Настоящая Концепция является документом стратегического характера, определяющим систему понимания, трактовки, принципы и способы внедрения электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015 - 2020 годов.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач развития образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 2765-р, Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497, государственной программой "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).
Концепция ориентирована на решение наименее проработанных вопросов, связанных с развитием электронного образования, и призвана придать необходимый стимул модернизации системы образования.
В целом под электронным образованием понимается совокупность соответствующих методик, технологий, образовательного контента, организаций и субъектов.
Необходимость развития электронного образования в Республике Башкортостан определяется следующими основными обстоятельствами:
глобализацией рынка образования, что приводит к оттоку наиболее востребованной и талантливой молодежи в другие регионы России, а также к миграции в зарубежные страны. Все это диктует необходимость формирования современного образовательного пространства для обеспечения непрерывного обучения непосредственно в зоне постоянного проживания;
необходимостью развития экономики региона, что невозможно без высокопрофессиональных кадров. Отъезд трудоспособного населения для обучения в другие страны и регионы приводит к потере социальной идентичности граждан и их трудоустройству в других субъектах Российской Федерации и за границей;
формированием национальной идентичности в условиях полномасштабного выхода крупнейших мировых образовательных организаций на российский рынок. Только создание и продвижение собственных систем электронного образования, привлекательных для пользователя, позволят решить крупнейшую задачу по культурно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в духе знания отечественной истории, следования национальным традициям и т.д.;
неравномерностью развития образовательных центров. Создание крупных федеральных университетов, локализованных в определенных точках роста российской экономики, приводит к оттоку квалифицированных кадров из других регионов. Лишь разработка соответствующей инфраструктуры на местах с использованием технологий электронного образования позволит на равных конкурировать с подобными монополистами и, следовательно, создаст условия для развития региона;
необходимостью создания условий для продвижения региона на российский и международный уровни в статусе развивающего передовые технологии электронного образования и, соответственно, предпосылок для привлечения представителей крупного бизнеса, талантливой молодежи, а значит, и инвестиций в республику;
отсутствием координации между образовательными организациями и единой базы знаний на республиканском уровне, что приводит к повышению расходов, понижению общей эффективности работы, и, в конечном итоге, к стагнации в данной сфере;
актуальностью формирования единого подхода к различным аспектам реализации электронного образования, начиная с разработки контента, заканчивая способами его доставки. Это позволит получить синергетический эффект в целом для развития общества, государства и личности;
необходимостью повышения общего уровня знаний населения в области информационно-коммуникационных технологий, расширения масштаба и перечня использования государственных услуг в электронной форме.
В рамках Концепции должны быть решены задачи по достижению высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов и уровней образования: общего, профессионального и дополнительного.
В Концепции используются следующие определения, сформулированные на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":
электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, отвечающих за передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса;
дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) - совокупность образовательного контента, средств его разработки, хранения, передачи и доступа к нему, используемая в образовательном процессе, включающая электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, технологические средства;
электронные информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем;
электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) - образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя соответствующие структуру, предметное содержание и метаданные;
совокупность информационных технологий - совокупность технологий создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники;
совокупность телекоммуникационных технологий - комплекс технических средств, предназначенных для передачи информации на расстояние;
технологические средства - основные способы реализации последовательности действий, необходимых для выполнения определенных учебных мероприятий;
электронный учебный курс - это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование.
Концепция планируется к реализации в 2015 - 2020 годах в системе образования Республики Башкортостан.