ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2006 года N 294
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 октября 2017 года на основании Постановления Правительства РК от 05.10.2017 N 535.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановления Правительства РК от 19.11.2009 N 339)
В целях определения основных путей развития здравоохранения в Республике Коми, сохранения социальных гарантий оказания медицинской помощи населению Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить Приоритетные направления развития здравоохранения в Республике Коми на 2007 - 2009 годы (далее - Приоритетные направления) согласно приложению.
2. Поручить Министерству здравоохранения Республики Коми до 31 декабря 2006 г. разработать и внести Правительству Республики Коми предложения по реализации Приоритетных направлений.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми Ромаданова К.Ю.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РК от 19.11.2009 N 339)
Глава Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ
Утверждены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 29 ноября 2006 г. N 294
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ
В соответствии с Конституцией Республики Коми, определяющей право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, основными приоритетами в отрасли "Здравоохранение" являются:
защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
реализация единой государственной политики в области охраны здоровья граждан;
развитие отрасли "Здравоохранение", совершенствование ее профилактической направленности, формирование стереотипа здорового образа жизни и повышение медицинской культуры у населения.
В 2006 году сохранилась тенденция сокращения числа жителей Республики Коми. Численность постоянного населения на 1 января 2006 г. составила 985029 человек, что на 11411 жителей (1,1 процента) меньше, чем в начале 2005 года.
Показатель рождаемости в Республике Коми остается низким, как и в Российской Федерации в целом (11,2 и 10,4 промилле соответственно). На фоне роста смертности взрослого населения это приводит к естественной убыли населения. Еще одним фактором депопуляции в регионе является рост миграционного оттока лиц трудоспособного возраста.
Произошли изменения в возрастной структуре населения. Низкий уровень рождаемости, снижение миграционного оттока лиц пенсионного возраста и высокая смертность в средней возрастной группе являются причинами постарения населения, это приводит к увеличению потребности в медицинской помощи.
В Республике Коми продолжается рост смертности взрослого населения. Основной причиной смертности в республике, как и в Российской Федерации, являются сердечно-сосудистые заболевания. Смертность от этих заболеваний с 2001 по 2005 годы увеличилась почти в два раза (с 485 до 861 умершего на 100000 населения). Особенно велика смертность от сердечно-сосудистых заболеваний среди мужчин трудоспособного возраста.
В Республике Коми сохраняется высокий уровень смертности от отравлений, травм и несчастных случаев. Наивысший показатель смертности от внешних причин был в 2003 году - 326 на 100000 населения, что в 1,4 раза выше общероссийского уровня.
Необходимо отметить повышение смертности от инфекционных заболеваний - туберкулеза и менингококковой инфекции.
Одной из немногих позитивных тенденций является снижение младенческой смертности за последние 4 года с 10,7 до 8,6 промилле.
Показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в Республике Коми сегодня на 3 года ниже общероссийского уровня и составляет 62 года.
Общая заболеваемость населения сохраняется на уровне 2001 - 2005 годов с незначительным снижением первичной заболеваемости (с 973 до 932 больных на 1000 населения в год).
К положительным тенденциям следует отнести снижение первичной заболеваемости психическими расстройствами и болезнями нервной системы, вирусным гепатитом B, стабилизацию эпидемической заболеваемости гриппом.
Но есть и проблемы, требующие принятия неотложных мер:
рост сердечно-сосудистой заболеваемости, что определяет не менее трети случаев стойкой утраты трудоспособности;
рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями, гепатитом C и менингококковой инфекцией;
крайне напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу - за 2005 год заболеваемость туберкулезом выросла с 83,8 до 86,5 больного на 100000 населения в год. Повышение агрессивности возбудителя туберкулеза, рост первичной и вторичной лекарственной устойчивости возбудителя в условиях неудовлетворительного обеспечения противотуберкулезными препаратами обусловливают недостаточно высокую эффективность лечения вновь выявленных больных;
рост числа венерических заболеваний среди населения Республики Коми. В настоящее время заболеваемость этими инфекциями в республике несколько выше, чем в Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерации в целом;
увеличение числа наркологических заболеваний по всем нозологическим формам, в том числе увеличение числа подростков, употребляющих ненаркотические психоактивные вещества и алкоголь;
рост числа инвалидов.
Здоровье определяется сложнейшим взаимодействием различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических и прочих. Неблагоприятная ситуация со здоровьем населения Республики Коми отражает общероссийские негативные тенденции и связана с социально-экономической ситуацией, условиями проживания на Севере и большой распространенностью факторов риска.
Отрицательное воздействие на отрасль оказывают несовершенство системы управления, отсутствие строгой уровневости оказания медицинской помощи, недостатки в функционировании отдельных звеньев охраны здоровья, недостаток средств для реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.
Требует решения вопрос о повышении доступности лекарственного обеспечения для населения республики.
Материально-техническая база амбулаторно-поликлинических учреждений находится в катастрофическом положении: из 138 учреждений 48 подлежат капитальному ремонту, что является причиной снижения их плановой мощности.
В Республике Коми сохраняются кадровые проблемы. Занятость врачебных должностей обеспечивается высоким коэффициентом совместительства (1,7 - в Республике Коми, 1,2 - в Российской Федерации). Частота совместительства врачами в 2005 году составила 60 процентов.
Обеспеченность врачами в сельских территориях остается недостаточной. Девятнадцать сельских врачебных амбулаторий не укомплектованы врачами.
В структуре амбулаторных посещений 73 процента посещений обусловлены заболеваниями и только 27 процентов - профилактические, это не обеспечивает преимущественной профилактической направленности амбулаторно-поликлинической помощи.
Служба скорой медицинской помощи вынуждена компенсировать недостаточную работу амбулаторно-поликлинических учреждений. В Республике Коми показатель количества выездов, осуществляемых бригадами скорой помощи, составляет 34,5 тысячи выездов на 100000 населения в год, что значительно выше, чем в Российской Федерации.
Техническое оснащение и сервисное обслуживание лабораторно-инструментальной базы остается на низком уровне. Износ аппаратуры функциональной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях Республики Коми составляет 80 - 100 процентов.
Соблюдение единого стандарта оказания квалифицированной медицинской помощи в городе и селе стало невозможным в силу экономических проблем и особенностей территории. Медицинская помощь в Республике Коми, имеющей низкую плотность населения, требует изменения подходов и внедрения современных медицинских технологий, основанных на принципах медико-экономической целесообразности.
Медицинская наука в Республике Коми за последнее десятилетие получила дополнительное развитие. Это связано в первую очередь с открытием в 1996 году Коми филиала Кировской государственной медицинской академии. Изменилась ситуация с научными кадрами как за счет привлечения в республику специалистов, имеющих ученые степени, так и вследствие выполнения научно-исследовательских работ специалистами из числа практикующих врачей.
Однако имеющийся в республике медицинский научно-технический потенциал представлен разрозненными группами исследователей и научных обществ, не координирующих свою деятельность при решении задач республиканского и федерального масштабов. Подготовка научных кадров ведется без учета потребностей отрасли. Крупные лечебно-профилактические учреждения, расположенные на территории Республики Коми, практически не участвуют в общероссийских и международных многоцентровых клинических исследованиях, что отражается и на темпах повышения качества медицинской помощи в повседневной клинической практике.
Целью Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года в области здравоохранения, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, являются повышение доступности медицинской помощи для всех слоев населения и существенное улучшение качества медицинского обслуживания.
Для достижения указанной цели требуется детализация Приоритетных направлений развития здравоохранения в Республике Коми на 2007 - 2009 годы.
Реализация Приоритетных направлений развития здравоохранения в Республике Коми на 2007 - 2009 годы позволит увеличить продолжительность жизни и уменьшить смертность населения, число случаев временной и стойкой утраты трудоспособности взрослого населения.
Приоритетные направления развития здравоохранения в Республике Коми на 2007 - 2009 годы:
1) проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью наиболее рационального использования сети лечебно-профилактических учреждений и повышения качества оказания медицинской помощи;
2) усиление мер, направленных на профилактику и лечение социально значимых заболеваний;
3) повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой сельскому населению;
4) совершенствование механизмов финансового обеспечения здравоохранения в Республике Коми;
5) повышение качества подготовки квалифицированных медицинских кадров и создание системы непрерывного образования;
6) оптимизация лекарственного и материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;
7) поддержка развития медицинской науки и внедрение высоких медицинских и информационных технологий.
1. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по обеспечению реструктуризации здравоохранения в Республике Коми, направленной на максимальное приближение к населению первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной медицинской помощи) и повышение эффективности специализированной помощи (стационарный этап):
1) подготовка и внесение на рассмотрение в соответствующие органы государственной власти проектов законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих охрану здоровья граждан, защиту прав пациентов, деятельность и взаимоотношения субъектов сферы здравоохранения, систему оплаты труда в здравоохранении;
2) создание организационно-методических центров на базе республиканских учреждений здравоохранения.
2. Реструктуризация системы оказания медицинской помощи в Республике Коми и внедрение эффективных форм управления качеством медицинской помощи:
1) регионализация путем создания консультативных отделений в выбранных межтерриториальных центрах. Совершенствование деятельности отделений гемодиализа, дальнейшее развитие материально-технической, организационно-методической базы онкологических диспансеров (отделений) в городах Сыктывкаре, Воркуте, Ухте;
2) централизация путем предоставления специализированной помощи на базе республиканских лечебно-профилактических учреждений, центров, дальнейшее совершенствование работы мобильных выездных отрядов;
3) формирование уровней оказания медицинской помощи во взаимодействии с органами местного самоуправления:
а) первый уровень - первичная медико-санитарная помощь (фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории врача общей практики, врачебные амбулатории, участковые больницы и районные больницы в городских и сельских территориях);
б) второй уровень - оказание квалифицированной медицинской помощи (центральные районные больницы, городские больницы, городские поликлиники, межтерриториальные центры, амбулаторные консультативно-диагностические отделения (межтерриториальные);
в) третий уровень - специализированная, квалифицированная и высокотехнологичная медицинская помощь (республиканские лечебно-профилактические учреждения);
4) стандартизация медицинской помощи - формирование единой, основанной на принципах доказательной медицины системы отраслевой стандартизации медицинской деятельности.
3. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи:
1) рациональное развитие сети амбулаторий врача общей практики с учетом территориальных особенностей;
2) развитие стационарозамещающих технологий в амбулаторно-поликлинической сети;
3) создание межтерриториальных консультативных отделений на базе городских учреждений здравоохранения (город Ухта) по принципу районирования;
4) создание отделений (кабинетов) медицинской профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях с целью первичной и вторичной профилактики заболеваний (санитарно-просветительская деятельность, диспансеризация, школы для пациентов);
5) активизация работы выездных врачебных бригад, формируемых на базе центральных районных больниц и республиканских лечебно-профилактических учреждений;
6) организация при поликлиниках отделений (кабинетов) неотложной помощи для повышения эффективности работы скорой медицинской помощи;