ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РК
Районы | 2011 г. | 2012 г. | ||||||
объем инвестиций, тыс. руб. | место среди районов РК | реальный прирост, в % к предыдущему году | место среди районов РК | объем инвестиций, тыс. руб. | место среди районов РК | реальный прирост, в % к предыдущему году | место среди районов РК | |
Республика Калмыкия | 125,2 | 127,2 | ||||||
Городовиковский | 67478 | 14 | 125,0 | 5 | 107883 | 11 | 144,8 | 6 |
Ики-Бурульский | 514599 | 3 | 158,5 | 2 | 1337780 | 3 | в 2.3 р. | 2 |
Кетченеровский | 228178 | 5 | 46,1 | 14 | 900387 | 4 | в 3.3 р. | 1 |
Лаганский | 135423 | 10 | 68,2 | 13 | 104738 | 12 | 61,2 | 13 |
Малодербетовский | 161672 | 8 | 126,4 | 3 | 98128 | 13 | 53,7 | 14 |
Октябрьский | 80726 | 12 | 101,8 | 7 | 178162 | 7 | в 2.2 р. | 3 |
Приютненский | 157649 | 9 | 125,1 | 4 | 121822 | 10 | 75,4 | 11 |
Сарпинский | 72929 | 13 | 75,9 | 12 | 193059 | 6 | 173,7 | 5 |
Целинный | 269335 | 4 | 83,8 | 11 | 255145 | 5 | 84,1 | 9 |
Черноземельский | 2600366 | 2 | в 2.3р. | 1 | 5592694 | 1 | 196,7 | 4 |
Юстинский | 177341 | 7 | 87,0 | 10 | 154088 | 9 | 88,1 | 8 |
Яшалтинский | 82611 | 11 | 91,3 | 9 | 88352 | 14 | 102,0 | 7 |
Яшкульский | 179681 | 6 | 100,1 | 8 | 155217 | 8 | 70,5 | 12 |
г. Элиста | 4540464 | 1 | 114,2 | 6 | 4533752 | 2 | 80,9 | 10 |
В целом слабый инвестиционный потенциал и высокие риски отражаются в низких оценках Республики Калмыкия в рейтингах инвестиционной привлекательности регионов России.
Природно-географические факторы инвестиционной привлекательности.
Республика Калмыкия расположена на юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа. В северо-восточной части территория Республики включает участок реки Волга (12 км). На юге Республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км. Расстояние от столицы республики - г. Элиста - до соседних крупных населенных пунктов: Волгоград - 260 км, Ставрополь - 260 км, Астрахань - 300 км, Минеральные Воды - 360 км, Ростов-на-Дону - 480 км.
Перспективное хозяйственное значение имеют следующие природно-климатические ресурсы:
- пастбищные земли;
- месторождения углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);
- другие минерально-сырьевые ресурсы: строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), бишофит и агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты);
- гелио- и ветроэнергетические ресурсы;
- туристско-рекреационные ресурсы (благодаря наличию разнообразных природно-ландшафтных условий и специфических социально-культурных объектов).
Вместе с тем в республике остро стоят проблемы дефицита пресной воды, опустынивания и засоления почв.
Территориально-производственный комплекс республики имеет значительные диспропорции в размещении производительных сил. Согласно "Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года" (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 года N 465) на территории Республики выделяются 5 субрегионов:
- Центральный (объединяющий столицу - г. Элиста - и тяготеющие к ней Ики-Бурульский, Приютненский, Целинный и Яшкульский районы);
- Западный (Городовиковский и Яшалтинский районы, имеющие выраженную зерновую специализацию и анклавное географическое положение в ареале тяготения г. Ставрополь и г. Сальск);
- Северный (Кетченеровский, Малодербетовский, Октябрьский и Сарпинский районы, объединенные близостью к Волгоградскому мегаполису, что определяет потенциал развития хозяйственных связей);
- Восточно-Приволжский (Юстинский район, имеющий "выход" в Волжско-Ахтубинскую пойму с соответствующим обретением рыбохозяйственной и туристско-рекреационной специализации);
- Восточно-Прикаспийский (Лаганский и Черноземельский районы, которые объединяет развитие промышленно-, углеводородно- и нефтегазоперерабатывающих зон, добыча и переработка углеводородного сырья, приморское положение, а также транзитные коммуникации).
Транспортно-коммуникационная и обеспечивающая инфраструктура хозяйственной деятельности
По территории Республики Калмыкия проходят автомобильные дороги федерального значения, соединяющие Северный Кавказ и центральную часть России. Густота автомобильных дорог как элемента инфраструктуры хозяйственной деятельности является показателем ее развития. Так, в РК на 1000 кв. км территории приходится 42 километра автомобильных дорог, что немногим больше, чем в среднем в РФ и в несколько раз меньше, чем в ЮФО. При этом с учетом преобладания областей вечной мерзлоты на территории России и сравнительно высокой заселенности Юга России этот показатель свидетельствует о низком уровне развития данного вида коммуникационной инфраструктуры в республике.
При этом автомобильный транспорт является основным видом транспорта в Республике Калмыкия. На его долю приходится большая часть грузо-пассажироперевозок.
В г. Элиста расположена железнодорожная станция, позволяющая осуществлять грузовые перевозки через г. Ставрополь (ветвь Элиста-Дивное), пассажирского железнодорожного сообщения по данному направлению в настоящий момент нет. На юге республики проходит железнодорожная ветвь Улан-Хол-Астрахань, работающая как пассажирская и для перевозки нефтепродуктов. В перспективных планах развития железнодорожных сетей Юга России есть проект строительства дороги Волгоград-Элиста (реализация намечена в 2016-2030 гг., сумма инвестиций - 23 млрд. руб.) <4>.
Авиационное сообщение выполняется по маршруту Элиста-Москва-Элиста. При этом стоимость авиабилетов на 30-50% выше, чем в соседних регионах.
В целом существующая транспортная инфраструктура оценивается как недостаточная для обеспечения ускоренного роста и интеграции экономики республики в национальные товарообменные потоки.
________________
<4> - Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года N 877-р).