КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 апреля 2014 года N 318-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.03.2013 N 249-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
1. Внести изменения в план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013 - 2018 годы", утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.03.2013 N 249-р, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам социальной политики) Г.В.Остердаг.
4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 30 апреля 2014 года N 318-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
I. Общее описание
1. Цели реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта") направлена на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Кемеровской области услуг в сфере социального обслуживания.
Для достижения указанной цели необходимо провести модернизацию существующей системы социального обслуживания населения с учетом современных требований и изменившихся правовых, социально-экономических и демографических условий, кадровых проблем отрасли. Для проведения модернизации системы социального обслуживания необходимо совершенствование законодательства Кемеровской области, предусматривающее продолжение работы по дифференцированному оказанию социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением. Кроме того, необходимо реализовать все планируемые мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения (далее - учреждения), а также по сокращению очередности на получение услуг по социальному обслуживанию, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения
2.1. В Кемеровской области существует проблема с очередностью в стационарные учреждения, на 01.01.2014 очередь в психоневрологические интернаты составляет 895 человек, очередь в дома-интернаты для престарелых и инвалидов и дома-интернаты для умственно отсталых детей отсутствует. В области на 01.01.2014 функционирует 29 государственных стационарных учреждений: 10 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 13 психоневрологических интернатов, 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, 2 дома милосердия. Общее количество мест составляет 6054.
В 2009 - 2012 годах департаментом социальной защиты населения Кемеровской области (далее - департамент) проведены крупномасштабные мероприятия по оптимизации коечной сети в государственных стационарных учреждениях.
В 2009 году 9 деревянных зданий 5-й степени огнестойкости в учреждениях снесены. Дополнительно для размещения граждан пожилого возраста и инвалидов перепрофилированы под дома-интернаты для престарелых и инвалидов 2 санатория на 370 мест.
2 дома-интерната для престарелых и инвалидов перепрофилированы под психоневрологические интернаты на 752 места. Учитывая большую потребность в койко-местах для лиц, находящихся на постоянном постельном режиме, 2 дома-интерната для престарелых и инвалидов перепрофилированы под дома милосердия на 80 мест. Дополнительно открыты отделения милосердия в других домах-интернатах для престарелых и инвалидов на 256 мест. Указанные мероприятия позволили привести в соответствие к нормативам жилую площадь в домах-интернатах для престарелых и инвалидов на одного проживающего, повысить качество социального обслуживания.
В 2010 году проведен капитальный ремонт в ГБУ Кемеровской области "Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (расходы областного бюджета составили 91,2 млн. руб.).
В 2010 году введены в эксплуатацию неиспользуемые помещения действующих домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в результате чего введено дополнительно 118 мест для проживания граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании.
В 2011 году разработана и утверждена перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений до 2020 года.
В 2012 году приобретены в областную собственность для создания новых стационарных учреждений 3 здания, в которых после проведения капитального ремонта планируется разместить 960 человек.
В 2013 году проведены капитальные ремонты в 11 государственных учреждениях, открыты ГБУ Кемеровской области "Ленинградский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (52 места) и отделение милосердия в ГАУ Кемеровской области "Юргинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (30 мест). Закрыто и ликвидировано ГБУ Кемеровской области "Бачатский психоневрологический интернат" по причине разрушения в результате землетрясения в июне 2013 г.
Требуется капитальный ремонт 10 зданий стационарных учреждений. Находящихся в аварийном и ветхом состоянии зданий нет.
Государственными и муниципальными учреждениями приобретено в 2011 - 2013 годы новое оборудование на сумму 220,4 млн. руб., в том числе 118 единиц автотранспорта. Из них 31 единица для стационарных учреждений, 39 автомобилей службы "Социальное такси", 29 автомобилей для мобильной социальной помощи "Офис на колесах" и 19 единиц автотранспорта для специализированных учреждений для несовершеннолетних.
В настоящее время стационарные учреждения соответствуют современным требованиям пожарной безопасности, оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения и мониторинга с выводом на пульт единой диспетчерской службы, дренчерной системой пожаротушения, канатно-спусковыми устройствами, спусковыми трапами, разработаны паспорта безопасности, декларации пожарной безопасности. На реализацию противопожарных мероприятий из областного бюджета ежегодно выделяется стационарным учреждениям более 14200,0 тыс. руб.
2.2. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Все 80 учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, находятся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления. 15 лет в Кемеровской области действуют молодежные волонтерские отряды. Более 7 тыс. добровольцев оказывают пожилым гражданам трудоемкие социально-бытовые услуги.
2.3. В системе социального обслуживания населения наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда. На 01.01.2014 общая численность работников в государственных и муниципальных учреждениях составляет 14411 человек (на 01.01.2013 - 15110 человек).
На сегодняшний день обеспеченность социальными работниками и специалистами по социальной работе в учреждениях составляет
88,2 процента (коэффициент совмещения 1.1); 58,1 процента от общей численности работников учреждений составляют женщины в возрасте 36 - 55 лет; 17,3 процента от общей численности работников учреждений составляют работники пенсионного возраста. Работники с высшим образованием составляют 12 процентов от общей численности работников учреждений, несмотря на то что ежегодно высшие учебные заведения выпускают достаточное количество специалистов в социальной сфере. В основном работники учреждений имеют полное среднее (29 процентов от общей численности работников учреждений) и среднее профессиональное образование (40 процентов от общей численности работников учреждений).
Треть работников учреждений имеет трудовой стаж до 3 лет, что свидетельствует о большой текучести кадров, и именно молодых специалистов.
В последние годы, чтобы улучшить условия труда, привлечь кадры в отрасль, улучшить материальное положение работников в Кемеровской области проведен большой комплекс мероприятий, принят ряд законодательных актов о мерах, направленных на повышение уровня заработной платы работников учреждений, развитие кадрового потенциала и повышение престижности работы в сфере социального обслуживания:
всем работникам государственных и муниципальных учреждений установлена гарантированная выплата стимулирующего характера в размере 30 процентов должностного оклада за работу в учреждениях;
работникам со специальным образованием, работающим на селе (средний медперсонал, врачи, педагоги, специалисты по социальной работе, бухгалтера, юристы, инженерно-технические работники), оклады увеличиваются на повышающий коэффициент 1.25;
устанавливаются повышающие коэффициенты к окладам работников, имеющим почетные звания и ученые степени;
осуществляются единовременные выплаты работникам учреждений, получившим высшее или среднее специальное образование, в размере 15 и 10 тыс. руб. соответственно; ежемесячные выплаты молодым специалистам по 1 тыс. руб. в месяц в течение первых трех лет работы;
социальным работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках городского типа, предоставляется 100-процентная льгота по оплате жилья и коммунальных услуг, частичная льгота по оплате электроэнергии;
социальным работникам, чья профессиональная деятельность связана с разъездами при оказании социальных услуг, предоставляется бесплатный проезд в общественном транспорте;
за счет средств областного бюджета приобретается форменная спецодежда - все социальные работники обеспечены зимними и летними комплектами одежды (в 2010 году было выделено 18 млн. руб.);
начиная с 2010 года в Кемеровской области проводится конкурс "Лучший по профессии" с призовым фондом 1 млн. руб.;
ежегодно до 200 работников учреждений имеют возможность по бесплатным путевкам оздоровиться в государственном автономном учреждении "Санаторий "Борисовский", санатории "Белокуриха";
ежегодно 100 детей, родители которых трудятся в учреждениях, во время летних каникул направляются на отдых в Грецию;
в 2011 году, в год 20-летия со дня образования органов социальной защиты, в Кемеровской области учрежден золотой нагрудный знак "Почетный работник социальной защиты населения Кемеровской области";
в течение 10 лет ежегодно в день социального работника проводятся губернаторские приемы, на которых лучшие работники награждаются наградами Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области.
С 2011 года в государственных и муниципальных учреждениях действует отраслевая система оплаты труда, основными принципами которой являются установление должностных окладов по профессионально-квалификационным группам; обеспечение гарантированных компенсационных выплат и создание механизма стимулирования, направленного на повышение качества и эффективности работы.
С введением новой системы стимулирования размер заработной платы напрямую зависит от результатов труда и качества предоставляемых услуг. В каждом учреждении разработаны критерии оценки результативности в зависимости от направления деятельности учреждения и конкретных участков работы. Необходимо провести работу по совершенствованию системы оценки достижения показателей и, как следствие, объективности установления стимулирующих выплат.
Ежегодно индексируются фонды оплаты труда работников учреждений. Для обеспечения повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области проведены следующие мероприятия.
С 01.04.2013 увеличены фонды оплаты труда социальных работников на 15 процентов.
С 01.11.2013 на 10 процентов повышены фонды педагогическим работникам.
С 01.12.2013 увеличены на 10 процентов фонды оплаты труда социальным работникам, средства направлены на стимулирующие выплаты.
В результате средняя заработная плата социальных работников в течение 2013 года увеличилась на 27,2 процента и составила по итогам 2013 года - 12358 рублей.
Кроме того, в ходе реализации программы поэтапного повышения заработной платы в области принимаются меры по повышению заработной платы работникам, которые не предусмотрены указами Президента Российской Федерации, для сохранения сложившегося соотношения в уровнях оплаты труда по различным специальностям сферы социального обслуживания.
Так, наряду с отдельными категориями работников, предусмотренными указами Президента Российской Федерации, с 01.10.2013 на 5,5 процента проиндексированы фонды оплаты труда всем категориям работников бюджетной сферы. Дополнительные средства направлены на повышение должностных окладов, т.е. на базовую (гарантированную) часть.
Средняя заработная плата работников учреждений в целом по отрасли в 2013 году возросла по сравнению с 2012 годом на 12,3 процента и составила 14176 рублей.
В 2013 году в целях оптимизации сети:
в 3 учреждениях - СРЦ г. Березовского и г. Прокопьевска и в ГБУ Кемеровской области "Мариинский психоневрологический интернат с отделением для умственно отсталых детей" сокращены койко-места;
закрыто стационарное отделение в п. Раздолье СРЦ Топкинского района;
закрыто отделение социальной реабилитации в ЦСО г. Анжеро-Судженска;
закрыты 6 организационно-методических отделений в ЦСО г. Кемерово;
закрыто специализированное социально-медицинское отделение в ЦСО Мариинского района.
Эти мероприятия привели к сокращению штатной численности на 253,5 штатные единицы.
Кроме того, в целях реализации "дорожной карты" проведено сокращение еще 135,5 штатной единицы.
Объем средств, сэкономленных за счет оптимизационных мер в 2013 году, составил 20,2 млн.руб., которые были направлены на повышение оплаты труда отдельным категориям работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В 2014 году работа по оптимизации будет продолжена - запланировано закрытие 5 специализированных учреждений для несовершеннолетних, перепрофилирование СРЦ в центр социальной помощи семье и детям, закрытие торговых и перевод на самоокупаемость бытовых отделений центров социального обслуживания.
В департаменте завершена работа по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с типовой формой договора с учетом требований по повышению эффективности работы.
В целях стимулирования заинтересованности руководителей в повышении эффективности деятельности учреждений, качества оказываемых услуг утверждены новые целевые показатели и критерии оценки деятельности государственных учреждений для установления выплат стимулирующего характера руководителям, порядок и условия установления этих выплат, состав комиссии по оценке выполнения показателей. К основным критериям отнесены сложность и комплексность учреждений, внедрение новых технологий, учтены рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по обеспечению показателей роста заработной платы работников учреждений.
В рамках реализации мероприятий "дорожной карты" проводится работа по поэтапному переводу работников государственных и муниципальных учреждений на "эффективный контракт", разработаны и утверждены минимальный перечень целевых показателей оценки эффективности деятельности основного персонала работников государственных учреждений и критерии их оценки.
В 2013 году в учреждениях соотношение заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений составило 1:0,75, доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений по сравнению с 2012 годом не увеличилась и не превышает 20 процентов.
2.4. Структура работников учреждений в 2013 году:
Категория работников | Численность, человек | Доля в общей численности, процентов |
Руководители (директора, их заместители, главные бухгалтера, руководители структурных подразделений) | 1440 | 10,0 |
Основной персонал (социальные работники, специалисты по социальной работе, педагогический персонал, врачи, младший и средний медицинский персонал) | 8945 | 62,1 |
Специалисты и служащие | 1484 | 10,3 |
Рабочие профессии (водители, уборщики служебных помещений, повара, работники прачечных и т.п.) | 2693 | 17,6 |
Итого | 14411 | 100 |