеет положительной динамики. Численность женщин репродуктивного возраста в республике снижается и составляет 230 086 человек (26,1 процента от численности всего населения), за пять лет сократилась на 17,0 процентов. Распространенность бесплодия в Республике Коми выросла с 43,4 на 10 тыс. женского населения в 2008 году до 53,4 в 2012 году, первичная заболеваемость бесплодием увеличилась на 3,1 процента. Показатель абортов остается выше среднероссийского. Аборты относятся к основным причинам, оказывающим негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин.
Коэффициенты материнской и младенческой смертности являются интегральными показателями, характеризующими эффективность деятельности службы охраны здоровья детей и женщин.
В 2012 году материнская смертность составила 8,1 на 100 тыс. детей, родившихся живыми (в Российской Федерации в 2011 году - 16,2 на 100 тыс. родившихся живыми).
На протяжении ряда лет показатель младенческой смертности является одним из наименьших в Российской Федерации, что, прежде всего, отражает достигнутые успехи в организации медицинской помощи матерям и детям на территории Республики Коми. В 2012 году этот показатель составил 5,9 на 1000 родившихся живыми, в Российской Федерации (2011 год) - 7,5 на 1000 родившихся живыми. В динамике указанный показатель в Республике Коми за последние пять лет снизился на 9,1 процента. В 2012 году отмечается рост показателя, что обусловлено переходом на новые критерии регистрации живорожденности, начиная с 500 грамм.
Эффективные медико-социальные меры, направленные на совершенствование службы охраны материнства и детства, привели в последние годы к снижению показателя смертности детей от 0 до 17 лет. Этот показатель в республике за последние 5 лет снизился и составил в 2012 году 7,1 на 10 тыс. человек населения соответствующего возраста.
Комплексный подход к решению проблемы социально значимой патологии позволяет сдерживать темпы и масштабы ее распространения. Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением на территории Республики Коми туберкулеза, характеризуется напряженностью, что связано с оседанием в республике лиц, освобожденных из учреждений пенитенциарной системы, страдающих туберкулезом и ВИЧ-инфекцией. Несмотря на это, в 2012 году отмечается снижение смертности населения от туберкулеза на 17,8 процента и распространенности туберкулеза на 5 процентов.
Сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья населения республики приняла устойчивый характер: показатели заболеваемости по большинству нозологий находятся на уровне выше среднероссийского и имеют неуклонную динамику к росту. Так, за последние пять лет распространенность заболеваний среди населения Республики Коми увеличилась на 8,7 процента, первичная заболеваемость - на 10,8 процента. Это, с одной стороны, связано с более эффективной выявляемостью заболеваний с использованием современных методов диагностики, расширением охвата диспансеризацией работающих граждан, более эффективной диспансеризацией детского населения, с другой - с ростом численности пожилого населения и недостаточной эффективностью реализуемых профилактических программ.
В структуре заболеваемости взрослого населения ведущее место занимает патология органов дыхания, кровообращения, болезни костно-мышечной и мочеполовой систем, глаза и его придатков. Ранжирование распространенности болезней у населения Республики Коми в 2012 году по удельному весу классов заболеваний показывает, что болезни органов дыхания составляют 45,2 процента в структуре первичной заболеваемости населения (первое ранговое место), болезни кожи и подкожно-жировой клетчатки - 7,0 процентов (второе ранговое место), болезни костно-мышечной системы - 6,4 процента (третье ранговое место).
Наиболее тревожной тенденцией является рост числа случаев болезней, являющихся основными причинами смертности населения. Так, рост распространенности болезней системы кровообращения за последние пять лет составил 13,5 процента, новообразований - 29,7 процента, рост первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения - 28,9 процента, новообразований - 24,8 процента.
Рост показателя заболеваемости болезнями системы кровообращения обусловлен рядом факторов, важнейшими из которых являются старение населения и успешная реализация программы раннего выявления указанной патологии, действующая на территории республики с 2009 года в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". В 2011 году впервые с момента начала реализации соответствующего направления приоритетного национального проекта "Здоровье" на фоне роста заболеваемости болезнями системы кровообращения достигнуто существенное снижение смертности от этой причины. Такая же тенденция отмечается и в 2012 году.
Рост показателя заболеваемости новообразованиями и их распространенности коррелируют с процессами старения населения. Использование современных медицинских технологий лечения и реабилитации привело к увеличению выживаемости больных злокачественными новообразованиями. Из 19,9 тыс. человек, состоящих на диспансерном учете с диагнозом злокачественного новообразования, 52,7 процента живут пять и более лет после проведенного лечения. Однако, указанный показатель пятилетней выживаемости несколько ниже уровня, среднего для Российской Федерации (51 процент), что свидетельствует о наличии резервов для дальнейшего совершенствования помощи больным онкологического профиля.
За последние пять лет значительно возросла распространенность болезней, наиболее часто приводящих к инвалидизации, что усугубляет и без того непростую медико-демографическую ситуацию. Так, число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани выросло на 13,3 процента, в том числе анкилозирующим спондилитом - в 5 раз, системными поражениями соединительной ткани - в 1,8 раза; болезней эндокринной системы - на 16,7 процента, в том числе инсулиннезависимым сахарным диабетом - на 47,5 процента; врожденных аномалий (пороков развития) - на 3,4 процента.
Рост показателя заболеваемости регистрируется во всех возрастных группах населения, но наибольший темп прироста за последние пять лет отмечен среди подростков (на 26,7 процента) и детей (на 16,6 процента). Уровень заболеваемости взрослого населения увеличился на 2,1 процента.
Отмечается высокая заболеваемость гинекологической патологией, негативно влияющей на репродуктивное здоровье женщин. Распространенность заболеваний женской половой сферы предрасполагает к высокой доле бесплодия среди супружеских пар, составляющей 17 - 18 процентов от всех браков. Минимизация этого показателя является важной задачей здравоохранения в условиях современной демографической ситуации.
Инвалидность всего населения в Республике Коми за последние пять лет снизилась в 1,65 раза, трудоспособного населения - на 18,3 процента. Однако инвалидность среди детей за этот период выросла на 1,4 процента. Несмотря на некоторые успехи в снижении уровня инвалидизации населения, прежде всего взрослого, сохраняется проблема качества медицинской помощи и социальной реабилитации этого контингента населения.
Анализ распространенности и динамики основных модифицируемых факторов риска развития неинфекционных заболеваний, оказывающих наибольшее влияние на уровень и структуру общей смертности и заболеваемости населения Республики Коми, выявил следующие тенденции.
Высокое артериальное давление или артериальная гипертония является основной причиной смертности и заболеваемости населения Республики Коми. По данным мониторинга в Республике Коми страдают артериальной гипертонией 35,2 процента мужчин и 39,5 процента женщин, при этом более 40 процентов мужчин и 25 процентов женщин не знают о том, что у них повышенное артериальное давление.
Примерно у 36,4 процента взрослых жителей Республики Коми по данным мониторинга за 2010 год уровень холестерина превышал рекомендуемый уровень. При этом распространенность низкого потребления фруктов и овощей (менее 400 г/день) среди взрослых составила 82,4 процента.
Злоупотребление алкоголем - важнейшая проблема общественного здоровья. Этот фактор в наибольшей степени оказывает влияние на уровень смертности населения и количество лет жизни с утратой трудоспособности. Распространенность высокого потребления чистого алкоголя (более 20 г/день) по данным мониторинга 2011 года среди взрослого населения Республики Коми составила 4,4 процента (среди женщин - 1,5 процента, среди мужчин - 10,1 процента). Наибольшую распространенность приобрело потребление пива (70,7 процента в структуре различных алкогольных напитков). На втором месте у женщин стоит потребление некрепленых вин (20,5 процента), у мужчин - крепких напитков (13,7 процента).
В Республике Коми отмечается рост табакокурения, что связано в основном с увеличением числа курящих женщин и подростков. Курение вызывает рост болезней системы кровообращения, приводит к хроническим заболеваниям легких и провоцирует многие онкологические болезни. В настоящее время в республике курят около 160 тыс. человек в возрасте 25 - 64 лет. Распространенность курения в 2011 году среди женщин составила 17,5 процента, среди мужчин - 48 процентов. Сравнение показателей мониторинга числа курящих за 2010 и 2011 годы показывает рост доли курящих женщин на 14,4 процента и снижение доли курящих мужчин на 5,3 процента. Число выкуриваемых в день сигарет у женщин за год выросло с 9 до 10, у мужчин сократилось с 16 до 15.
В последние годы в республике реализуется комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию системы предоставления медицинской помощи, упорядочение конкретных компонентов медицинского обслуживания и совершенствование системы его финансирования.
Благодаря этим мерам, основными из которых являются интенсификация процессов лечения, внедрение единых стандартов оказания медицинской помощи, применение современных организационных мер по управлению госпитализацией (прогрессивные методы оплаты медицинской помощи и др.), фактические объемные показатели реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2012 года N 624, свидетельствуют о том, что в целом по республике объемы медицинской помощи сбалансированы. Однако эффективность реализации указанной Программы в ряде муниципальных образований сохраняется на низком уровне: регистрируется высокий уровень госпитализации с одновременным неэффективным использованием коечного фонда, сдерживанием объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров. Кроме того, сложившаяся диспропорция в обеспечении населения врачебными кадрами и койками в разрезе некоторых профилей оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи не гарантирует доступность качественной медицинской помощи для населения.
В настоящее время в действующей на территории республики системе оказания медицинской помощи имеется дисбаланс, характеризующийся низкой доступностью медицинской помощи на амбулаторном этапе, избыточной деятельностью скорой медицинской помощи, сохранением избыточного числа коек круглосуточного пребывания и необоснованно высоким уровнем госпитализации на дорогостоящую койку.
Значительный объем медицинской помощи на амбулаторном этапе в учреждениях здравоохранения, особенно на селе, осуществлялся средним медицинским персоналом. Основными причинами такой ситуации являются низкий уровень укомплектованности врачами первичного звена и снижение числа посещений на одну занятую должность врача, не всегда рациональный режим работы лечебно-профилактического учреждения, неэффективная организация труда медицинских работников.
Более 50 процентов средств, выделяемых на здравоохранение, расходуется на стационарную медицинскую помощь при том, что до 70 процентов всех обращений населения за медицинской помощью приходится на амбулаторное звено. Этот перекос ограничивает возможности обновления материально-технической базы поликлиник и внедрения новых современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а, следовательно, к удорожанию медицинской помощи.
Низкая обеспеченность населения врачебной помощью в амбулаторных условиях, изношенная, длительное время не обновляемая материально-техническая база учреждений здравоохранения, отсутствие внедренных информационных систем снижают общую доступность амбулаторной медицинской помощи для населения, приводят к низкой удовлетворенности в этом виде медицинской помощи, а также к уменьшению финансовых доходов лечебно-профилактических учреждений, в том числе в рамках дополнительного медицинского страхования, что препятствует более интенсивному развитию амбулаторно-поликлинической службы.
Существующий на уровне первичной медико-санитарной помощи, несмотря на реализацию с 2006 года мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", а с 2011 года - программы модернизации здравоохранения, кадровый дефицит не позволяет проводить необходимые мероприятия по диспансерному наблюдению больных с хроническими заболеваниями, что в условиях отсутствия вторичной и третичной профилактики приводит к перегрузке стационарного звена здравоохранения, к росту уровня инвалидности таких больных и их преждевременной смертности. Не обеспечивается ведение регистров по основным нозологиям, что не позволяет планировать и рационально перераспределять ресурсы здравоохранения.
Кроме того, амбулаторно-поликлиническая служба с учетом вышеуказанных проблем не выполняет свою уникальную функцию, направленную на профилактику заболеваний. В предыдущие годы на территории Республики Коми были созданы пять центров здоровья (три - для взрослого населения, два - для детей), основной деятельностью которых является профилактика заболеваний путем влияния на модифицируемые факторы риска их развития на основе анализа наследственной предрасположенности и факторов внешней среды. Однако их деятельность нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Несовершенство в работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности, отсутствие системы патронажа и неэффективное наблюдение за больными с хронической патологией приводят к тому, что скорая медицинская помощь является самым распространенным видом оказания внегоспитальной медицинской помощи жителям республики и берет на себя ряд функций амбулаторно-поликлинического звена. При этом персонал станций и отделений скорой помощи часто выполняет несвойственные для него функции: транспортировка больных по социальным показаниям, перевозка медицинского персонала, выполнение функций участковой патронажной службы и иное.
В то же время у самой службы скорой медицинской помощи имеется ряд нерешенных проблем, связанных как с недостаточностью оснащения оборудованием и медикаментами бригад скорой медицинской помощи, так и с дефицитом медицинских кадров. В Республике Коми врачами укомплектованы учреждения скорой помощи только в 11 муниципальных образованиях, практически во всех муниципальных образованиях отмечается недоукомплектованность врачебных и фельдшерских бригад еще одним фельдшером.