РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2012 года N 978-р
О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕБОВАНИЙ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ИЛИ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
(в редакции Распоряжений Правительства Сахалинской области от 03.04.2013 N 213-р, от 19.04.2016 N 181-р, от 13.02.2017 N 70-р)
В целях обеспечения соблюдения государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти Сахалинской области, Правительства Сахалинской области требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и в соответствии с письмом Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 "Об обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" (далее - Обзор):
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 03.04.2013 N 213-р, от 13.02.2017 N 70-р)
1. Утвердить Памятку для государственных гражданских служащих Сахалинской области о порядке урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе (далее - Памятка) (прилагается).
2. Руководствоваться Памяткой и Обзором при выявлении, предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 19.04.2016 N 181-р)
3. Руководителям органов исполнительной власти Сахалинской области и департаментов и управлений Правительства Сахалинской области:
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 13.02.2017 N 70-р)
- ознакомить государственных гражданских служащих с Памяткой;
- обеспечить в государственном органе проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения гражданскими служащими требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления с учетом специфики их деятельности разработать и утвердить на основе Обзора аналогичные памятки для муниципальных служащих.
Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин
ПАМЯТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПОРЯДКЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 19.04.2016 N 181-р)
1. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ)).
2. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ).
3. Типичные ситуации конфликта интересов.
Под вышеуказанное определение конфликта интересов подпадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный гражданский служащий (далее - гражданский служащий) может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов гражданских служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее можно выделить ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников, друзей и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего;
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной гражданской службы;
- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации; получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
4. В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ функции государственного управления организацией представляют собой полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Применительно к рассматриваемым в настоящей Памятке вопросам осуществление "функций государственного управления" предполагает, в том числе:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
- осуществление государственного надзора и контроля;
- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
- организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
- подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
- лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
- проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;
- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
- участие в проведении расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, Сахалинской области.
5. Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе лежит обеспечение исполнения гражданскими служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 273-ФЗ и статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства гражданский служащий обязан:
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
- неукоснительно соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции;
- уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем), о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
- передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Представителю нанимателя наряду с изменением должностного или служебного положения гражданского служащего необходимо:
- использовать механизм проверок, предусмотренный Положением о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, и гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы, включенные в перечни должностей гражданской службы, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соблюдения лицами, замещающими должности гражданской службы, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Сахалинской области (приложение 4 к Закону Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области"), при наличии оснований, установленных пунктом 4 указанного Положения, в целях выяснения обстоятельств непринятия гражданским служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. При этом необходимо учитывать, что статьей 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;
- привлекать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия) для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий гражданского служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие. Так, на основании соответствующего представления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 30.09.2010 N 472, вопрос выработки мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе, может быть рассмотрен на заседании данной Комиссии.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться и по инициативе гражданского служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Например, обращение гражданского служащего с ходатайством об установлении Комиссией: имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
6. Ответственность гражданских служащих за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с государственной гражданской службы.
Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с государственной гражданской службы.
7. Типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе, а также рекомендации для гражданских служащих и представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов представлены в обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования (письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088).