ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 марта 2013 года N 182-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Во исполнение Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина по итогам встречи с деятелями театра в г. Москве от 30 ноября 2011 года, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р "О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года":

1. Утвердить Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Сахалинской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Сахалинской области учитывать положения Концепции при разработке муниципальных программ развития культуры.

3. Контроль за реализацией Концепции возложить на Трутневу И.И., заместителя Председателя Правительства Сахалинской области.

Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин

     




Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 22.03.2013 N 182-р



 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Сахалинской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные цели и задачи государственной политики в данной сфере.

Концепция базируется на положениях Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в регионе, определены основные направления развития театрального дела в Сахалинской области, механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.

Одним из показателей повышения качества жизни населения в Сахалинской области является обеспечение максимальной доступности культурных благ, где театральное искусство занимает существенное место в развитии личностного потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды. Поэтому возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городах, селах и в регионе в целом.

Театральное искусство - сфера живого человеческого общения, обладающая особой силой воздействия на зрителя, занимающая особое место в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами - участники создания сценического произведения.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни.

Модель репертуарного театра с постоянной труппой, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности. Объектом государственной защиты должна стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования.

Целью реализации Концепции в Сахалинской области является обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных формах с использованием инновационных подходов через сохранение достижений российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.

Основными условиями реализации цели являются сохранение и развитие сети театров, государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения Сахалинской области, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.

В соответствии с целью Концепции сформулированы следующие задачи развития театрального дела:

- создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;

- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;

- поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.

3. ДОСТУПНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


 3.1. Сеть театров

В Сахалинской области действуют 2 профессиональных театра - государственное автономное учреждение культуры "Сахалинский Международный театральный центр им. А.П.Чехова" (далее - Чехов-центр), государственное автономное учреждение культуры "Сахалинский театр кукол" (далее - театр кукол). В муниципальных образованиях для населения работают любительские самодеятельные театральные коллективы - 7 народных театров (г. Александровск-Сахалинский, Анива, Корсаков, Макаров, Оха, Холмск, Южно-Сахалинск), 1 образцовый детский драматический (г. Оха), 1 образцовый театр кукол (г. Холмск), более 150 театральных самодеятельных объединений разных форм, имеется опыт работы с театральным предложением некоммерческих организаций, расположенных на территории Сахалинской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р (в ред. от 13.07.2007) одобрены социальные нормативы и нормы, в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации, зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек.

Согласно нормативам к наличию профессиональных театров, в каждом субъекте Российской Федерации должны действовать 5 профессиональных театров. В соответствии с методикой определения нормативной количественной потребности Сахалинская область не обеспечена необходимым количеством театров. Отклонение составляет 3 единицы.

Таблица N 1

КОЛИЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА

 Вид
 театра    

Кол-во,
 всего

 Из общего количества театров  

Минимальный
социальный
 норматив  

Откло-
нение

феде-
ральных

субъекта
федерации

муници-
пальных

част-
ных   


Театры драмы


 1   


 -   


 1    


 -   


 -   


 1     


 -   

Театры юного
зрителя      


 -   


 -   


 -    


 -   


 -   


 -     


 -1  

Театры кукол

 1   

 -   

 1    

 -   

 -   

 1     

 -   

Музыкально-
драматические
театры       



 -   



 -   



 -    



 -   



 -   



 -     



 -1  

Прочие театры

 -   

 -   

 -    

 -   

 -   

 1     

 -1  

Итого:       

 2   

 -   

 2    

 -   

 -   

 5     

 -3  


Социальным нормативом предусмотрена обеспеченность населения местами в зрительных залах театров в городах с населением более 100 тысяч человек. Фактическая обеспеченность зрительскими местами в городе Южно-Сахалинске - центре театрального искусства в Сахалинской области отражена в таблице N 2, норматив соблюдается с превышением минимальных показателей.


Таблица N 2


Субъект Российской Федерации: Сахалинская область

Город: Южно-Сахалинск. Число жителей: 182,58 тыс. чел.

 ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ МЕСТАМИ В ЗРИТЕЛЬНЫХ ЗАЛАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

 Вид
театра

Название театра

Кол-во мест
в зрительных
 залах
 театров   

Зрительских
 мест    

Минимальный
 социальный
 норматив  

Отклонение
 (гр. 4 -
 гр. 5)  


Театр
драмы


Государственное
автономное
учреждение
культуры
"Сахалинский
Международный
театральный
центр
им. А.П.Чехова"


 585     


на 5 тыс.
жителей -
14 мест     


на 5 тыс.
жителей -
4 места     


 +10    

Театр
кукол

Государственное
автономное
учреждение
культуры
"Сахалинский
театр кукол"    

 207     

на 2 тыс.
детей -
5 мест      

на 2 тыс.
детей -
2 места     

 +3    


Материально-техническая база профессиональных театров Сахалинской области соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям и оборудованию учреждений социально-культурной сферы.

Здание Чехов-центра построено в 1964 году по специализированному проекту, общая площадь помещений составляет 5485,6 кв. м. С 2009 года поэтапно проводятся мероприятия по капитальному ремонту и техническому перевооружению театра.

Здание театра кукол сдано в эксплуатацию после капитальной реконструкции музыкального зала "Каприччио" в 2011 году, общая площадь помещений составляет 2414,4 кв. м.

В настоящее время в театрах существует дефицит малых сценических площадок, репетиционных залов, служебных помещений для хранения декораций, хозяйственных кладовых и др.

Оборудование театров обновляется ежегодно, расчетным коэффициентом обновления является 10% к общей стоимости производственного оборудования. Театры нуждаются в систематическом оснащении новейшим профессиональным оборудованием, отвечающим современным требованиям сценического искусства.


3.2. Театральное предложение

Основным фактором, определяющим репертуарную политику театров, является актуальность и разнообразие драматургического материала, включающего возможность творческого эксперимента. Годовой репертуар театров Сахалинской области состоит из 65 постановок, среди которых русская и зарубежная классика (48,3%), пьесы современных драматургов (51,7%).

В целях развития репертуарной политики и проката спектаклей театрами осуществляется дифференцированный подход к предоставлению услуг населению. Внедряются инновационные формы деятельности, стимулирующие повышение профессионального уровня работников театров: творческие лаборатории по современной драматургии, проекты "Театр в ладошке", "Театр без слов" и другие.

Наблюдается положительная динамика роста в количестве спектаклей, показанных театрами: 2010 год - 526 спектаклей, 2011 - 536 спектаклей. Вместе с тем, средняя степень наполняемости театральных залов составляет диапазон от 34 до 39%, что требует мониторинга и разработки маркетинговых мероприятий по достижению положительной динамики наполняемости театральных залов.

Средняя цена посещения Чехов-центра в 2011 году составляла 247 рублей, театра кукол - 185 рублей. При этом средняя цена посещения театров на стационаре выше цены на выезде или гастролях.

В целях развития и популяризации театрального искусства в Сахалинской области были учреждены профессиональные фестивали: Межрегиональный театральный фестиваль "Сахалинская рампа" (2011), Сахалинский международный фестиваль театров кукол "На островах чудес" (2011).

Творческие коллективы сахалинских театров - участники многих творческих проектов в регионе, Российской Федерации и за рубежом. В рамках увеличения зрительской аудитории и оказания услуг по прокату спектаклей театры ежегодно выезжают на гастроли по Сахалинской области.

Результаты анализа современного состояния сферы театрального искусства свидетельствуют о том, что в Сахалинской области сформированы условия для стабильного функционирования театральных учреждений, созданы предпосылки для повышения качества и развития данной сферы.


3.3. Доступность театральных услуг

Расширение доступности театрального искусства должно обеспечиваться мероприятиями, направленными на создание условий для посещения театров разными группами населения:

- жителями городской и сельской местности;

- гражданами с различным уровнем доходов;

- гражданами с ограниченными возможностями.

Серьезного внимания требует в этой связи гастрольная деятельность театров. Гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра. По направленности гастроли делятся на следующие виды:

- региональные гастроли (в населенных пунктах Сахалинской области),

- межрегиональные гастроли (в субъектах Российской Федерации),

- зарубежные гастроли (в другой стране).

Для обеспечения расширения театрального предложения гастроли важны там, где нет собственных театров. Активизация гастрольной деятельности требует инвентаризации всех имеющихся в Сахалинской области сценических площадок, используемых театрами.

Планом мероприятий по реализации Концепции (прилагается) предусмотрено создание единой базы нетеатральных сценических площадок, используемых театрами, которая необходима для качественного и оптимального планирования гастрольной деятельности в малых населенных пунктах региона. В рамках реализации долгосрочных целевых программ предусмотрены необходимые инвестиции для приведения к уровню современных требований состояние театральных и нетеатральных сценических площадок.

Под нетеатральными площадками понимаются дворцы, дома культуры, клубы и другие учреждения культуры, где проводятся (могут проводиться) спектакли театров.

Активизация гастролей всех видов и меры финансовой поддержки гастрольной деятельности включаются в программы развития театрального дела. Одной из форм государственной поддержки театров является включение гастролей разных видов в государственное задание и обеспечение его выполнения необходимым финансированием.

Приоритетными направлениями поддержки гастрольной деятельности на федеральном и региональном уровне являются:

- гастроли, представляющие наиболее значительные спектакли последних сезонов в разных регионах России;

- обменные гастроли ведущих региональных театров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»