ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации работников
________________________________________________________________
(наименование государственного учреждения Республики Коми)
1. Общие положения
1. Аттестация работников ______________________________________________
(наименование государственного учреждения
Республики Коми)
(далее - работники), осуществляется в соответствии с настоящим Положением в
целях объективной оценки профессиональных качеств работников, соответствия
их занимаемым должностям, эффективного и рационального использования
потенциала работников, а также повышения уровня их профессиональной
подготовки и ответственности за выполнение должностных обязанностей, в том
числе повышения исполнительской дисциплины и ответственности за выполнение
должностных обязанностей.
Настоящее Положение применяется в отношении категорий должностей, для
которых федеральным законодательством и (или) законодательством Республики
Коми не установлены иные порядок и условия аттестации.
2. Аттестация работников призвана способствовать улучшению подбора,
расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального
мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы
работников.
3. Аттестация работников проводится на основании приказа
___________________________________________________________________________
(наименование государственного учреждения Республики Коми)
(далее - учреждение).
4. Основными задачами аттестации являются:
- формирование высококвалифицированного кадрового состава работников;
- установление соответствия работников занимаемой должности;
- выявление перспективы применения потенциальных возможностей
работников;
- стимулирование профессионального роста работников;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной
подготовки или переподготовки работников;
- обеспечение возможности передвижения кадров.
5. Проведение аттестации основывается на принципах:
- коллегиальности;
- гласности;
- открытости;
- объективности;
- законности;
- недопустимости дискриминации и установления каких бы то ни было
ограничений и преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности,
имущественного, семейного положения, возраста, места жительства, отношения
к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к
общественным объединениям.
6. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие
учреждения согласно Приложению N 1 к настоящему Положению. (В Положении об
аттестации категории работников, подлежащих аттестации, должны быть четко
определены.)
7. Аттестации не подлежат:
- беременные женщины;
- матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в
возрасте до трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после
выхода из отпуска);
- работники, не проработавшие в учреждении или по занимаемой должности
меньше 1 года;
- работники, которым по роду своей трудовой деятельности не требуются
специальные знания или навыки.
2. Сроки проведения аттестации
1. Очередная (плановая) аттестация работников осуществляется регулярно
один раз в три года. (При этом для различных категорий работников может
быть установлена разная периодичность проведения аттестации, но обязательно
одинаковая для работников одной и той же категории. Периодичность
проведения аттестации устанавливается с учетом временных отрезков, за
которые происходит старение знаний и навыков, необходимых для осуществления
деятельности в той или иной должности в связи с изменением методов и
технологии работы. В среднем же аттестация проводится, как правило, один
раз в три - пять лет.)
Может проводиться внеочередная (внеплановая) аттестация:
- необходимость выявления объективных причин неудовлетворительной
работы одного или нескольких работников учреждения;
- способ выбора на объективной основе работника, квалификация и
профессиональные качества которого позволяют занять более высокую
должность;
- просьба самого работника, если он желает получить вышестоящую
должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение.
- для работников, указанных в п. 1.8 по истечении срока ограничений;
- в связи с неисполнением работником, прошедшим аттестацию и
признанным соответствующим замещаемой должности при условии выполнения
рекомендаций аттестационной комиссии, в течение 1 года со дня утверждения
результатов аттестации.
2. Аттестация работников проходит в учреждении.
Сроки, методы оценки профессиональных качеств руководителя, график
проведения аттестации, состав аттестационной комиссии утверждаются приказом
учреждения. (Сроки, которые отводятся на проведение аттестации, до
установления итогов (от начала) устанавливаются каждым учреждением
самостоятельно, исходя из штатной численности учреждения, состава
аттестационной комиссии, количества аттестационных комиссий и
квалификационного состава аттестуемых. Оптимальным считается срок 3 - 6
месяцев. В течение этого срока должна быть полностью проведена аттестация
персонала. Так, в организациях с численностью аттестуемых работников до 50
человек может быть принят за норму срок до 3 месяцев. При большом
количестве персонала допустимо проведение аттестации в течение года.)
3. Сроки, графики проведения аттестации, состав аттестационной
комиссии, основания проведения аттестации (если аттестация внеплановая),
регламент оформления результатов аттестации доводятся до сведения
работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала
аттестации.
В графике проведения аттестации указываются:
- фамилия, имя, отчество, должность аттестуемого;
- дата проведения аттестации;
- дата предоставления в аттестационную комиссию представления и
характеризующих материалов на аттестуемого, а также должности и фамилии
работников, ответственных за их подготовку;
- форма проведения аттестации.
3. Порядок проведения аттестации
1. Проведению аттестации предшествует необходимая разъяснительная и
подготовительная работа, организуемая администрацией учреждения с целью
информирования работников о задачах, условиях и формах проведения
аттестации.
Она включает в себя следующие мероприятия:
1) организацию разъяснительной работы среди работников о задачах
аттестации и порядке ее проведения;
2) ознакомление каждого работника, подлежащего аттестации, с настоящим
Положением;
3) утверждение количественного и персонального состава аттестационной
комиссии;
4) разработку и утверждение графика проведения аттестации;
5) подготовку необходимых документов на работников, подлежащих
аттестации.
Кадровая служба учреждения ежегодно до 31 января составляет
предварительный список работников, подлежащих аттестации с указанием месяца
проведения аттестации в текущем году и представляет его руководителю
учреждения для согласования.
2. Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности
аттестуемого в условиях полной гласности и при строгом соблюдении
действующего трудового законодательства.
3. Аттестационная комиссия оценивает профессиональные качества
аттестуемых на основании представленных ими документов, а также на
основании аттестационных процедур с использованием не противоречащих
федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской
Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств аттестуемых,
включая такие формы, как индивидуальное собеседование, письменное
тестирование, письменные задания (реферат, эссе, экспертное заключение,
практическое задание), практическое занятие, анкетирование,
доклад-самооценка, по вопросам, связанным с выполнением должностных
обязанностей.
4. При проведении аттестации в форме тестовых испытаний аттестационная
комиссия:
а) готовит перечень вопросов для аттестационных тестов;
б) составляет и утверждает аттестационные тесты;
в) устанавливает количество (либо процент) правильных ответов,
определяющих успешное прохождение аттестации.
Количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение
аттестации, не может быть менее двух третей общего их числа.
Аттестационный тест должен содержать не менее ___ вопросов
(рекомендуемое количество вопросов - 25 - 30).
Аттестационные тесты должны обеспечивать проверку знания работником
учреждения нормативных основ в соответствующей сфере деятельности.
5. Выполнение письменных заданий заключается в написании реферата,
эссе по заданной теме, проведение экспертизы проектов правовых актов,
программ или иных документов, решения теоретических задач и т.д.
Выполнение заданий может быть в двух вариантах:
1) домашнее задание;
2) задание, выполняемое непосредственно в присутствии аттестационной
комиссии, ограниченное во времени, с предоставлением аттестуемому
дополнительных материалов или без такового (например, решение практических
задач).
Рефераты выполняются аттестуемым самостоятельно в домашних условиях.
Темы рефератов предлагаются руководителем учреждения.
Защита рефератов и его обсуждение происходит на заседании
аттестационной комиссии.
Критерии оценки реферата:
раскрытие темы;
умение анализировать и дать оценку сложившейся ситуации;
видение сути проблемы;
видение альтернативных способов решения проблемы;
обоснованность и практическая реализуемость предложений;
наличие ссылок на нормативные правовые акты, инструкции, положения;
достоверность действующей практики.
Для определения уровня самостоятельного творческого мышления, умения
структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи,
аргументировать свои выводы, применяется написание эссе.
Эссе выполняется в присутствии аттестационной комиссии.
Критерии оценки эссе:
знание и понимание материала;
построение суждений (ясность и четкость изложения, логика
структурирования доказательств);
анализ и оценка информации (использование приемов сравнения и
обобщения, представление альтернативных взглядов на рассматриваемую
проблему, личная оценка проблемы).
Экспертное заключение (аналитическая записка) позволяет выявить
аналитические способности аттестуемого.
Выполнение практических заданий (задач) позволяет выяснить, насколько
аттестуемый овладел предметной областью замещаемой должности.
Оценка письменного задания производится по следующим уровням:
1 уровень - компетенция не проявлена и не выявлена (оцениваемый не
знает, как применить ее в работе, демонстрирует интуитивный поход) - 1
балл;
2 уровень - оцениваемый знает, как применять компетенцию в типовых,
знакомых рабочих ситуациях, при возникновении новых, но нетиповых рабочих
ситуаций эффективность использования компетенции снижается; испытывает
затруднения при написании алгоритмов поведения, путается в терминологии,
знания несистемны - 2 балла;
3 уровень - уровень владения компетенцией позволяет оцениваемому
достигать цели в большинстве нетиповых, новых ситуаций и во всех базовых,
типовых рабочих ситуациях, не допускает ошибок при описании алгоритмов
поведения, знания системны, актуальны, не путается в терминологии - 3
балла.
Результаты оценки письменного задания заносятся членами аттестационной
комиссии в оценочные листы по форме согласно приложению N 4 и передаются
секретарю аттестационной комиссии. Секретарь аттестационной комиссии
составляет свод оценок из оценочных листов в оценочную таблицу компетенций.
6. Анкетирование проводится в присутствии аттестационной комиссии
путем заполнения анкеты по форме согласно приложению N 2 к настоящему
Положению.
7. Доклад-самооценка проводится в присутствии аттестационной комиссии
путем заполнения анкеты по форме согласно приложению N 3 к настоящему
Положению. Аттестуемые дают оценку выполнению своих служебных и
профессиональных обязанностей, достигнутым результатам, производственной
дисциплине и т.д., что позволяет узнать, какие требования предъявляют к
себе аттестуемые.
8. При проведении аттестации работников в форме собеседования
аттестационная комиссия вправе оценивать следующие компетенции:
уровень участия работников в решении стоящих перед учреждением задач;
сложность и результативность работы, выполняемой работником;
уровень профессиональных знаний, опыта работы работника;
уровень знаний основ действующего законодательства в соответствующей
сфере деятельности;
системное и аналитическое мышление, инициативность,
коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение управлять эмоциями.
Перечень вопросов, позволяющих оценить указанные компетенции,
предварительно определяется аттестационной комиссией.
Оценка компетенций проводится по следующим уровням:
1 уровень - компетенция не проявлена и не выявлена (оцениваемый не
знает, как применить ее в работе, демонстрирует интуитивный подход) - 1
балл;
2 уровень - оцениваемый знает, как применять компетенцию в типовых,
знакомых рабочих ситуациях, при возникновении новых, ноне типовых рабочих
ситуаций эффективность использования компетенции снижается; испытывает
затруднения при написании алгоритмов поведения, путается в терминологии,
знания несистемны - 2 балла;
3 уровень - уровень владения компетенцией позволяет оцениваемому
достигать цели в большинстве нетиповых, новых ситуаций и во всех базовых,
типовых рабочих ситуациях, не допускает ошибок при описании алгоритмов
поведения, знания системны, актуальны, не путается в терминологии - 3
балла.
Оценка каждой компетенции производится по итогам ответов аттестуемого
на вопросы, заданные в соответствии с определенной тестируемой областью,
наблюдения за поведением, реакциями аттестуемого.
Результаты оценки заносятся членами аттестационной комиссии в
оценочные листы и передаются секретарю аттестационной комиссии. Секретарь
аттестационной комиссии составляет свод оценок из оценочных листов в
оценочную таблицу компетенций.
На заседании аттестационной комиссии аттестуемому могут быть заданы
дополнительные вопросы, не противоречащие конституционным и этическим
нормам.
Собеседование может проходить с использованием информационных
телекоммуникационных технологий (скайп).
9. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за
две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководителем
подготавливается представление, содержащее мотивированную оценку
профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной
деятельности работника (далее - представление).
Секретарь аттестационной комиссии не позднее, чем за две недели до
даты проведения аттестации представляет в комиссию характеризующие
материалы на каждого аттестуемого.
В состав материалов входят: характеристика, копии документов об
образовании, повышении квалификации, выписка из трудовой книжки,
должностная инструкция, аттестационный лист предыдущей аттестации,
возможные отзывы сторонних лиц, информация о достижениях и иные сведения,
характеризующие трудовую деятельность работника.
10. Аттестуемый должен быть заранее, не менее чем за одну неделю до
аттестации, ознакомлен с представленными материалами.
Аттестуемый имеет право представить в комиссию дополнительные сведения
о своей профессиональной деятельности, а также заявление на представление
(в случае своего несогласия с представлением).
11. Заседания аттестационной комиссии проводятся в соответствии с
графиком аттестации, утвержденным приказом учреждения.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей ее состава.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя
председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии. В состав
аттестационной комиссии включаются высококвалифицированные специалисты,
представители соответствующих профсоюзных организаций и творческих союзов.
Председатель аттестационной комиссии председательствует на заседаниях
аттестационной комиссии, организует работу аттестационной комиссии,
определяет по согласованию с другими членами аттестационной комиссии
порядок рассмотрения вопросов.
В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.п.) председателя
аттестационной комиссии его полномочия осуществляет заместитель
председателя аттестационной комиссии.
Секретарь аттестационной комиссии:
осуществляет подготовку материалов к заседаниям аттестационной
комиссии;
уведомляет членов аттестационной комиссии и работников, подлежащих
аттестации, о дате, времени и месте проведения заседания аттестационной
комиссии;
готовит предложения о методах оценки знаний, навыков и умений
(профессионального уровня) работников;
организует работу по разработке заданий для оценки знаний, навыков и
умений (профессионального уровня) работников;
готовит приглашения независимым экспертам для принятия участия в
заседании аттестационной комиссии;
заполняет оценочные таблицы;
ведет протокол заседания аттестационной комиссии, в котором фиксирует
ее решения и результаты голосования;
оформляет аттестационные листы работников;
готовит приказы и иные документы по результатам заседания комиссии.
12. Заседание аттестационной комиссии проводится в следующем порядке:
председатель аттестационной комиссии открывает заседание
аттестационной комиссии, представляет членов аттестационной комиссии,
присутствующих на заседании, устанавливает правомочность заседания,
утверждает повестку заседания.
Аттестационная комиссия проводит заседание в соответствии с
утвержденной повесткой.
Решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством
голосов присутствующих на ее заседании членов. Решение по процедуре
голосования принимает аттестационная комиссия.
13. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого работника на
заседание аттестационной комиссии. В случае неявки аттестуемого работника
на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин,
аттестационная комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестационная комиссия в отношении аттестуемого принимает одно из
следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность | данное решение выносится аттестационной комиссией в случае, если одновременно достигнуты следующие значения: тест - 90% и более; письменное задание - 2 балла и более; показатели эффективности и результативности деятельности работника - 95% и более |
б) соответствует замещаемой должности | данное решение выносится аттестационной комиссией в случае, если одновременно достигнуты следующие значения: тест - 75% и более; письменное задание - 2 балла и более; показатели эффективности и результативности деятельности работника - 80% и более |
в) соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии | данное решение выносится комиссией в случаях, не предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" настоящего пункта |
г) не соответствует замещаемой должности | данное решение выносится комиссией в случае, если одновременно достигнуты следующие значения: тест - менее 65%; письменное задание - 1 балл; показатели эффективности и результативности деятельности работника - менее 50% |
В случае равенства голосов при проведении аттестации работник
признается соответствующим замещаемой должности.
Результаты голосования определяются простым большинством голосов и
заносятся в протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол заседания
аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем
председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии,
присутствовавшими на заседании.
Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие
аттестуемого.
Аттестационная комиссия может (но не обязана) давать рекомендации о
поощрении отдельных работников за достигнутые успехи в работе, а в случае
необходимости рекомендации об улучшении их деятельности.
14. Результаты аттестации и рекомендации аттестационной комиссии
заносятся в аттестационный лист, составленный по форме согласно приложению
N 5 к настоящему Положению, который подписывается председателем, секретарем
и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании. Решения
аттестационной комиссии оформляются протоколом.
Аттестационный лист и представление (отзыв) на работника, прошедшего
аттестацию, хранятся в его личном деле.
Решение аттестационной комиссии доводится до сведения аттестуемого
непосредственно после подведения итогов голосования, о чем он расписывается
в аттестационном листе.
4. Реализация решений аттестационной комиссии
1. Результаты и материалы аттестации представляются руководителю
учреждения не позднее чем через семь дней после ее проведения.
2. Руководитель учреждения, с учетом рекомендаций аттестационной
комиссии, в месячный срок принимает решение об утверждении итогов
аттестации.
3. Работники, прошедшие аттестацию и признанные по результатам
аттестации не соответствующими занимаемой должности, освобождаются от
работы или переводятся с их письменного согласия на другую работу в срок не
позднее двух месяцев со дня аттестации.
При несогласии с переводом, оформленном в письменном виде,
руководители в срок не позднее двух месяцев со дня аттестации освобождаются
от занимаемой должности с соблюдением требований пункта 3 части 1 статьи 81
Трудового кодекса Российской Федерации.
При истечении указанного срока освобождение работника по результатам
данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого
отпуска работника в указанный срок не засчитывается.
Работники, прошедшие аттестацию и признанные соответствующими
замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной
комиссии, в течение 1 года со дня утверждения результатов аттестации должны
представить руководителю учреждения документальное подтверждение выполнения
рекомендаций аттестационной комиссии. В случае непредставления указанного
документального подтверждения в течение 7 дней со дня истечения срока его
представления назначается внеочередная аттестация данного работника.
4. Работнику, увольняемому по результатам аттестации, выплачивается
выходное пособие в соответствии с действующим трудовым законодательством.
5. Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности
работников, признанных по результатам аттестации не соответствующими
занимаемой должности, рассматриваются в предусмотренном действующим
законодательством порядке.