Качество жизни населения во многом зависит от состояния условий труда на рабочих местах. Рабочие места с неблагоприятными и непривлекательными условиями труда препятствуют развитию трудового потенциала общества.
Несмотря на законодательное закрепление обязанности работодателей при организации трудового процесса обеспечить безопасные условия труда, уровень несчастных случаев на производстве, повлекших гибель работников, имеет незначительную тенденцию к снижению; высокой остается степень травматизма работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Значительная часть работников в республике продолжает трудиться на рабочих местах с вредными условиями труда. Работодателю приходится нести огромные экономические потери, выплачивая работникам различные виды компенсаций.
С учетом всех факторов производственного травматизма и неблагоприятных условий труда констатация фактов о неудовлетворительной организации охраны труда на предприятиях и применение санкций к виновным лицам не являются достаточными. Необходимо развитие системы государственного управления охраной труда. Улучшению ситуации призвана способствовать реализация подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы" Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2021 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553.
Действенной мерой по улучшению условий труда, повышению уровня безопасности работников является оценка фактических условий труда на рабочих местах. Принятие мер по внедрению в республике механизма специальной оценки условий труда позволит существенно снизить количество рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и обеспечить более высокий уровень безопасности работников в Республике Татарстан.
С учетом того, что соблюдение трудового законодательства, обеспечение охраны труда и безопасности трудового процесса является, прежде всего, обязанностью и сферой ответственности работодателя, необходимо усиление методической работы и взаимодействия с работодателями. Необходима также активизация деятельности муниципальных координационных советов по охране труда, последовательная реализация ими территориальных программ по улучшению условий и охраны труда.
Партнерами государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Татарстан в сфере охраны труда должны стать и другие институты. Нельзя не учитывать роль организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В нынешних условиях данным организациям необходимо создать предпосылки для непрерывной консультационно-методической работы по вопросам охраны труда с работодателями и работниками.
Низкий уровень знаний в сфере охраны труда и пассивность работников способствуют созданию благоприятных условий для ненадлежащего исполнения недобросовестными работодателями требований законодательства, в связи с чем необходимо повышение роли правового просвещения работников в сфере охраны труда.