ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2014 года N 680


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

Правительство Республики Башкортостан постановляет:

Внести изменения в государственную программу "Развитие юстиции в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 сентября 2012 года N 325 (с последующими изменениями), изложив ее в новой редакции (прилагается).

Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 19 сентября 2012 года N 325
(в редакции Постановления
Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 680)

     

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

ПАСПОРТ государственной программы "Развитие юстиции в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов

Соисполнители государственной программы

Управление записи актов гражданского состояния Республики Башкортостан

Цели и задачи государственной программы

Цели:
увеличить долю населения Республики Башкортостан, удовлетворенную степенью защищенности своих прав и законных интересов, до 60% к 2018 году;
повысить уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния к 2017 году до 85%

Задачи:
повысить доступность, открытость правосудия, а также качество рассмотрения мировыми судьями судебных дел;
повысить качество нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
обеспечить реализацию функций, осуществляемых Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов;
охранять имущественные и личные неимущественные права граждан на территории Республики Башкортостан посредством государственной регистрации актов гражданского состояния

Сроки и этапы реализации государственной программы

В 2013 - 2018 годах в 2 этапа:
I этап - 2013 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2018 годы

Перечень подпрограмм

1) "Развитие мировой юстиции в Республике Башкортостан";
2) "Государственная регистрация нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, ведение республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов";
3) "Реализация функций, осуществляемых Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов";
4) "Государственная регистрация актов гражданского состояния";
5) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие юстиции в Республике Башкортостан"

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Удельный вес судебных решений, оставленных в силе, в общем числе дел, рассмотренных вышестоящими инстанциями;
удельный вес судебных решений, оставленных в силе, в общем числе дел, рассмотренных мировым судьей;
доля нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, соответствующих законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан, по результатам проведенных экспертиз;
доля муниципальных нормативных правовых актов, соответствующих законодательству Российской Федерации, Республики Башкортостан, уставам муниципальных образований, по результатам проведенных экспертиз;
индекс реализации функций, осуществляемых Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов;
уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения Программы в 2013 - 2018 годах составит 2796856,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 2052772,6 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 415806,0 тыс. рублей,
2014 год - 322154,6 тыс. рублей,
2015 год - 328703,0 тыс. рублей,
2016 год - 328703,0 тыс. рублей,
2017 год - 328703,0 тыс. рублей,
2018 год - 328703,0 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 744084,2 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 115366,5 тыс. рублей,
2014 год - 83205,7 тыс. рублей,
2015 год - 270539,4 тыс. рублей,
2016 год - 274972,6 тыс. рублей

     

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СФЕРЕ ЮСТИЦИИ


Согласно Конституции Российской Федерации судоустройство находится в ведении Российской Федерации. При этом вопросы кадров судебных органов, адвокатура и нотариат находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан, а по другим вопросам правообеспечения Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти.

На территории Республики Башкортостан государственная политика в сфере юстиции отчасти реализуется Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов (далее - Управление) в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 47 "Об утверждении Положения об Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2014 года N 129) (далее - Положение).

Мировые судьи в Республике Башкортостан осуществляют свою деятельность более 13 лет. Институт мировых судей прошел путь становления и подтвердил свою роль в системе судебной власти.

Мировые судьи, являясь звеном в системе судов общей юрисдикции, играют значительную роль в реализации конституционного права граждан на судебную защиту.

В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Развитие мировой юстиции зависит от ее финансово-организационного, материально-технического, кадрового и методического обеспечения. И эта непростая задача в Республике Башкортостан возлагается на Управление.

Поле деятельности Управления не в последнюю очередь обусловлено масштабами нашей республики. Республика Башкортостан занимает значительную территорию (142,9 тыс. кв. км) с численностью населения 4069,6 тыс. человек, состоит из 54 административных районов, 21 города, 2 поселков городского типа.

Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 223-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", в результате чего общее число мировых судей в Республике Башкортостан увеличилось на 32 единицы (со 183 до 215). Увеличение должностей мировых судей и количества судебных участков позволило значительно снизить нагрузку на каждого судью, обеспечить более качественное осуществление правосудия, а также снизить сроки рассмотрения дел.

Кроме того, в 2007 году полностью сформировался состав помощников мировых судей, что также значительно способствовало снижению нагрузки на мировых судей и аппарат.

В Республике Башкортостан действуют 215 судебных участков мировых судей.

В производство мировых судей Республики Башкортостан в 2013 году поступило 69,5% гражданских дел, 49,3% уголовных дел и 94,4% дел об административных правонарушениях от общего количества дел, поступивших в суды общей юрисдикции. Всего мировыми судьями рассмотрено 451042 дела, что на 5% больше, чем в 2012 году.

Динамика рассмотрения дел мировыми судьями Республики Башкортостан с 2007 года по 2013 год:

Год

Общее количество рассмотренных дел (% увеличения или уменьшения показателя по сравнению с прошлым годом)

Количество проверок на судебных участках, состояние делопроизводства на которых признано удовлетворительным

2007 г.

471585

20

2008 г.

529942 (+11%)

16

2009 г.

715150 (+26%)

30

2010 г.

649129 (-9%)

21

2011 г.

563951 (-13%)

23

2012 г.

430329 (-24%)

20

2013 г.

451042 (+5%)

11


Перед Управлением стоит задача по принятию организационных мер по снижению нагрузки на мировых судей и работников аппарата мировых судей. Важность решения данной задачи очевидна, поскольку эта задача связана с обеспечением доступа граждан к правосудию, а также обеспечением качества осуществления мировыми судьями правосудия.

Решение данной задачи требует не только определения конкретных организационных мероприятий, но и разработки соответствующей нормативной базы.

Актуальной является также задача перевода архива судебного участка в электронный вид (о необходимости этого говорилось в поручении Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N Пр-3645).

В настоящее время на судебном участке мировых судей архив ведется на бумажных носителях, а делопроизводство - одновременно и в бумажном, и в электронном видах.

Для снижения служебной нагрузки, обеспечения надлежащего состояния делопроизводства, своевременного обращения к исполнению судебных актов, формирования и ведения архивов судебных участков мировых судей, в том числе в электронном виде, необходимо провести мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности аппарата мировых судей.

Современная юридическая деятельность немыслима без использования информационно-правовых технологий.

Во исполнение Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Республики Башкортостан" мировым судьям республики обеспечен доступ к информационной сети Интернет; у всех мировых судей имеются официальные сайты на Интернет-портале мировой юстиции Российской Федерации http://www.msudrf.ru/, на которых размещается информация о движении дел и результатах их рассмотрения.

По состоянию на 1 мая 2014 года в сети Интернет в единой справочной системе федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на официальном сайте http://www.msudrf.ru/ размещено 70777 судебных актов, что составляет 98% дел, подлежащих публикации (71977 судебных дел).

В целях ведения электронного делопроизводства на судебных участках мировых судей установлен программный модуль "АМИРС" (автоматизированное рабочее место мирового судьи), сопряженный с Интернет-сайтами мировых судей. Проложены и настроены локальные вычислительные сети.

На момент внедрения программы "АМИРС" имелось недостаточное количество компьютерной техники на судебных участках, комплектация значительной части компьютерной техники не позволяла установить программное обеспечение "АМИРС". В течение 2011 года проведены закупка и установка компьютерной и оргтехники:

компьютеров - 332 шт.;

многофункциональных устройств - 142 шт.;

факсов - 38 шт.;

серверов - 1 шт.

Вместе с тем значительная доля компьютерной и оргтехники на судебных участках мировых судей ежегодно морально и физически устаревает (согласно нормативным документам срок службы техники составляет 5 лет). В 2007 году приобретены:

компьютеры - 247 шт.;

принтеры - 163 шт.;

копировальные аппараты - 15 шт.;

серверы - 2 шт.

В 2008 году приобретены:

компьютеры - 70 шт.;

принтеры - 32 шт.;

копировальные аппараты - 34 шт.;

многофункциональные устройства - 38 шт.;

серверы - 2 шт.

В 2012 году приобретено 67 компьютеров.

Простои по причине поломки или неработоспособности компьютерной техники сказываются на сроках размещения информации о деятельности мировых судей на Интернет-сайтах, а также на сроках и качестве работы судебных участков мировых судей. Поэтому необходимо их оснащение современной компьютерной и офисной техникой, приобретение лицензионных программных продуктов.

Однако обеспечение деятельности мировых судей не исчерпывается решением кадровых проблем, оснащением судебных участков мировых судей компьютерами и информационно-правовыми системами.

Одной из острейших проблем отправления правосудия остается размещение судебных участков мировых судей в помещениях, не приспособленных для судебной деятельности.

За судебными участками мировых судей Республики Башкортостан по состоянию на 1 июля 2014 года закреплено 88 зданий и помещений общей площадью 27845 кв. м. На один судебный участок мирового судьи приходится 129 кв. м, тогда как по нормативам Свода правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000, рекомендованного Научно-экспертным советом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, площадь служебных помещений на одного мирового судью должна составлять 245 кв. м.

Динамика увеличения размера площади помещений, занимаемых судебными участками, за последние 7 лет:

2007 год - 16883 кв. м;

2008 год - 20834 кв. м;

2009 год - 22696 кв. м;

2010 год - 23914 кв. м;

2011 год - 26139 кв. м;

2012 год - 26834 кв. м;

2013 год - 28255 кв. м;

2014 год - 27845 кв. м.

В 2013 году была проделана большая работа по проведению капитальных ремонтов помещений, предоставленных для размещения судебных участков мировых судей. Такое положение дел стало возможным благодаря выделению денежных средств из резервного фонда по распоряжению Правительства Республики Башкортостан в сумме 43190723 рубля. Для сравнения в 2008 году было израсходовано на ремонтные работы 1579149 рублей, в 2009 году - 4860000 рублей, в 2010 году - 1689115 рублей, в 2011 году - 19001802 рубля, в 2012 году - 35927720 рублей.

Однако на сегодняшний день еще 27% от общего числа имеющихся помещений судебных участков мировых судей Республики Башкортостан остаются неотремонтированными.

При размещении судебных участков важно учитывать и интересы населения, касающиеся доступа граждан к помещениям судебных участков мировых судей, удобства проезда общественным транспортом, а также отдаленность судебных участков мировых судей от зданий районных или городских судов.

Управлением постоянно проводится работа, направленная на увеличение площадей помещений судебных участков мировых судей, располагающихся в стесненных условиях, путем предоставления дополнительных помещений.

Помещения, предоставляемые для судебных участков мировых судей, должны соответствовать авторитету судебной власти, быть удобны как для мировых судей, так и для граждан. Однако предоставляемые помещения не соответствуют санитарным и противопожарным нормам, и в них необходимо проведение работ по капитальному ремонту. Потому усилия Управления направлены на обеспечение проведения необходимых ремонтных работ, а также работ по санитарно-техническому оснащению помещений судебных участков мировых судей. Немаловажное значение имеет и обеспечение безопасности людей, обращающихся к мировым судьям: в указанных целях необходимо проводить работы по оборудованию имеющихся помещений комплексами охранно-пожарной сигнализации, а также стационарными металлодетекторами.

Для отправления правосудия необходимы надлежаще оборудованные залы судебных заседаний, где были бы размещены соответствующие мебель, судебная атрибутика, технические средства для воспроизведения в необходимых случаях фото- и видеоматериалов. Помещения судебных участков мировых судей должны обеспечивать возможности не только для проведения судебных заседаний, размещения аппарата мировых судей в соответствии с санитарными нормами, но и для хранения вещественных доказательств, а также иметь конвойные помещения и архив. В этой связи большое внимание необходимо уделить вопросам оборудования помещений для хранения вещественных доказательств. Кроме того, продуманному оборудованию подлежат архивные и конвойные помещения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»