ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2013 года N 449


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 30 НОЯБРЯ 2012 Г. N 451


Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 года N 451 "Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 10 декабря 2012 г., N 30112012040399) следующее изменение:

государственную программу Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ






"Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 30 ноября 2012 года N 451
(в редакции постановления
Правительства
Республики Марий Эл
от 31 декабря 2013 года N 449)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

Паспорт государственной программы Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы"

Ответственный   - Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл
исполнитель
Государственной
программы

Соисполнители   - отсутствуют
Государственной
программы

Участники       - арендаторы лесных участков (по согласованию)
Государственной
программы

Подпрограммы    - "Осуществление полномочий в области лесных отношений";
Государственной   "Лесовосстановление"
программы

Цели            - повышение эффективности использования, охраны,  защиты  и
Государственной   воспроизводства лесов;
программы         обеспечение   стабильного   удовлетворения   общественных
                  потребностей   в   ресурсах   и    услугах    леса    при
                  гарантированном    сохранении     ресурсно-экологического
                  потенциала и глобальных функций лесов

Задачи          - повышение  эффективности  профилактики,   обнаружения   и
Государственной   тушения      лесных      пожаров      и       минимизация
программы         социально-экологического   ущерба,   наносимого   лесными
                  пожарами;
                  повышение   эффективности   защиты   лесов   от   вредных
                  организмов и неблагоприятных факторов;
                  повышение продуктивности и качества лесов  на  основе  их
                  гарантированного воспроизводства и лесоразведения;
                  улучшение  социально-экономических   условий   в   лесном
                  хозяйстве,  повышение   качества   лесных   исследований,
                  переподготовки и повышения квалификации кадров отрасли

Целевые         - лесистость территории Республики Марий Эл;
индикаторы        доля площади ценных лесных насаждений в составе  покрытых
и показатели      лесной растительностью земель лесного фонда;
Государственной   отношение  площади  искусственного  лесовосстановления  к
программы         площади выбытия лесов от сплошных рубок и гибели лесов;
                  отношение  фактического  объема  заготовки  древесины   к
                  установленному допустимому объему изъятия древесины;
                  техническая оснащенность органов государственной власти в
                  области   лесных   отношений,   осуществляющих    ведение
                  государственного лесного реестра, от норматива;
                  количество пожаров на землях лесного фонда (среднее за  5
                  лет);
                  отношение  площади  земель  лесного   фонда,   охваченных
                  лесными пожарами  в  отчетном  году,  к  средней  площади
                  земель лесного фонда, которые были  охвачены  пожарами  в

                  последние 5 лет;
                  средняя площадь пожара на землях лесного фонда за год;
                  отношение площади очагов  вредных  организмов  к  площади
                  земель, покрытых лесной растительностью;
                  отношение суммы возмещенного ущерба  от  лесонарушений  к
                  общей сумме причиненного ущерба;
                  доля  объема  нелегальной  заготовки  древесины  в  общем
                  объеме лесозаготовок;
                  отношение объема платежей в федеральный бюджет к  объемам
                  субвенций из  федерального  бюджета  на  ведение  лесного
                  хозяйства;
                  отношение объема расходов на подготовку кадров  к  общему
                  объему субвенций федерального бюджета на охрану, защиту и
                  воспроизводство лесов

Этапы и         - 2013 - 2020 годы:
сроки             I этап - 2013 - 2014 годы: создание  эффективной  системы
реализации        охраны   лесов   от   пожаров,   вредных   организмов   и
Государственной   неблагоприятных факторов, единой системы государственного
программы         лесного     реестра,     материально-технической     базы
                  гарантированного воспроизводства лесов;
                  II этап - 2015 - 2017 годы: интенсификация  использования
                  лесов на основе  дальнейшего  совершенствования  арендных
                  отношений,  развития  лесоустройства,   совершенствование
                  системы      государственного      лесного       надзора,
                  государственного   пожарного   надзора    в    лесах    и
                  восстановление лесной охраны;
                  III этап - 2018 - 2020 годы: завершение создания  системы
                  государственной   инвентаризации   лесов,    формирования
                  эффективной   системы    единого   генетико-селекционного
                  комплекса   (далее   -   ЕГСК),   модернизация    научных
                  исследований  и  инновационное   перевооружение   лесного
                  хозяйства

Объемы          - общий объем финансирования в 2013 - 2020 годах  -  1  758
финансирования    412,3 тыс. рублей, в том числе:
Государственной   2013 год - 151 510,2 тыс. рублей
программы         2014 год - 199 788,6 тыс. рублей
                  2015 год - 204 416,2 тыс. рублей
                  2016 год - 257 291,4 тыс. рублей
                  2017 год - 236 351,5 тыс. рублей
                  2018 год - 236 351,5 тыс. рублей
                  2019 год - 236 351,5 тыс. рублей
                  2020 год - 236 351,5 тыс. рублей;
                  из них за счет средств:
                  республиканского бюджета Республики Марий  Эл  329  236,3
                  тыс. рублей, в том числе:
                  2013 год - 37 280,7 тыс. рублей
                  2014 год - 57 984,7 тыс. рублей
                  2015 год - 61 264,5 тыс. рублей
                  2016 год - 41 549,9 тыс. рублей
                  2017 год - 32 789,1 тыс. рублей
                  2018 год - 32 789,1 тыс. рублей
                  2019 год - 32 789,1 тыс. рублей
                  2020 год - 32 789,1 тыс. рублей;
                  федерального бюджета -  1  382  922,7  тыс.  рублей  (при
                  условии их выделения), в том числе:
                  2013 год - 110 811,4 тыс. рублей
                  2014 год - 129 115,7 тыс. рублей
                  2015 год - 125 183,7 тыс. рублей
                  2016 год - 203 562,4 тыс. рублей
                  2017 год - 203 562,4 тыс. рублей
                  2018 год - 203 562,4 тыс. рублей
                  2019 год - 203 562,4 тыс. рублей
                  2020 год - 203 562,4 тыс. рублей;
                  внебюджетных  источников  (средств  арендаторов  участков
                  лесного фонда) - 46 253,3 тыс. рублей, в том числе:
                  2013 год - 3 418,1 тыс. рублей
                  2014 год - 12 688,2 тыс. рублей

                  2015 год - 17 968,0 тыс. рублей
                  2016 год - 12 179,0 тыс. рублей
                  2017 год - 0,0 тыс. рублей
                  2018 год - 0,0 тыс. рублей
                  2019 год - 0,0 тыс. рублей
                  2020 год - 0,0 тыс. рублей.
                  Объемы бюджетных  ассигнований  уточняются  ежегодно  при
                  формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл
                  на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые       - увеличение лесистости территории Республики Марий  Эл  до
результаты        54,6 процента;
реализации        увеличение  доли  площади  ценных  лесных  насаждений   в
Государственной   составе покрытых лесной  растительностью  земель  лесного
программы         фонда до 86 процентов;
                  увеличение     отношения      площади      искусственного
                  лесовосстановления к площади выбытия  лесов  от  сплошных
                  рубок и гибели лесов до 35,3 процента;
                  уменьшение  отношения   фактического   объема   заготовки
                  древесины к  установленному  допустимому  объему  изъятия
                  древесины до 80 процентов;
                  увеличение     технической      оснащенности      органов
                  государственной  власти  в  области   лесных   отношений,
                  осуществляющих ведение государственного лесного  реестра,
                  до 100 процентов;
                  уменьшение количества пожаров  на  землях  лесного  фонда
                  (среднее за 5 лет) до 100 единиц в год;
                  уменьшение  отношения  площади  земель   лесного   фонда,
                  охваченных лесными пожарами в отчетном  году,  к  средней
                  площади  земель  лесного  фонда,  которые  были  охвачены
                  пожарами в последние 5 лет, до 0,1 процентов;
                  сохранение  уровня  средней  площади  пожара  на   землях
                  лесного фонда за год 0,4 га;
                  уменьшение отношения площади очагов вредных организмов  к
                  площади земель, покрытых  лесной растительностью, до 0,36
                  процента;
                  увеличение  отношения  суммы   возмещенного   ущерба   от
                  лесонарушений к общей сумме причиненного ущерба  до  19,5
                  процента;
                  уменьшение доли объема нелегальной заготовки древесины  в
                  общем объеме лесозаготовок до 0,15 процента;
                  увеличение отношения объема платежей в федеральный бюджет
                  к объемам субвенций из федерального  бюджета  на  ведение
                  лесного хозяйства до 77,2 процента;
                  увеличение отношения объема расходов на подготовку кадров
                  к общему объему субвенций федерального бюджета на охрану,
                  защиту и воспроизводство лесов до 0,8 процента

I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Государственная программа Республики Марий Эл "Развитие лесного хозяйства Республики Марий Эл на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового, ресурсного и научно-технического обеспечения лесного хозяйства, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация Государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Марий Эл в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.

Леса Республики Марий Эл - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения в результате неблагоприятных факторов и, прежде всего, лесных пожаров, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно сказалось также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра. Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние четыре года, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых подзаконных актов.

Лесное хозяйство Республики Марий Эл в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.

Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике страны, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения глобальных конкурентных преимуществ России в международном переговорном процессе по лесам, укрепления ее позиций на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса.

Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач. Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.

Последствия лесных пожаров 2010 года привели к повреждению лесных насаждений на площади 39,8 тыс. га, из них погибло 20,8 тыс. га. Кроме того, начиная с весны 2011 года стало происходить усыхание ели, несмотря на принятые меры по уборке таких деревьев в 2012 году гибель еловых насаждений приобрела массовый характер. Причиной этому, наряду с засухой, послужило то, что поврежденные деревья беспрепятственно заселялись вредителями леса и при наличии благоприятных условий активно размножались и повреждали еловые насаждения.

В ходе проведения лесопатологического обследования в 2011 - 2012 годах выявлено поврежденных и погибших еловых насаждений на площади 8,7 тыс. га с объемом 318,0 тыс. куб. м. В случае непринятия обходимых мер по ликвидации данной ситуации гибель лесов увеличится в несколько раз.

Лесные пожары, вредные организмы и другие неблагоприятные факторы приносят колоссальный ущерб лесному хозяйству. При сохранении существующего уровня организации и финансирования мероприятий по охране и защите лесов количество лесных пожаров и площадь, пройденная огнем, а также площадь очагов вредителей и болезней в лесах до 2020 года увеличиться и привести к непоправимым последствиям.

В целях предотвращения данной ситуации необходимо обеспечить в полном объеме финансирование работ по охране и защите лесов, обновить техническую базу, решить кадровые проблемы, увеличить заработную плату работникам лесного хозяйства.

Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса как в России в целом, так и на территории Республики Марий Эл. Показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем около 48 процентов, взыскивается около 1 процента причиненного ущерба. До настоящего времени на федеральном уровне не сформирована законодательная база, касающаяся незаконной рубки лесных насаждений.

В результате крупных лесных пожаров 2010 года погибли большие площади хвойных насаждений, в связи с этим наблюдается снижение доли хвойных пород в целом по Республике Марий Эл. Поэтому при проведении работ по лесовосстановлению необходимо учитывать породный состав создаваемых лесных культур. Но при этом надо учесть, что искусственное лесовосстановление на пожароопасных и подверженных болезням и вредителям площадях должно проводиться со смешением пород.

Низкой (около 5 процентов) остается доля заготавливаемых семян лесных растений с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, составляет 10 процентов от общей площади их создания. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту технической спелости доля насаждений с преобладанием хвойных пород, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 10 процентов.

Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, машин и механизмов. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов, к тому же серийное производство машин и механизмов для лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века. Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»