ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 года N 704
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2025 ГОДА
В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Дагестан Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Республики Дагестан до 2025 года.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2025 ГОДА
Инвестиционная стратегия Республики Дагестан до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, и учитывает требования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.
Разработке настоящей Стратегии предшествовали работы по исследованию и оценке текущих стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики Республики Дагестан, их динамики и определению базовых тенденций развития. Были проведены в том числе: анализ базовых макроэкономических тенденций, анализ социально-экономического положения, факторный анализ инвестиционного климата, анализ действующего федерального, республиканского и муниципального законодательства, SWOT-анализ <1>. Результаты проведенных исследований позволили выявить сильные и слабые стороны, основные барьеры и конкурентные преимущества для развития инвестиционной деятельности в республике.
________________
<1> Подробные результаты проведенного анализа приведены в отчете о научно-исследовательской работе по теме "Разработка инвестиционной стратегии Республики Дагестан до 2025 года" (Государственный контракт от 17 сентября 2013 года N 15-К/13).
На основе выполненных работ была сформулирована главная стратегическая цель, а также система целей и задач настоящей Стратегии. Высокая степень детализации и глубина анализа позволили определить стратегические приоритеты с использованием разработанной экспертами методики, после чего на основе научных исследований ведущих российских и международных экспертов в области регионального управления, лучших практик государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также собственных разработок был сформирован перечень мероприятий настоящей Стратегии.
В целях оценки эффективности реализации Стратегии и степени достижения ее главной цели используются качественные и количественные показатели развития инвестиционной деятельности и экономики республики в целом.
Материалы, обосновывающие основные положения Стратегии, содержатся в приложениях к Стратегии.
Республика Дагестан обладает большим потенциалом для развития инвестиционной деятельности, который в настоящее время используется не в полной мере. Объем инвестиций в республику на протяжении последних лет неуклонно растет, однако этот рост обеспечивается исключительно за счет средств бюджетов (в большей части федерального), объем частных инвестиций в постоянных ценах имеет тенденцию к снижению.
Вместе с тем на сегодняшний день значения показателей социально-экономического развития Республики Дагестан не соответствуют среднероссийским. В республике зарегистрирован высокий уровень безработицы, а реальные располагаемые доходы населения и многие качественные характеристики жизни населения, такие как обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, ниже среднероссийского уровня. Кроме того, ухудшение состояния инфраструктуры, социальная напряженность и криминогенная обстановка создают существенные ограничения для дальнейшего развития.
Существующая ситуация не способствует развитию региона потенциально возможными темпами. Фактически Дагестан находится в значительной зависимости от федерального центра. При этом, несмотря на растущий объем инвестиций со стороны бюджетов всех уровней, объем частных инвестиций имеет тенденцию к снижению, что позволяет сделать вывод об относительно неблагоприятных условиях осуществления инвестиционной деятельности.
В то же время только существенное увеличение объема частных инвестиций может создать необходимое количество рабочих мест, обеспечить рост уровня жизни населения и пространственное развитие территорий, сделать возможным достижение стратегических целей, поставленных в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основой для определения прогнозных макроэкономических условий и их влияния на перспективы развития инвестиционной деятельности в рамках Стратегии является прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации, представленный в Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
N п/п | Тенденция | Влияние на экономику республики |
1 | 2 | 3 |
1. | Адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды | в основных сценариях предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). Цена на нефть Urals в 2020 году достигает 122 доллара США за баррель, в 2030 году - 158 долларов США за баррель. Это означает, что в реальном выражении цена на нефть в 2013-2030 гг. будет находиться в диапазоне 90-106 долларов США за баррель (в ценах 2010 года). |
Для Республики Дагестан умеренный рост цен на углеводороды является неблагоприятной тенденцией. С одной стороны, повышается привлекательность разработки и добычи имеющихся на территории республики запасов нефти и газа, однако, с другой стороны, следует помнить о том, что в настоящее время доля добычи углеводородного сырья в структуре ВРП республики крайне незначительна. Экономика республики энергоемка, в связи с чем рост цен на энергоносители приведет к увеличению прямых издержек практически во всех отраслях. В данной ситуации для экономики Республики Дагестан в долгосрочной перспективе целесообразна массовая модернизация производств, которая позволит повысить энергоэффективность отдельных предприятий и экономики в целом, что в свою очередь возможно только за счет привлечения значительного объема инвестиций. | ||
2. | Усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата | поддержание устойчивого платежного баланса в Российской Федерации предусматривает рост несырьевого экспорта. По стране в целом он должен увеличиться к 2030 году почти в 15 раз, до 330-340 млрд. долларов США. Необходимый объем поддержки развития промышленности для достижения поставленных целей - до 1% ВВП. |
В структуре экспорта региона наибольшую долю занимают продовольственные товары и сырье. Состояние инвестиционного климата в настоящее время нельзя охарактеризовать как удовлетворительное, а приток иностранного капитала незначителен. Таким образом, существует необходимость увеличения объемов производства и экспорта продукции высоких уровней передела, улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций | ||
3. | Исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста | экономика Республики Дагестан характеризуется низким уровнем наукоемкости и доминированием в структуре ВРП отраслей торговли, строительства и сельского хозяйства. Текущая ситуация в этих отраслях, особенно в АПК, характеризуется высоким уровнем технологического задела, который целесообразно использовать для повышения глубины переработки. |
Сочетание текущей ситуации и прогнозируемой долгосрочной тенденции позволяет выделить отрасль сельского хозяйства и АПК как наиболее перспективную для привлечения инвестиций в целях создания существенного технологического задела и, как следствие, конкурентного преимущества при повышении уровня технологического передела продукции и активизации инвестиционных процессов в данной сфере хозяйственной деятельности | ||
4. | Необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) | низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, относительная дороговизна электроэнергии и энергоносителей не способствуют привлечению инвестиций в регион. Предполагается увеличение бюджетных расходов на развитие транспортной инфраструктуры с 1,2% ВВП в 2010 году до 2-2,1% в 2030 году. Для Республики Дагестан вопрос развития инфраструктуры является одним из наиболее приоритетных. Таким образом, рост инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры должен опережать среднероссийские темпы для обеспечения нужд инвесторов |
5. | Сокращение численности населения трудоспособного возраста в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров | проблема сокращения численности населения трудоспособного возраста - тенденция общемировая и общероссийская, однако она в наименьшей степени характерна для субъектов РФ в СКФО и, в частности, для Республики Дагестан. При этом в республике наблюдается существенный дефицит рабочих мест и нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров. В условиях усиления данной тенденции особое внимание необходимо уделять подготовке и переподготовке квалифицированных сотрудников для нужд экономики региона |
6. | Усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкуретных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля | данная тенденция свидетельствует о необходимости концентрации усилий органов исполнительной власти и определения приоритетов в пользу привлечения инвестиций в Дагестан. Активизация инвестиционных процессов является наиболее эффективным способом повышения производительности труда как на уже существующих, так и на создаваемых наукоемких предприятиях. Становится возможным существенное сокращение расходов на заработную плату и энергетические издержки благодаря повышению технологического уровня и снижению физического износа оборудования. В связи с этим создание необходимых условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в развитие уже действующих и создание новых производств - необходимое условие долгосрочного экономического роста |
Для оценки инвестиционного климата применялась комплексная методология, позволяющая достаточно полно оценить каждый из составных факторов данного показателя.
Оценка проводилась исходя из того, что инвестиционный климат состоит из двух основных элементов: инвестиционной привлекательности (совокупность условий, в которых потенциальный инвестор будет осуществлять свою деятельность) и инвестиционной активности (текущая ситуация в инвестиционной сфере республики, формирующаяся в зависимости от инвестиционной привлекательности). В свою очередь, инвестиционная привлекательность состоит из двух элементов: инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.
Согласно выбранной методологии, инвестиционный потенциал и инвестиционный риск состоят из следующих групп рейтинговых показателей:
1) инвестиционный потенциал:
природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, их доступность и перспективность использования);
трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
инфраструктурный (инфраструктурная обеспеченность);
финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий республики и доходы населения);
потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
туристический (наличие интересных для туристов мест, в том числе мест развлечения, а также мест для размещения отдыхающих);
2) инвестиционный риск:
экономический (тенденции в экономическом развитии республики);
финансовый (степень сбалансированности республиканского бюджета и финансов предприятий);
социальный (уровень социальной напряженности);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды);
криминальный (уровень преступности в республике);
управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления).
Так как в целях достаточно полного исследования необходима детальная и глубокая проработка каждого из факторов инвестиционного климата, применялся анализ основных составляющих показателей и количественных характеристик по каждому фактору, подробный анализ каждого из составных факторов инвестиционного климата содержится в приложении N 2 к Стратегии.
Общая схема взаимосвязи инвестиционного климата и составляющих его интегральных показателей выглядит следующим образом:
Проведенный факторный анализ составляющих инвестиционного климата (в частности, инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков) позволяет выделить наиболее сильные и слабые стороны Республики Дагестан в области инвестиционной привлекательности.
Уровень инвестиционного риска в республике соответствует общим показателям по другим регионам Северо-Кавказского федерального округа. Существенным является отставание только от Ставропольского края, уровень риска в котором значительно ниже, чем по федеральному округу в целом и по каждому из субъектов Российской Федерации в частности.
Инвестиционный потенциал Дагестана существенно превосходит аналогичный показатель остальных республик федерального округа, уступая по своему значению лишь Ставропольскому краю.
Таким образом, инвестиционный потенциал Дагестана, при наличии сравнимого со средним по федеральному округу уровнем риска, существенно выше возможностей соседних республик.
В то же время стоит отметить, что инвестиционные риски - наиболее изменяемая с помощью действий органов государственной власти республики группа факторов. Таким образом, в сложившейся ситуации перед Республикой Дагестан открываются значительные перспективы по улучшению общей оценки инвестиционной привлекательности республики и, как следствие, значительному увеличению уровня инвестиционной активности и привлечения инвестиций.
Частное сравнение факторов инвестиционного потенциала и рисков Республики Дагестан с субъектами РФ в СКФО и средними значениями показателей по федеральному округу (приведено в приложении N 2 к Стратегии) позволяет выделить наиболее сильные и слабые факторы в интегральных показателях инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.
Значения факторов инвестиционного потенциала по Республике Дагестан превосходят средние значения по СКФО практически во всех категориях. Исключением является лишь инфраструктурный ранг, в котором позиции республики значительно (на 32 позиции) ниже среднего медианного показателя по федеральному округу.
Кроме того, по результатам проведенного анализа динамики факторов было выяснено, что инфраструктурный потенциал республики имеет крайне низкое значение, он также продолжает неуклонно снижаться, что позволяет сделать вывод о тенденции к ухудшению состояния инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время с целью улучшения инвестиционного потенциала целесообразно проводить мероприятия по усилению конкурентных позиций республики в группах относительно сильных факторов. Необходимо также с особой приоритетностью выделить мероприятия, направленные на улучшение текущего состояния и создание новых инфраструктурных объектов, так как именно эта составляющая является наибольшим ограничением при оценке инвестиционного потенциала республики.
Значения большинства факторов инвестиционного риска Республики Дагестан примерно соответствуют значениям средних медианных показателей по Северо-Кавказскому федеральному округу.
В то же время фактор экономического риска для Республики Дагестан существенно ниже среднего значения по СКФО (8 и 50 соответственно), что свидетельствует о крайне низком экономическом риске (т.е. отсутствии спроса и связанных с этим потерь) для предпринимателей.
Однако по показателю криминального риска республика находится в числе наиболее криминально опасных регионов России. Данный показатель также превосходит средние медианные значения СКФО (83 для Республики Дагестан и 67 в среднем по СКФО).
Показатели (управленческий, социальный и финансовый риски), хотя и соответствуют средним значениям по федеральному округу, тем не менее являются недопустимо низкими для формирования благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, практически при полном отсутствии экономических рисков и крайней привлекательности бизнеса в Дагестане с точки зрения потребительского спроса развитие действующих производств и привлечение инвестиций существенно осложнены наличием сразу нескольких групп рисков, особенно криминального.
Стоит упомянуть, что инвестиционные риски наиболее гибко регулируются под влиянием республиканских органов государственной власти. В связи с этим большинство мероприятий, способных кардинальным образом повлиять на сложившуюся ситуацию в пользу улучшения, должно быть направлено на снижение для инвесторов криминального, управленческого, социального и финансового рисков.