3.3.2. Организация и состояние охраны угодий
Важным количественным показателем уровня организации охраны охотничьих ресурсов является количество выявленных за год правонарушений. В таблице 3.3.2.1 приведены данные охраны и охотничьего надзора за период 2003 - 2012 г. г. по Тюменской области, по муниципальным районам данные приведены в приложении 6.
Все данные приведены в соответствии с действующей на тот момент законодательной базой (Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 года N 1 (в редакции приказов от 3 мая 1988 года N 111; от 23 мая 1989 года N 156; от 26 апреля 1990 года N 146; от 30 мая 1991 года N 157) (с изменениями на 24 июля 2008 года), Кодекса об муниципальных правонарушениях (КоАП РФ), Приказа Министерства природных ресурсом и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512 г. Москва "Об утверждении Правил охоты").
Таблица 3.3.2.1
Сведения о природоохранных нарушениях, выявленных
на территории Тюменской области в период 2003 - 2008 г.г.
Год | Выявлено нарушений, всего | Вид нарушения | Кем выявлено нарушение | Меры, принятые в отношении нарушителя | ||||||||||||||||||||
наложен штраф | в т.ч. | прочие | прекращено дел | |||||||||||||||||||||
охота без охотбилета | охота в запрещенные сроки | охота на запрещенные виды | охота на диких копытных животных | охота запрещенным способом | охота в запрещенных местах | прочие | Охотнадзором, в т.ч. | егерской службой заказников | общественными охотинспекторами | лесной охраной | органами юстиции | предъявлен иск | лишены права охоты | изъято оружие | ||||||||||
управление | районная служба | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ||||
2003 | 975 | 150 | 191 | 69 | 99 | 74 | 98 | 294 | 2 | 820 | 35 | 25 | 15 | 54 | 815 | 3 | 160 | |||||||
2004 | 829 | 201 | 160 | 9 | 128 | 108 | 77 | 201 | 56 | 669 | 22 | 34 | 48 | 674 | 20 | 148 | 2 | |||||||
2005 | 719 | 122 | 110 | 32 | 62 | 54 | 42 | 297 | 45 | 635 | 14 | 3 | 3 | 12 | 680 | 3 | 16 | 22 | ||||||
2006 | 894 | 414 | 145 | 37 | 73 | 55 | 45 | 125 | 73 | 780 | 12 | 10 | 12 | 7 | 844 | 5 | 1 | 43 | 7 | |||||
2007 | 964 | 400 | 154 | 64 | 70 | 44 | 120 | 112 | 64 | 828 | 19 | 8 | 29 | 18 | 850 | 5 | 1 | 114 | 2 | |||||
2008 | 862 | 393 | 78 | 43 | 17 | 103 | 38 | 190 | 136 | 695 | 14 | 17 | 841 | 30 | 155 | 11 | 10 |
Таблица 3.3.2.2
Сведения о природоохранных нарушениях, выявленных
на территории Тюменской области в период 2009 - 2012 г.г.
Год | Выявлено нарушений, всего | Вид | Кем выявлено нарушение | Меры, принятые в отношении нарушителя | |||||||||||||||||
браконьерства | нарушения | наложен штраф | в т.ч. | прочие | прекращено дел | ||||||||||||||||
охота без необходимых документов на право производства охоты | охота на запрещенные к добыче виды охотничьих животных | охота вне сроков охоты на данный вид животного | охота в запрещенных местах | охота на диких копытных животных или бурого медведя без действительной лицензии (разрешения) | охота с применением запрещенных орудий или способов охоты | несоблюдение норм добычи животных и сроков охоты, указанных в путевке (договоре, наряде-задании) | нахождение (провоз) в охотничьих угодьях на механическом транспортном средстве с расчехленным, заряженным оружием | несоблюдение порядка гос. учета, создания, пополнения и использования зоологической коллекции | содержание в неволе диких охотничьих животных без документов, подтверждающих законность приобретения | Управление Россельхознадзора по ТО, ЯНАО и ХМАО | отделы ГУТО "Служба охраны животного мира" | органами юстиции (прокуратура, ОВД, УВД) | совместно органами юстиции (прокуратура, ОВД, УВД) с отделом ГУТО или управлением Россельхознадзора | предъявлен иск | лишены права охоты | изъято оружие | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
2009 | 1105 | 347 | 7 | 57 | 3 | 54 | 76 | 13 | 101 | 446 | 1 | 270 | 645 | 143 | 47 | 1084 | 71 | 22 | 71 | 15 | 4 |
2010 | 1046 | 453 | 1 | 26 | 9 | 107 | 23 | 16 | 109 | 301 | 0 | 187 | 594 | 202 | 63 | 978 | 49 | 3 | 78 | 47 | 21 |
2011 | 774 | 390 | 1 | 37 | 1 | 123 | 41 | 8 | 163 | 8 | 1 | 115 | 628 | 18 | 13 | 690 | 23 | 89 | 56 | 28 | |
2012 | 1159 | 730 | 11 | 4 | 86 | 61 | 14 | 220 | 33 | 113 | 950 | 19 | 77 | 1098 | 50 | 122 | 33 | 15 |
Изменения законодательного характера, выражавшиеся в исключении штатных работников охотпользователей из числа субъектов, наделенных правом составления муниципальных протоколов, отрицательно сказались на общих показателях работы по организации охраны охотничьих ресурсов. Замена права составления муниципального протокола на составление сообщения о наличии муниципального правонарушения, лишила должностных лиц охотпользователей эффективного инструмента для организации охранных мероприятий. Однако путем составления сообщений о наличии события муниципального правонарушения, также фиксируется определенная часть случаев браконьерства.
По разновидности браконьерства, то есть различных нарушений Правил охоты, классифицируемых по статье 8.33 Кодекса об муниципальных правонарушениях (КоАП РФ) за период 2002 - 2011 годов, преобладают следующие в порядке убывания:
1) охота без необходимых документов на право производства охоты;
2) охота вне сроков охоты на данный вид животного;
3) охота с применением запрещенных орудий или способов охоты;
4) охота на запрещенные к добыче виды охотничьих животных;
5) охота на диких копытных животных или бурого медведя без действительной лицензии (разрешения);