В целях реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622, на территории Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Концепцию миграционной политики в Оренбургской области на период с 2023 до 2025 года согласно приложению.
2. Признать утратившим силу указ Губернатора Оренбургской области от 5 июня 2013 года N 583-ук "Об утверждении концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года".
3. Определить министерство труда и занятости населения Оренбургской области уполномоченным органом по координации реализации Концепции миграционной политики в Оренбургской области на период с 2023 до 2025 года.
4. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике - министра экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.
5. Указ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Концепция миграционной политики в Оренбургской области на период с 2023 до 2025 года
1. Концепция миграционной политики в Оренбургской области на период с 2023 до 2025 года представляет собой систему принципов, задач и основных направлений реализации миграционной политики Российской Федерации на территории Оренбургской области.
2. Настоящая Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622.
3. Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Оренбургской области. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.
Необходимость комплексного подхода к регулированию миграционных процессов обусловлена приграничным геополитическим положением области с ее многонациональным и поликонфессиональным составом населения, потребностью в решении проблем демографии населения и обеспечении экономики трудовыми ресурсами.
Несмотря на стабильную социально-экономическую ситуацию в целом, в области продолжается убыль населения и усиливается ее влияние на рынок труда области.
4. В 2022 году коэффициент рождаемости в Оренбургской области составил 8,4 промилле (в расчете на 1000 человек), в 2021 году коэффициент был равен 9,4 промилле. Коэффициент смертности (в расчете на 1000 человек) в 2022 году был равен 13,3 промилле, в 2021 году - 18,9 промилле. В 2022 году в Оренбургской области естественная убыль составила 9374 человека, что на 9055 человек меньше, чем в 2021 году.
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации в целом и Оренбургской области в частности. За 2019 - 2021 годы численность прибывших в значительной степени компенсировала численность выбывшего населения, но в 2022 году в связи с геополитической ситуацией в стране миграционное снижение в Оренбургской области составило 5076 человек.
Таблица
Общие итоги миграции населения в Оренбургской области
(человек)
Наименование показателя | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
Число прибывших | 45985 | 56302 | 48446 | 50227 | 45996 |
Число выбывших | 56279 | 56539 | 49070 | 50267 | 51072 |
Миграционное снижение | -10294 | -237 | -624 | -40 | -5076 |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, численность рабочей силы на 1 января 2023 года составила 924,8 тыс. человек, численность занятых в экономике - 892,5 тыс. человек.
В 2022 году в службу занятости населения Оренбургской области за содействием в поиске подходящей работы обратились 55,0 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2023 года было зарегистрировано 9,8 тыс. человек, находящихся в поисках работы, в том числе 8,6 тыс. безработных. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента.
В 2022 году 9,1 тыс. работодателей сообщили в центры занятости населения области о потребности в кадрах для замещения свыше 111,7 тыс. вакантных рабочих мест, из них 69 процентов - по рабочим профессиям.
Повышенным спросом у работодателей пользовались водители автомобилей, токари, машинисты, механизаторы, монтажники, повара, продавцы, слесари, трактористы, сварщики, бетонщики, электромонтеры, плотники.
Из специалистов были востребованы учителя, врачи, медицинские сестры, инженеры, агрономы, зоотехники, менеджеры, бухгалтеры.
Одним из способов решения вопроса дефицита работников является внешняя миграция.
В 2023 году квота для трудоустройства иностранных граждан, прибывающих на основании визы, составляет 52 человека (в 2022 году - 46 человек).
Предприятия области в 2022 году привлекли для осуществления трудовой деятельности 8,2 тыс. иностранных работников.
Иностранные работники привлекаются в большей степени по низкоквалифицированным профессиям (подсобный рабочий, овощевод, каменщик, штукатур-маляр и другие), которые остаются практически не востребованными среди местного населения.
5. Основными государствами, которые являются источником увеличения численности населения Оренбургской области за счет внешней миграции, традиционно остаются страны ближнего зарубежья (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан).
6. Увеличение притока мигрантов с целью осуществления трудовой деятельности по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями региона является необходимым для поступательного развития экономики области. Миграция работников высокой квалификации также является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост. Одна из задач миграционной политики - создание условий для привлечения востребованных экономикой квалифицированных специалистов разного профиля.
7. Одним из перспективных механизмов миграционной политики является переселение в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Оренбургская область участвует в реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - государственная программа), с 2014 года. За указанный период в регион переехало 9,5 тыс. соотечественников.
В настоящее время в регионе в рамках государственной программы Оренбургской области "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 869-пп, действует комплекс процессных мероприятий "Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - комплекс процессных мероприятий). Комплекс процессных мероприятий направлен на создание правовых и организационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Оренбургскую область, и их социально-культурную адаптацию и интеграцию; сокращение дефицита трудовых ресурсов; увеличение числа квалифицированных специалистов и численности молодежи.
8. Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития области, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических и связанных с ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в область лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Оренбургской области для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Оренбуржье как регион с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей.
9. Основными принципами реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области являются:
а) комплексность решения задач миграционной политики с учетом социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Оренбургской области;
б) приоритет интересов Оренбургской области и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Оренбургской области;
г) координация деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области в сфере миграции в пределах установленных полномочий;
д) участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;
е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области.
10. Основными задачами реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области являются:
а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Оренбургскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;
б) создание условий для адаптации к социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Оренбургской области иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников из числа иностранных граждан в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления;