В период кризисно-депрессивных явлений в экономике России трудно переоценить значение для реформ региональной политики структурной перестройки экономики и, прежде всего, промышленности, определяющие направления и механизмы ее реализации с учетом исторически и географически сложившихся особенностей Сибирских регионов. Именно структурный кризис стал основным фактором спада производства, потери экономических связей, разрушения промышленного потенциала Сибирских регионов, усугубляемых наличием в них структурно-депрессивных отраслей. Одной из главных причин негативных процессов является милитаризация в прошлом крупнейшего в России специализированного высокотехнологичного машино- и приборостроения, сосредоточенного, например, в г. Омске, а в настоящем - его обвальная малоэффективная конверсия.
В связи с падением объемов продукции машиностроения и металлообработки (в 1995 г. почти в 4 раза по сравнению с 1990 г. и на 21,1% по сравнению с 1994 годом) реальной стала угроза безработицы и обнищания значительной части населения, а в машиностроительном комплексе Омской области сосредоточено более половины производственного потенциала ее промышленности и треть его основных фондов.
В этом комплексе прежде всего необходимы глубокие структурные изменения, касающиеся оптимизации номенклатуры конкурентоспособной наукоемкой продукции на базе максимального использования пока еще имеющихся в конверсируемом оборонном машиностроении высоких технологий и значительных производственных мощностей. Это серьезнейшая задача, не имеющая в настоящих социально-политических условиях альтернативы, решение которой зависит от последовательной ориентации на базовые социально значимые отрасли Сибири, потребностей отечественного и мирового рынков наукоемкой продукции гражданского и двойного назначений, технологических возможностей предприятий регионов и инвестиционных ожиданий.
Особо пристального внимания как базового объекта промышленной научно-технической и инвестиционной политики Омской области и других сибирских регионов заслуживает топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Сибири, на территории которой добывается 75% нефти и 90% газа России, в подавляющем большинстве в Тюменской области, и который дает сегодня 40% объема всего промышленного выпуска России и приносит ей до 70% валютных поступлений.
Для нефтегазодобывающей промышленности Сибири характерен и продолжает усугубляться моральный и физический износ большей части основных фондов, прежде всего бурового и добывающего оборудования. Из-за отсутствия технических средств простаивает более 20 тысяч нефтяных скважин, а в действующих не обеспечиваются требуемые режимы эксплуатации. Как правило, отечественное нефтепромысловое оборудование по техническому уровню и качеству изготовления значительно уступает зарубежному. Дефицит оборудования и отсутствие конкуренции приводило к появлению на нефтяных промыслах оборудования низкой надежности и высокой трудоемкости в обслуживании. Ставка же на зарубежье не оправдалась, о чем официально заявили еще в 1994 году руководители Минтопэнерго и ведущих нефтяных компаний России. Значительно сократились работы по вводу новых месторождений, в 3 раза уменьшилось поисково-разведочное бурение, прирост новых запасов - в 10 раз. Добыча нефти в Сибири в 1995 году упала в 2 раза по сравнению с 1988 годом.
В этой связи Минтопэнерго России с Госкомоборонпромом России, Роскоммашем России поставили задачу перейти к 1997 - 1998 годам в основном на отечественное оборудование с использованием потенциала конверсионных предприятий ВПК России.
В соответствии с подпрограммой развития производства оборудования для (ТЭК) в 1992 - 1994 годах предполагалось израсходовать на эти цели 212,1 млрд. рублей, фактически выделено 146,9 млрд. рублей (69,3%), что позволило создать производственные мощности по выпуску импортозамещающего, остродефицитного оборудования на общую сумму 648,7 млрд. рублей, в том числе насосов скважинных штанговых, комплектов фонтанной арматуры, погружных насосов, агрегатов для ремонта скважин грузоподъемностью 32 и 60 тонн и некоторого нефтепромыслового оборудования.
Однако, практически все средства были разделены между предприятиями центральных регионов России и Урала.
Такое же положение сохраняется, к сожалению, и в подпрограмме развития производства оборудования для ТЭК (1995 - 2000 годы), недавно утвержденной Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы (постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 года N 1274). Налицо, таким образом, серьезнейшая экономическая диспропорция размещения производительных сил: в Сибири добывается 70% российской нефти и только 6,1% номенклатуры необходимого нефтепромыслового оборудования, систем и приборов запланировано выпускать в Сибири согласно указанной подпрограмме (из 229 технических объектов в Сибири будут производиться лишь 14, из них в Омской области - 4). И это при наличии там крупнейшего в России наукоемкого машиностроительного и многопрофильного комплекса, обладающего современными высокими технологиями, способного создавать и выпускать сложнейшие машины и механизмы для расположенных в непосредственной близости сибирских нефтедобывающих предприятий.
Для сибирских предприятий оборонного комплекса существует реальная возможность долговременной загрузки на приоритетном перспективном направлении производства оборудования, систем и приборов для нефтегазодобычи и ее инфраструктуры.
Организационно-техническая работа в этом важнейшем направлении целенаправленно началась два года назад по инициативе Омского представительства АО "Юганскнефтегаз" (с октября 1995 года - ООО "ЮКОС-Сибирь"), Омского НИИД, общественного объединения изобретателей оборонных предприятий "ИЗОКОН", производственного объединения "Полет", ПО "Сибирские приборы и системы", АО "Сибкриотехника" и некоторых других предприятий г. Омска. Были проведены несколько организационно-технических мероприятий и достигнуты некоторые практические результаты, оформлены и выполнялись ряд двусторонних договоров по созданию и производству нефтепромыслового оборудования с АО "Юганскнефтегаз", "Ноябрьскнефтегаз", "Сургутнефтегаз".
Однако немногочисленные практические работы имели разрозненный и локальный характер и не отвечали актуальным задачам расширенного производства конкурентоспособного оборудования для удовлетворения потребностей нефтяников Сибири, загрузки мощностей конверсионных предприятий ВПК с поиском и использованием возможностей многоканального финансирования.
В конце прошлого года Законодательное Собрание Омской области, а затем Координационный Совет по промышленной политике и конверсии межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" на основании представленных и оформленных рабочих материалов официально поставили задачу полномасштабной разработки и принятии целевой Программы создания и производства конкурентоспособного импортозамещающего оборудования для нефтегазодобычи в условиях Сибири.