МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2014 года N П/252
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 5 ИЮНЯ 2013 ГОДА N П/90
Приказываю:
1. Ведомственную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2013, 5 июня; 2014, 29 апреля), утвержденную приказом Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 5 июня 2013 года N П/90, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
Приказом
Министерства труда и
социального развития
Республики Алтай
от 5 июня 2013 года N П/90
Ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы"
I. Паспорт ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы"
Наименование разработчика ведомственной целевой программы функционирования | Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) |
Наименование государственной программы Республики Алтай | Постановление Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 246, в редакции от 26 августа 2014 года N 251 "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения" |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай | Занятость населения и охрана труда |
Наименование ведомственной целевой программы функционирования | Улучшение условий и охраны труда в Республике Алтай на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Цели и задачи ведомственной целевой программы функционирования | Цель: Создание условий для снижения рисков производственного травматизма и заболеваемости работников организаций на территории Республики Алтай. Задача 1. Улучшение условий труда на рабочих местах в результате проведения специальной оценки условий труда. Задача 2. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы системы управления охраной труда в Республике Алтай. Задача 3. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда |
Целевые показатели ведомственной целевой программы функционирования | Показатель цели: численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, чел.; численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом, чел.; Показатель задачи 1: 1) количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дни; 2) численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, чел.; 3) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 4) удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест, %; 5) количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда; 6) численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, чел.; 7) удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, %. Показатель задачи 2: 1) количество разработанных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по охране труда; 2) доля организаций, соблюдающих трудовое законодательство, %. Показатель задачи 3: 1) количество организаций, принявших участие в конкурсных мероприятиях в сфере охраны труда; 2) количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда; 3) доля работников, охваченных коллективными договорами, от общего количества работников в Республике Алтай |
Характеристика мероприятий ведомственной целевой программы функционирования | В рамках Программы будут реализованы следующие мероприятия: - активизация деятельности по проведению на рабочих местах специальной оценки условий труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; - координация работы по проведению специальной оценки условий труда в организациях Республики Алтай; - проведение государственной экспертизы условий труда организаций Республики Алтай; - организация работы Республиканской межведомственной комиссии по охране труда; - совершенствование регионального законодательства, регулирующего вопросы охраны труда, разработка методических рекомендаций по вопросам управления охраной труда, внедрения системы управления профессиональными рисками; - организация конкурса на лучшую организацию работы по охране труда; - организация и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда; - организация обучения по охране труда руководителей и специалистов по охране труда организаций Республики Алтай; - проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, территориальных соглашений в Республике Алтай; - проведение конкурсов "Лучший по профессии"; - проведение конкурса детского рисунка "Безопасный труд глазами детей" |
Сроки реализации ведомственной целевой программы функционирования | 2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы функционирования | Общий объем финансирования программы составляет 17296,3 тыс. рублей, из них средства: Фонда социального страхования РФ по Республике Алтай (справочно) - 7800 тыс. руб.; организаций Республики Алтай (справочно) - 8000 тыс. руб.; республиканского бюджета Республики Алтай - 1496,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 5075 тыс. рублей; 2014 год - 5275 тыс. рублей; 2015 год - 6946,3 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы | Ожидаемым конечным результатом программы являются: - снижение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более с 65 человек в 2013 году до 60 человек в 2015 году; - число пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом в 2015 году останется на уровне 2013 года; - снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего с 56,7 дня в 2013 году до 56 дней в 2018 году; - снижение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров с 8 до 6 человек; - снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников с 29,2% в 2013 году до 29% в 2015 году; - увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка по условиям труда в организациях Республики Алтай, с 48% в 2013 году до 55% в 2015 году; - количество организаций, принявших участие в конкурсных мероприятиях, увеличится со 130 в 2013 году до 184 организаций в 2015 году; - количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда, увеличится с 1030 человек в 2013 году до 3200 человек в 2015 году |
II. Краткая характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность включения в государственную программу Республики Алтай
В целях реализации государственной политики в области охраны труда Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай разработана Программа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, законом Республики Алтай от 12 ноября 2003 года N 15-10 "Об охране труда в Республике Алтай" и постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, о внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай".
Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в течение ряда лет проводится последовательная и системная работа по исполнению предыдущих программ улучшения условий и охраны труда на территории Республики Алтай.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних пяти лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Республике Алтай имеют следующую динамику (табл. 1 - 4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009 - 2013 годах (по данным Фонда социального страхования по Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Всего/в том числе Республика Алтай | 155/83 | 147/98 | 137/88 | 105/73 | 100/65 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009 - 2013 годах (по данным Гострудинспекции в Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 4 | 4 | 4 | 8 | 3 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Фонда социального страхования по Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Всего/в том числе Республика Алтай | 53/51 | 51/49 | 52/50 | 53/51 | 59/56,7 |
Таблица 4
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009 - 2013 годах (по данным Министерства здравоохранения Республики Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 1 | 2 | 6 | 2 | 8 |
При разработке программы, учитывая предложения Минтруда России, министерство использовало данные отчета по годам Фонда социального страхования по Республике Алтай по количеству пострадавших в результате несчастных случаев и количеству дней временной нетрудоспособности, как наиболее верные, поскольку через Фонд проходит оплата больничных листов пострадавших на производстве. В Фонде социального страхования по Республике Алтай зарегистрированы организации, входящие в особую экономическую зону, находящиеся за пределами республики, поэтому приводятся показатели, относящиеся к Республике Алтай.
Так за 5 лет с 2009 по 2014 год число пострадавших на производстве сократилось с 83 до 65 человек в 2013 году, число пострадавших со смертельным исходом в 2013 году сократилось в 2,6 раза, число погибших составило 3 человека.
Рост численности работников с профессиональными заболеваниями начался с 2011 года в связи со сменой собственности в с. Сейка Чойского района с ФГУП на ОАО "Рудник "Веселый" по добыче золота.
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (по данным Гострудинспекции в Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 1243 | 1473 | 5053 | 962 | 3658 |
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест (по данным Гострудинспекции в Республике Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 32,5 | 35,4 | 39 | 45,5 | 48,0 |
Наиболее эффективным механизмом комплексного анализа условий труда является специальная оценка условий труда, как механизм стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, и создания эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009 - 2013 годах (таблицы 5 - 6) позволяет сделать следующие выводы. За последние пять лет в 2,9 раза увеличился рост количества рабочих мест, прошедших аттестацию рабочих мест по условиям труда, удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в 2013 году составил 48%. Результатом пятилетнего труда явилось сокращение производственного травматизма на 18 человек в сравнении с 2009 годом.
Таблица 7
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным Госкомстата Республики Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 20,5 | 19,6 | 20,4 | 25,6 | 29,2 |
Таблица 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным Госкомстата Республики Алтай)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 5914 | 6173 | 5615 | 5332 | 5484 |
Таблица 9
Общая численность работников (по данным Госкомстата Республики Алтай, тыс. чел.)
Территория | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Республика Алтай | 58,9 | 57,5 | 56,1 | 55,3 | 55,2 |
Удельный вес работающих во вредных условиях труда в 2013 году, по данным Госкомстата Республики Алтай, увеличился на 14% по сравнению с прошлым годом и составил 29,2% от численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи.
В результате анализа итогов аттестации, проведенной министерством в 2013 году, установлено, что рабочие места по классам условий труда по данным инструментальных лабораторий распределились следующим образом:
оптимальные и допустимые условия труда - 29,3%;