Недействующий

ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 5 июня 2013 года N 583-ук

Об утверждении концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 05.07.2023 на основании Указа Губернатора Оренбургской области от 05.07.2023 N 322-ук.
____________________________________________________________________


В целях выполнения решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по вопросу "О региональных аспектах реализации Концепции государственной миграционной политики" от 28.09.2012 о разработке проектов региональных концепций миграционной политики на период до 2025 года с учетом региональных особенностей

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить концепцию миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года согласно приложению.

2. Признать утратившим силу указ Губернатора Оренбургской области от 28.11.2012 N 829-ук "Об образовании межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года".

3. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.

4. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ






Приложение
к указу
Губернатора
Оренбургской области
от 5 июня 2013 года N 583-ук

Концепция миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года


 I. Анализ миграционных процессов в Оренбургской области


1. Миграционные процессы в Оренбургской области условно можно разделить на 2 этапа.

а) первый этап - 1992 - 2000 годы.

Данный этап связан с распадом Советского Союза и массовой вынужденной миграцией русскоязычного населения, в основном из государств центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения). Основной целью мигрантов было приобретение гражданства Российской Федерации с постоянным местом жительства.

Всего за этот период времени на территорию Оренбургской области прибыло около 200 тыс. человек. Пик миграции в область пришелся на 1993 - 1994 годы (около 100 тыс. человек). Статус вынужденных переселенцев и беженцев с 1993 года получили 82,5 тыс. человек. По данному показателю Оренбургская область входит в число пяти регионов Российской Федерации, на которые пришлась основная нагрузка по приему вынужденных переселенцев.

К 2000 году данный поток этой категории мигрантов стал незначительным и не оказывает существенного влияния на социально-экономическое положение области.

Миграция способствовала росту численности населения области, в значительной степени компенсируя потери от естественной убыли и внутренней миграции;

б) второй этап - с 2001 года по настоящее время.

Этот этап характеризуется стремительным ростом этнической, в первую очередь трудовой миграции, опять же из государств Центрально-Азиатского региона (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Достаточно сказать, что с 2000 по 2012 год количество иностранных граждан, зарегистрировавшихся на территории области в режиме временного пребывания, возросло более чем в 16 раз и достигло 114 тыс. человек. В период с 2009 по 2012 год наблюдается стабилизация численности мигрантов, зарегистрированных в режиме временного пребывания (до 90 суток), и их количество на конец 2012 года составляло 106077 человек.

2. Основными странами исхода мигрантов являются Узбекистан (доля в общей численности мигрантов за последние пять лет колеблется от 31 до 37 процентов), Таджикистан (от 12 до 15 процентов), Азербайджан (от 5 до 7 процентов), Армения (от 3,3 до 4 процентов), Кыргызстан (от 3,6 до 4,7 процента). Доля мигрантов из приграничного Казахстана составляет в среднем 33 процента. Это в основном жители приграничных регионов, поездки которых носят гостевой и деловой кратковременный характер (так называемая "челночная миграция"). Поэтому миграция из Казахстана не оказывает существенного влияния на состояние миграционных процессов в области. Вместе с тем отмечается устойчивый рост миграционных потоков в центральные регионы России, проходящих через пункты пропуска на оренбургском участке российско-казахстанской государственной границы. Только за 2012 год количество иностранных граждан, пересекающих государственную границу, увеличилось более чем на 20 процентов и составило на конец года 2352703 человека.

3. Характерной чертой внешней этнической миграции является трудовая миграция.

Привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин.

Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся социально-экономических условиях и в данное время оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.

Во-вторых, уровень жизни в странах - экспортерах рабочей силы значительно ниже, чем в России: люди не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше.

4. Трудовых мигрантов можно условно разделить на две категории.

Первая категория - это граждане так называемого "дальнего зарубежья", в основном высококвалифицированные специалисты, привлекаемые российскими предприятиями и организациями, как правило, в рамках устанавливаемой квоты.

Вторая категория - это стихийно приезжающие в Россию иностранные граждане, в основном из стран Центрально-Азиатского региона. Именно эта категория этнических трудовых мигрантов сегодня составляет более 90 процентов всего количества иностранной рабочей силы в Оренбургской области и является базой для пополнения нелегальных мигрантов. Это в основном низкоквалифицированные работники, их правой статус - временное пребывание в Российской Федерации (от 3 до 90 суток). Таким образом, между понятиями "временно пребывающий иностранный гражданин" и "трудовой мигрант" можно ставить знак равенства.

5. Основными сферами экономики, где используется труд мигрантов, являются строительство (от 60 до 80 процентов), сельское хозяйство (10 - 12 процентов), торговля, бытовое обслуживание, транспорт и промышленность. Можно сделать вывод, что это устойчивая тенденция, которая будет сохраняться длительное время.

Вместе с тем с учетом складывающейся сложной демографической ситуации миграционный приток в область желателен и важен, но его необходимо регулировать.

Что касается внутренней миграции, то Оренбуржье является "лидером" среди регионов Приволжского федерального округа по миграционной убыли населения, причем за последние три года убыль увеличивается, и в 2012 году она превысила 7 тыс. человек. Область покидает в основном самая мобильная и трудоспособная часть населения.

Поэтому преодоление этой тенденции - задача комплексная - экономическая и социальная.


II. Общие положения


6. Концепция миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности органов государственной власти Оренбургской области, общественных организаций и национально-культурных объединений в сфере миграции.

7. Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики в Оренбургской области.

8. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, концепцией демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.

9. Разработка Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Оренбургской области и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Реализация Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

10. Для целей настоящей Концепции используются основные понятия, обозначенные в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации.


III. Условия формирования и реализации миграционной политики Оренбургской области


11. Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Оренбургской области.

За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения.

12. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Оренбургскую область становится одним из источников увеличения численности населения региона, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики области является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

13. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние области. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

Вместе с тем в области отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в регионе профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество.

14. В настоящее время миграционная привлекательность Оренбургской области по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа невысока и распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Мигранты новых поколений, прибывающие в область, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

15. Продолжается миграционный отток из области. Причины обусловлены ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором внутренней миграции остается движение в центральную часть России и в Московскую область.

16. Незаконная миграция, обеспечивающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения области.

17. Важными элементами миграционной политики области являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Прямым результатом отсутствия программ адаптации и интеграции являются изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все за интересованные стороны (самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации.

Необходимы содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам. В 1990-е годы в Оренбургской области получили статус беженцев и вынужденных переселенцев 82,5 тыс. человек, но до сих пор законодательно закрепленные социальные обязательства перед ними до конца не выполнены.

18. Опыт показывает, что проведение активной миграционной политики ускоряет социально-экономическое развитие и обеспечивает рост благосостояния населения.

19. Ставя задачу привлечения в область мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать, что миграционные ресурсы государств - участников Содружества Независимых Государств, ориентированные на Российскую Федерацию, в перспективе будут уменьшаться.


IV. Цели, принципы, задачи и основные направления миграционной политики Оренбургской области


20. Цели миграционной политики Оренбургской области:

а) обеспечение максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения области;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Оренбургской области, удовлетворение потребностей демографического развития области;

в) содействие обеспечению потребности экономики области в притоке квалифицированных рабочих кадров, модернизации, инновационному развитию и повышению конкурентоспособности ее отраслей;

г) организация и стимулирование процесса добровольного переселения в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на основе повышения ее привлекательности.

21. Принципы миграционной политики Оренбургской области:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита областного рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики;

к) научная обоснованность принимаемых решений.

22. Задачи миграционной политики Оренбургской области:

а) создание правовых, социально-экономических, организационных, информационных условий и формирование механизма для добровольного переселения на постоянное место жительства в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан и обеспечение соблюдения их законных прав и интересов;

б) разработка механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, в первую очередь высококвалифицированных специалистов, на основе совершенствования региональной инфраструктуры в сфере миграции и создания комфортных условий для адаптации трудовых мигрантов;

в) снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»