ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 года N 564-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.02.2013 N 226-ПП
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 N 650 Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести изменения в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Свердловской области (2013 - 2018 годы)", утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2013 N 226-ПП "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Свердловской области (2013 - 2018 годы)", изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.
3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 6 мая 2013 года N 564-ПП
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
Раздел I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ"
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Свердловской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 N 650, с целью повышения эффективности деятельности системы социального обслуживания населения на территории Свердловской области, обеспечения доступности и качества услуг в сфере социального обслуживания в соответствии с современными требованиями.
На достижение поставленной цели направлены: государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2553-р, областная целевая программа "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1469-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", региональная комплексная программа "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2011 N 349-ПП "Об утверждении региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы", государственная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения в Свердловской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденная Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.12.2012 N 1241.
Комплекс мероприятий по модернизации и развитию системы социального обслуживания населения Свердловской области, ее адаптации к современным правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социальных работников и педагогов, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (включая повышение оплаты труда), позволит создать условия для формирования эффективной системы предоставления социальных услуг гражданам старшего возраста, социальной адаптации и ресоциализации лиц в трудной жизненной ситуации, реализации семейной и демографической политики на территории области, в том числе посредством развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анализ ситуации, сложившейся в сфере социального обслуживания населения Свердловской области.
Во исполнение Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2006 году сформирована сеть государственных областных учреждений социального обслуживания населения. В ведение Министерства социальной защиты населения Свердловской области было передано 151 муниципальное учреждение нестационарного социального обслуживания.
В целях повышения качества и расширения спектра оказываемых населению услуг, эффективности бюджетных расходов проводится комплекс мероприятий по оптимизации действующей сети учреждений. С 2006 года количество учреждений социального обслуживания уменьшилось на 15 процентов за счет реорганизации неэффективно работающих учреждений, в том числе по типам учреждений:
стационарные учреждения - количество не изменялось;
нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - на 20 процентов;
нестационарные учреждения социального обслуживания семьи и детей - на 16,2 процента.
В течение 2013 - 2018 годов планируется реорганизация не менее 5 процентов учреждений ежегодно.
На начало 2013 года в Свердловской области социальное обслуживание населения осуществляли 158 государственных учреждений социального обслуживания, в том числе 30 государственных учреждений стационарного социального обслуживания населения; 3 детских дома-интерната; 68 государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; 57 учреждений социального обслуживания семьи и детей, из них 4 казенных, одно автономное и 153 бюджетных учреждения.
Деятельность учреждений социального обслуживания населения в Свердловской области осуществляется в соответствии с Национальными стандартами социального обслуживания населения и требованиями комплексной безопасности.
Проводится мониторинг эффективности деятельности учреждений. Разработан Перечень ключевых показателей эффективности деятельности государственного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области.
Ключевыми показателями являются:
1) выполнение установленного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в полном объеме;
2) количество обоснованных жалоб на деятельность государственного бюджетного и казенного учреждений социального обслуживания населения Свердловской области;
3) отсутствие кредиторской задолженности по заработной плате и начислениям на выплаты по оплате труда;
4) количество выявленных нарушений сроков представления бюджетной отчетности, финансовой и статистической информации; выполнения внеплановых (оперативных) заданий и поручений Министерства социальной политики Свердловской области;
5) исполнение государственными казенными учреждениями социального обслуживания предельных объемов финансирования по состоянию на отчетную дату за исключением предельных объемов финансирования, выделенных на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда.
С 2010 года в Министерстве социальной политики Свердловской области работает комиссия по модернизации системы социальной политики. Определены пять стратегических направлений модернизации системы:
1) развитие инновационных технологий социального обслуживания;
2) повышение эффективности бюджетных расходов;
3) развитие и внедрение современных информационных технологий в системе социальной политики;
4) совершенствование кадровой политики;
5) совершенствование информационной политики, новые технологии информирования населения, повышение престижа социальной работы.
Разработка направлений проводится с участием независимых экспертов, общественных организаций и научного сообщества.
Формируется долгосрочная стратегия развития и оптимальная модель территориальной системы учреждений социального обслуживания, внедряется новый механизм финансового обеспечения учреждений социального обслуживания, внедрены новые формы оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания в зависимости от достижения конечного результата, обеспечивается действенность и результативность финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств.
В целях внедрения независимой системы оценки качества услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания населения, разработан план внедрения системы менеджмента качества, основанной на стандартах качества Международной организации по стандартизации ISO (далее - ISO), а именно ISO 9001:2008, ISO 9000:2005, ISO 9004:2009. Завершен первый этап разработки государственных стандартов социального обслуживания Свердловской области в соответствии с гарантированным перечнем предоставляемых государством социальных услуг на территории Свердловской области. Первое учреждение социального обслуживания "Режевской дом-интернат для престарелых и инвалидов" сертифицирован по стандартам серии ISO 9001.
Во исполнение Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проводится работа по изменению правового статуса учреждений. В 2012 году статус автономного получил комплексный центр социального обслуживания населения города Первоуральска "Осень", в 2013 году планируется перевод в автономные не менее 32 процентов от общего числа учреждений.
По состоянию на 01 января 2013 года общая очередность в государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составила 89 человек, в том числе 20 человек в специализированный дом-интернат, 33 человека - в психоневрологические интернаты и 36 человек - в дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов. В 2012 году введен в эксплуатацию новый бытовой корпус на 200 мест в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Тавдинский психоневрологический интернат", что позволило сократить очередность в стационарные учреждения социального обслуживания населения с 231 до 89 человек. В результате принимаемых мер за последний год очередь сократилась в 2,6 раза.
Коечная мощность стационарных учреждений социального обслуживания детей-инвалидов (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей) в целом удовлетворяет потребность в стационарном обслуживании данной категории детей.
Процедура оформления и выдачи путевок на стационарное социальное обслуживание гражданам пожилого возраста и инвалидам определена Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Выдача путевок на стационарное социальное обслуживание гражданам пожилого возраста и инвалидам" Министерства социальной политики Свердловской области через территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, утвержденным Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.06.2012 N 564.
Введенные в действие с 01 марта 2010 года санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы" установили более высокие по сравнению с ранее действовавшими нормативами требования к размещению и бытовому устройству клиентов учреждений. Анализ условий размещения клиентов и прогноз демографической ситуации показал, что потребность в дополнительных местах для размещения клиентов в соответствии с предъявляемыми требованиями может возрасти.
Проведение реконструкции и приспособления зданий для учреждений стационарного социального обслуживания представляется нецелесообразным с экономической и технологической точки зрения. Необходимо создание дополнительных мест, отвечающих современным требованиям, путем строительства новых объектов.
Разработана и' утверждена Схема развития и размещения объектов социального обслуживания в Свердловской области на 2013 - 2018 годы, которая предусматривает:
1) проектирование и в последующем строительство жилого корпуса на 100 мест в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Красногвардейский психоневрологический интернат";
2) проектирование и в последующем строительство жилого корпуса на 225 мест в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Березовский психоневрологический интернат";
3) проектирование и строительство жилого корпуса на 100 мест со столовой в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области "Билимбаевский психоневрологический интернат".
Всего к 2018 году планируется дополнительно ввести 425 мест.
Для обеспечения комплексной безопасности проживания клиентов, выполнения национальных стандартов социального обслуживания материально-техническая база государственных учреждений социального обслуживания требует укрепления и дальнейшей модернизации. Только за период с 2010 по 2013 год на эти цели направлено свыше 500 млн. рублей.
В рамках областной целевой программы "Энергосбережение в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1486-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" до 2015 года предусмотрена установка в подведомственных учреждениях 9 систем автоматического регулирования тепла, а также реконструкция 3 котельных в домах-интернатах. В 2010 году проведена работа по оснащению объектов учреждений социального обслуживания населения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
С целью сокращения потребности в стационарном социальном обслуживании разрабатывается комплекс мер по внедрению новых технологий реабилитации, социальной адаптации, ухода и привития навыков самообслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, профилактики возникновения трудной жизненной ситуации, а также развитие стационарозамещающих форм обслуживания. Внедряются алгоритмы диагностики трудной жизненной ситуации и реабилитации.
Развиваются инновационные технологии социальной работы:
1) функционирует 71 социальный пункт проката технических средств реабилитации, адаптации и ухода;
2) в 60 учреждениях социального обслуживания населения организована участковая форма обслуживания, направленная на раннее выявление и профилактику социального неблагополучия;
3) внедрен бригадный метод социального обслуживания (613 бригад с охватом более 14 тысяч клиентов);
4) 13 учреждений социального обслуживания семьи и детей работают по технологии "социальная поликлиника";
5) организована служба "социальное такси";
6) на базе Областного центра реабилитации инвалидов в городе Екатеринбурге осуществляется разработка новых технологий реабилитации и организационно-методическое сопровождение деятельности реабилитационных отделений, расположенных в учреждениях на территории области;
7) развивается служба психологической адаптации приемных родителей (109 "школ приемных родителей").
В настоящее время кадровые проблемы учреждений социального обслуживания населения обусловлены низким уровнем социальной защищенности работников, недостатком высококвалифицированных специалистов в отдаленных сельских территориях и младшего обслуживающего персонала в крупных населенных пунктах, недостаточным притоком молодых кадров в учреждения социального обслуживания. Кроме того, социальные работники ежедневно подвергаются высокой эмоциональной нагрузке.
Министерством социальной политики Свердловской области сформирован комплекс мер, направленных на повышение престижа, положительного имиджа работника органов социального обслуживания и обеспечение дополнительной социальной поддержки социальных работников.
В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда, не соответствующим напряженности и интенсивности деятельности. Внедрение современных технологий социального обслуживания в соответствии с национальными стандартами требует развития системы непрерывного повышения квалификации для социальных, медицинских и педагогических работников, психологов, специалистов по социальной работе. Существует потребность в привлечении в отрасль молодых специалистов.
Размер среднемесячной заработной платы социальных работников за 2012 год составил 11082 рубля, или 43,2 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Свердловской области.
Размер среднемесячной заработной платы врачей-специалистов за 2012 год составил 18800 рублей, или 73,2 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Свердловской области.
Размер среднемесячной заработной платы среднего медицинского персонала за 2012 год составил 15637 рублей, или 60,9 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Свердловской области.
Размер среднемесячной заработной платы младшего медицинского персонала за 2012 год составил 10837 рублей, или 42,2 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Свердловской области.
Размер среднемесячной заработной платы педагогических работников в государственных учреждениях социального обслуживания населения Свердловской области, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за 2012 год составил 14548 рублей, или 56,7 процента к средней заработной плате по Свердловской области.