ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 года N 676
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2012 года N 154 (с последующими изменениями).
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 676
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
1) паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"Паспорт государственной программы "Развитие лесного хозяйства Республики Башкортостан"
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан |
Соисполнители государственной программы | Государственные бюджетные учреждения Республики Башкортостан - лесничества; |
Цели и задачи государственной программы | Цели: |
Задачи: | |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2012 - 2020 годы в три этапа: |
Перечень подпрограмм | 1) "Воспроизводство лесов"; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Лесистость территории Республики Башкортостан; |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 3602825,2 тыс. рублей, в том числе средства: |
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Лесное хозяйство Республики Башкортостан является одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающей население и организации лесными ресурсами.
Использование лесов основывается на принципах сохранения и воспроизводства средообразующих и природоохранных функций лесов, повышения конкурентоспособности лесного комплекса на внешнем и внутреннем рынках, обеспечения роста уровней доходов и благосостояния населения от использования лесов.
Лесной фонд составляет более 1/3 территории Республики Башкортостан.
Общая площадь лесов на территории региона на 1 января 2014 года равнялась 6300,5 тыс. га, в том числе:
площадь земель лесного фонда, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз РБ), - 5739,7 тыс. га;
площадь особо охраняемых природных территорий, покрытых лесом, - 380,4 тыс. га;
площадь земель населенных пунктов, на которых расположены леса, - 30,2 тыс. га;
площадь земель обороны и безопасности, покрытых лесом, - 5,6 тыс. га;
площадь земель иных категорий, покрытых лесом, - 144,6 тыс. га.
Показатель лесистости Республики Башкортостан в 2013 году составил 39,82%. В лесном фонде наибольшую площадь занимают эксплуатационные (4051,0 тыс. га) и защитные леса (1688,7 тыс. га). Резервные леса отсутствуют.
Свыше 75% лесных площадей представлены горными лесами, выполняющими почвозащитные, водорегулирующие и водоохранные функции. Как следствие горизонтальной зональности и вертикальной поясности породный состав лесов представлен светло- и темнохвойными, широко- и мелколиственными, а также смешанными лесами.
Богатый ассортимент древесных пород формирует сложные по составу древостои, разнообразие типов условий местопроизрастания. В республике представлены практически все типы лесов, а в живом напочвенном покрове наблюдается разнообразие растительности. Более 99,7% земель, покрытых лесной растительностью, приходится на основные лесообразующие породы: березу, липу, сосну, осину, ель, дуб, из них хвойное хозяйство - 22,8%, твердолиственное - 7,4%, мягколиственное - 69,8%.
Наибольший удельный вес в хвойном хозяйстве занимают площади сосновых насаждений, произрастающих в горнолесной зоне республики, - 67,5%, еловые древостои - 24,8%, пихтовые - 3,7%, лиственничные - 4% от хвойного хозяйства.
Общий запас древесины основных лесообразующих пород по состоянию на 1 января 2014 года равнялся 753,7 млн. кубометров, в том числе деревьев хвойных древесных пород - 172,2 млн. кубометров.
В эксплуатационных лесах запас спелых и перестойных насаждений на 1 января 2014 года составлял 313,8 млн. кубометров, в том числе хвойных древесных пород - 41,0 млн. кубометров.
Средний запас древесины на 1 га площади эксплуатационных лесов составляет 144 кубометра, в том числе спелых и перестойных насаждений - 176 кубометров.
Ежегодный общий средний прирост древесины на 1 января 2014 года составлял 14,55 млн. кубометров, в том числе в расчете на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - 2,8 кубометра.
За 2013 год в бюджетную систему Российской Федерации обеспечено поступление платежей за пользование лесным фондом - 265,3 млн. рублей, из них:
в федеральный бюджет - 153,8 млн. рублей;
в бюджет Республики Башкортостан - 111,5 млн. рублей.
Отношение площади лесовосстановления к площади вырубки лесов уменьшилось с 118,4% в 2008 году до 66,3% в 2013 году. Уменьшение данного показателя произошло в 2010 году (89,3%) ввиду резкого увеличения сплошных рубок, производимых арендаторами лесных участков, и невыполнения ими лесовосстановительных работ.
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда вырос с 26,7 руб./га в 2008 году до 46,3 руб./га в 2013 году.
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему ее изъятия увеличилось с 20,0% в 2008 году до 37,2% в 2012 году. Лишь в 2013 году данный показатель уменьшился по сравнению с 2012 годом на 3,0% в связи с тем, что более 400,0 тыс. куб. м было передано в аренду для реализации инвестиционного проекта ООО "Уфимский фанерный комбинат" и ООО "Уфимский фанерно-плитный комбинат".
Объем отпущенный древесины для всех видов лесопользования ежегодно увеличивается. Так, для всех видов рубок отпущено: в 2008 году - около 2890,0 тыс. куб. м, в 2009 году - 3664,0 тыс. куб. м, в 2010 году - 4318,9 тыс. куб. м, в 2011 году - 4362,6 тыс. куб. м, в 2012 году - 5034,3 тыс. куб. м. В 2013 году объем отпущенной древесины составил 5081,6 тыс. куб. м, что на 43% больше, чем в 2008 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников лесного хозяйства выросла с 10927 рублей в 2008 году до 16354 рублей в 2013 году.
Эффективную лесохозяйственную деятельность в Республике Башкортостан должно обеспечивать применение следующих мер:
осуществление высокоэффективных рубок ухода за лесом и выборочно-санитарных рубок;
выполнение лесозащитных мероприятий;
реконструкция лесных насаждений;
организация лесопитомнических хозяйств инновационной направленности;
охрана природы и защита лесов от пожаров;
научно обоснованное использование лесов в рекреационных целях.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциалов. Современное научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Все острее в лесном хозяйстве ощущаются нехватка квалифицированных кадров и низкая производительность труда, обусловленные недостаточным развитием социального партнерства, низким уровнем оплаты труда работников лесного сектора экономики, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов.";
3) наименование раздела 2 и содержание подразделов 2.1 - 2.3 изложить в следующей редакции:
"2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, в качестве приоритетного направления развития лесного комплекса определена реализация принципов непрерывного и неистощительного лесопользования на фоне повышения продуктивности и защитной роли лесов.
Целями государственной программы "Развитие лесного хозяйства Республики Башкортостан" (далее - государственная программа) являются следующие:
повысить эффективность воспроизводства, охраны, защиты и использования лесов;
удовлетворить общественные потребности в ресурсах и полезных свойствах леса;
обеспечить лесное хозяйство квалифицированными кадрами.
Необходимость достижения целей Программы предусматривает решение следующих задач:
обеспечить баланс выбытия и восстановления лесов, повысить их продуктивность и качество;
сократить потери лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов;
создать условия для рационального и интенсивного использования лесов;
обеспечить работников лесного хозяйства социальными гарантиями и подготовить кадры для работы в лесном хозяйстве.";
4) подраздел 2.4 считать разделом 3 и изложить в следующей редакции:
"3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в 2012 - 2020 годах в три этапа.
На I-м этапе (2012 - 2014 годы) предполагаются создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра и государственной инвентаризации лесов, укрепление материально-технической базы гарантированного воспроизводства лесов.
На II-м этапе (2015 - 2017 годы) предусматриваются интенсификация использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений, развитие лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, совершенствование системы государственного лесного и пожарного надзора в лесах, а также увеличение численности лесной охраны на территориях, не предоставленных в долгосрочное пользование.
При этом будет обеспечено существенное снижение уровня нарушений лесного законодательства, объема нелегальных лесозаготовок путем совершенствования системы государственного лесного надзора (лесной охраны), а также ее нормативного правового и материально-технического обеспечения.
На III-м этапе (2018 - 2020 годы) планируется завершение формирования системы государственного управления лесами и их государственной инвентаризации.";
5) раздел 3 считать разделом 4 и изложить в следующей редакции:
"4. ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Система целевых индикаторов и показателей государственной программы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач и включает взаимодополняющие друг друга показатели реализации государственной программы и ее подпрограмм.
Состав данных целевых индикаторов и показателей увязан с задачами и основными мероприятиями государственной программы, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность ее реализации.
Целевые индикаторы и показатели государственной программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности. Значения целевых индикаторов и показателей государственной программы по годам ее реализации соответствуют средним многолетним природно-экономическим условиям развития лесного хозяйства и приведены в приложении N 1 к государственной программе.
Плановые значения целевых индикаторов и показателей рассчитаны на основе прогноза их динамики и тенденций их изменения за счет совершенствования системы лесоуправления в сферах использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства. Ухудшение значений показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных ситуаций (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными метеорологическими факторами и др.), неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, недостаточностью трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.";
6) после раздела 3 дополнить разделом 5 следующего содержания:
"5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение государственной программы включает средства бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета и внебюджетных источников и составляет 3602825,2 тыс. рублей.
Субвенции предоставляются бюджету Республики Башкортостан в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Внебюджетные источники, планируемые на финансовое обеспечение реализации государственной программы, формируются за счет доходов государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Уфимский лесхоз-техникум" (далее - ГБОУ СПО "Уфимский лесхоз-техникум") от реализации лимонов, саженцев, древесины, проведения экскурсий, организации общественного питания, оплаты проживания сотрудников и студентов в студенческом общежитии.