ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2014 года N 427-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 30.09.2013 N 508-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" постановляю:

1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 508-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования" следующие изменения:

государственную программу Красноярского края "Развитие образования" изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.


Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО





Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 года N 427-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 года N 508-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Наименование государственной программы

государственная программа "Развитие образования" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации"; Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р "Об утверждении перечня государственных программ Красноярского края"

Ответственный исполнитель

министерство образования и науки Красноярского края

Соисполнители программы

министерство строительства и архитектуры Красноярского края;
министерство культуры Красноярского края; министерство спорта и молодежной политики Красноярского края;
министерство социальной политики Красноярского края;
министерство здравоохранения Красноярского края;
министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края

Подпрограммы государственной программы, отдельные мероприятия программы

подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования";
подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования";
подпрограмма 3 "Развитие кадрового потенциала отрасли";
подпрограмма 4 "Государственная поддержка детей-сирот, расширение практики применения семейных форм воспитания";
подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования"

Цели государственной программы

обеспечение высокого качества образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики Красноярского края;
государственная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отдых и оздоровление детей в летний период

Задачи государственной программы

1. Обеспечение доступности профессионального образования для различных категорий граждан, повышение качества подготовки кадров, обеспечивающих текущие и перспективные потребности социально-экономического развития края.
2. Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования, позитивной социализации детей и отдыха, оздоровления детей в летний период.
3. Формирование кадрового ресурса отрасли, обеспечивающего необходимое качество образования детей и молодежи, соответствующее потребностям граждан.
4. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
5. Создание условий для эффективного управления отраслью

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014 - 2017 годы без деления на этапы

Перечень целевых показателей и показателей результативности

удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет в 2014 году - 92,0%, в 2015 году - 92,1%, в 2016 году - 92,2%, в 2017 году - 92,3%;
отношение численности детей в возрасте 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте от 5 до 7 лет, обучающихся в школе, проживающих на территории Красноярского края (с учетом групп кратковременного пребывания), в 2014 году - 90%, в 2015 - 2017 годах - 100%;
соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10% школ с лучшими и в 10% школ с худшими результатами (измеряется через отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ) в 2014 году - 2,15, в 2015 году - 2,1, в 2016 году - 2,05, в 2017 году - 2,0%;
доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в 2014 году - 43,96%, в 2015 году - 46,96%, в 2016 году - 46,96%, в 2017 году - 52,46%;
удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования Красноярского края очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности в 2014 году - 62,2%, в 2015 году - 63,3%, в 2016 году - 63,4%, в 2017 году - 63,6%.
Перечень целевых показателей и показателей результативности представлен в приложениях N 1, 2 к паспорту государственной программы

Ресурсное обеспечение государственной программы

объем финансирования государственной программы составит 167310314,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 42767870,2 тыс. рублей;
2015 год - 42580572,9 тыс. рублей;
2016 год - 41966883,2 тыс. рублей;
2017 год - 39994988,3 тыс. рублей;
из них:
из средств федерального бюджета - 2634202,3 тыс. рублей: в 2014 году - 1763959,5 тыс. рублей;
в 2015 году - 285049,6 тыс. рублей;
в 2016 году - 291542,9 тыс. рублей;
в 2017 году - 293650,3 тыс. рублей;
из средств краевого бюджета - 164676112,3 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 41003910,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 42295523,3 тыс. рублей;
в 2016 году - 41675340,3 тыс. рублей;
в 2017 году - 39701338,0 тыс. рублей

Перечень объектов капитального строительства

перечень объектов капитального строительства представлен в приложении N 3 к паспорту государственной программы

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В ОТРАСЛИ "ОБРАЗОВАНИЕ", ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОЧИХ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Система образования представлена в Красноярском крае учреждениями всех уровней и видов.

На начало 2013 года на территории края функционировало 66 учреждений начального профессионального образования, 37 учреждений среднего профессионального образования, 2 учреждения дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки края.

В крае осуществляется взаимодействие с 10 государственными, включая ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", и 1 негосударственным учреждениями высшего образования, расположенными на территории Красноярского края. В Красноярском крае также ведут образовательную деятельность 18 филиалов других российских вузов.

Красноярский край является полноправным партнером строительства, развития и продвижения ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет".

На базе краевых учреждений начального и среднего профессионального образования создано 9 современных профессиональных центров. Однако в целом материальная база профессиональных образовательных учреждений не позволяет вести подготовку рабочих и специалистов среднего звена на том уровне, которого требует инновационная экономика края. Частично решение вопроса возможно за счет реструктуризации неэффективных учреждений и концентрации ресурсов на развитие инфраструктуры.

Сеть дошкольных образовательных учреждений на 1 января 2013 года составляли 731 учреждение и их 30 филиалов на 112,2 тыс. мест, которые посещали 113,3 тыс. детей. Основной проблемой в дошкольном образовании является недостаточное предложение в оказании услуг по реализации прав граждан на получение дошкольного образования при стабильно высоком спросе на дошкольные образовательные услуги, реализуемые в сочетании с содержанием детей в течение рабочего дня. На начало 2013 года на учете для определения в дошкольные учреждения состояли 117,2 тыс. детей, в том числе 30,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом 18,5% действующих муниципальных дошкольных учреждений края требуют капитального ремонта. Требует развития система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).

В системе общего образования в 2012 - 2013 учебном году действуют 1178 учреждений и их филиалов, в которых обучаются 300,2 тыс. учащихся. 82% детей обучались в учреждениях с оборудованными предметными кабинетами, с организацией школьного питания, с условиями для занятий физической культурой. Модернизация образовательных программ общего образования реализуется в соответствии с федеральными государственными стандартами и должна быть закончена в 2020 году.

В Красноярском крае проводится модернизация сети общеобразовательных учреждений. В рамках реализации проектов по реализации дистанционного образования детей-инвалидов и модернизации общего образования Красноярского края школы будут оснащены современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось. Более того, намечается тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (в связи с низким социально-экономическим статусом семей, дети, имеющие трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с такими школьниками, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство.

Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

В Красноярском крае создана инфраструктура, обеспечивающая выявление и сопровождение одаренных детей, развивается сеть интернатов и отдельных классов для одаренных и мотивированных к получению образования и развитию способностей детей: 8 кадетских учебных заведений и 2 Мариинские женские гимназии, школа-интернат по работе с одаренными детьми "Школа космонавтики", 4 физико-математических класса при ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" на базе муниципальных образовательных учреждений города Красноярска.

Также сформирована сеть специального образования для детей с ограниченными возможностями, развивается инклюзивное образование. Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.

При этом одной из ключевых кадровых проблем региона является сохранение долгосрочных педагогических вакансий в общеобразовательных учреждениях края. Особо остро вопрос сокращения долгосрочных вакансий стоит в сельских школах края, количество вакансий в которых составляет 62% от их общего количества. Данная проблема усугубляется высоким процентом выбытия молодых учителей в течение первого года работы в школах, сокращением количества выпускников педагогических специальностей, положительной динамикой числа учителей пенсионного возраста. В настоящее время доля молодых учителей до 30 лет, работающих в общеобразовательных учреждениях края, составляет 15,6%.

Сеть дополнительного образования детей отрасли "Образование" представлена 153 государственными (муниципальными) образовательными учреждениями дополнительного образования детей, 9567 объединениями разной направленности дополнительного образования, функционирующими на базе школ. Доля детей и молодежи, занимающихся дополнительным образованием, составляет 70% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование рассматривается как обязательный компонент обучения.

На 1 января 2013 года в Красноярском крае проживают 16,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них лишь 12,1 тыс. детей (74,7%) находятся под опекой и в приемных семьях, остальные - в учреждениях для детей указанной категории, данный факт свидетельствует о необходимости дальнейшего развития института социального родительства. Необходимость социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих самостоятельную жизнь, требует решения вопроса обеспечения их жилыми помещениями.

Существующая система мер государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций, обучающихся в данных организациях граждан и работников системы образования независимо от уровня образования.

Меры государственного регулирования основаны на сочетании прямой поддержки (государственное финансирование, стипендиальное обеспечение, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, в том числе сельских учителей, финансовое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также специальная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и косвенного регулирования, к которому относятся меры льготного налогообложения, вычеты из налогов и налогооблагаемой базы для организаций и граждан, государственная поддержка образовательного кредитования, оплата коммунальных услуг для образовательных организаций, жилищно-коммунальных услуг для работников сферы образования, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), льготы по пенсионному обеспечению и продолжительности рабочего времени и отдыха, включая длительные отпуска и другие меры социального обеспечения.

Для поддержки образовательных организаций в крае применяются меры льготного налогообложения, предусмотренные Законами Красноярского края от 08.11.2007 N 3-674 "О налоге на имущество организаций" и от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" в отношении организаций сферы образования.

Баланс мер по прямой поддержке и косвенному регулированию, включая механизмы конкурсного отбора и адресной поддержки, призван обеспечить приоритеты в развитии краевого образования, связанные с качеством и конкурентоспособностью, повышением эффективности бюджетного финансирования и инвестирования в зависимости от конечных результатов.

Реализация всех мероприятий государственной программы позволит органам и учреждениям образования края своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на отрасль обязательства, провести системные мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности работы.

При этом важным условием успешной реализации государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы.

К основным рискам реализации государственной программы относятся:

финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий государственной программы за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия государственной программы;

организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации программы, отставание от сроков реализации мероприятий.

Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.

Устранение организационных и управленческих рисков возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения рисков является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования.

Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального и федерального бюджетов.

3. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Стратегическая цель политики в области образования в Красноярском крае - это повышение доступности качественного образования современного уровня, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и потребностям граждан.

Приоритетными направлениями реализации целей и задач государственной программы по уровням и видам образования являются следующие.

Система профессионального образования.

Кадровое обеспечение социально-экономического развития края путем создания гибкой системы профессионального образования, являющейся частью проектов и программ регионального развития: создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности различных сегментов рынка труда края; координация деятельности системы профессионального образования в соответствии с перспективными кадровыми потребностями работодателей, участие работодателей в разработке и реализации программ целевой подготовки кадров; повышение привлекательности программ профессионального образования, улучшение материально-технического оснащения учреждений профессионального образования; повышение профессионального уровня преподавателей; развитие вузовской науки, способствующее повышению качественного уровня подготовки студентов и решению задач инновационного развития страны; подготовка кадров высшей научной квалификации, в том числе с привлечением частных инвестиций; модернизация краевой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в регионе.

Система дошкольного образования.

Повышение доступности и качества дошкольного образования, в том числе через диверсификацию форм дошкольного образования, удовлетворение части спроса на услуги дошкольного образования за счет частных поставщиков услуг, внедрение системы оценки качества дошкольного образования.

Создание новых более 48,9 тыс. мест в организациях, предоставляющих услуги дошкольного образования, включая негосударственные организации, а также места в группах кратковременного пребывания детей.

Система общего образования.

Повышение доступности и качества образования, в том числе переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения. С учетом демографического прогноза планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ: до 2020 года должно быть построено в дополнение к имеющимся 12 новых зданий школ и 18 зданий для замены действующих аварийных зданий.

Система дополнительного образования.

Создание условий для модернизации и устойчивого развития системы дополнительного образования, обеспечивающих качество услуг и разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, через совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей, распространение сетевых форм организации дополнительного образования детей, создание на территории края условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей, разработку, внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями учреждений дополнительного образования детей в Красноярском крае.

Совершенствование кадровой политики через внедрение новых подходов к организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе на базе Сибирского федерального университета; укрепление кадрового потенциала отрасли введением новой системы оплаты труда, внедрение механизмов эффективного контракта; увеличение доли молодых учителей, поддержка лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, поддержка общественных профессиональных ассоциаций, объединений, ставящих задачи профессионального развития педагогических работников, разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление молодых учителей в школах края.

Обеспечение средней заработной платы педагогических работников школ на уровне средней заработной платы в регионе, средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на уровне средней заработной платы в сфере общего образования.

Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования и начального и среднего профессионального образования до уровня средней заработной платы учителей региона.

Система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи через расширение форм выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, увеличение доли охвата детей дополнительными образовательными программами, направленными на развитие их способностей, поддержка педагогических работников, имеющих высокие достижения в работе с одаренными детьми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»