Действующий

О КОНЦЕПЦИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2009-2013 ГОДЫ

3. Обоснование необходимости и преимущества решения проблемы программно-целевым методом

В Пермском крае накоплен большой опыт по развитию и гармонизации национальных отношений программно-целевым методом, который неоднократно отмечался на всероссийском уровне (сборник материалов Министерства регионального развития Российской Федерации "Государственная национальная политика и интеграция соотечественников". М., 2007 г.). Системность и комплексность деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере межнациональных отношений обеспечиваются на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых целевых программах. С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, реализовано три программы (на 1993-1995 годы; 1996-1998 годы; 1999-2003 годы), заканчивается действие четвертой целевой программы (на 2004-2008 годы). С принятием Закона Пермской области от 18 августа 2003 года N 942-185 "О краевой целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы" вопросы национальных отношений были включены в перечень государственных полномочий Пермского края.

Главным результатом реализации данной Программы является сохранение этнополитической стабильности в регионе. Важен и накопленный позитивный опыт практического воссоздания национальных традиций разных народов края, которые в новых условиях не утрачивают своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни. Сохранение народной культуры является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в подростковой и молодежной среде, воспитания духовности и нравственности, минимизации рисков в сфере межэтнических отношений. Решались такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения. Благодаря программной поддержке эта работа приобрела системный характер, оформилась в качестве одного из стратегических направлений развития социально-экономической сферы края, получила широкий общественный резонанс в других регионах России.

За период действия этой Программы начала формироваться инфраструктура для создания условий по сохранению этнокультурной самобытности народов. Поддерживалась сеть учреждений культуры, на базе которых действуют национальные творческие коллективы. Качественно изменилась деятельность детских и молодежных фольклорных коллективов и этнографических студий, возросло общее количество их участников. Обеспечено функционирование 123 национальных образовательных учреждений. Созданы и действуют центры как на краевом, так и на муниципальном уровне, выполняющие исследовательские, творческие, организационно-методические, образовательные, культурно-просветительные функции: межнациональный общественный центр "Согласие" на базе краевой библиотеки имени А.М.Горького, общественный центр "Дом дружбы народов Пермского края" на базе Пермского государственного института искусств и культуры, лаборатория межнационального общения в г. Чайковском, центры этнокультурного сотрудничества в Суксунском и Чернушинском районах, в г. Соликамске. Обеспечена централизованная финансовая, информационная и научно-методическая поддержка деятельности более 70 национальных общественных объединений.

Программные средства позволили качественно улучшить и увеличить количество мероприятий с этнической тематикой, разрабатывать и внедрять систему мер по социальной адаптации мигрантов в крае, издавать электронные и печатные средства массовой информации на родных языках народов края. В рамках Программы организовано более 300 этнокультурных акций, народных праздников, фольклорных фестивалей, всероссийских и региональных творческих мастерских по народным промыслам и фольклору народов Пермского края. Начиная с 2004 года проведено пять межрегиональных форумов "Русский Мир" с ежегодным охватом участников до 12 тысяч человек. С целью научного осмысления развития национальных отношений в крае организовано более 200 конференций, круглых столов, семинаров, 32 тематических научных исследования, 12 этнографических экспедиций. Внедрены в работу такие эффективные технологии, как Общественная приемная для мигрантов, Школа русского языка для представителей новых этнических групп. Издано 58 книг, 19 учебно-методических пособий, учебников, научных сборников, дисков и другой продукции о самобытности народов края.

Новая Программа является следующим этапом реализации государственной национальной политики в Пермском крае. Концепция новой Программы направлена на продолжение проведения мероприятий, начатых в рамках реализации предыдущей целевой Программы. Включенные в Программу комплексы мероприятий будут направлены на решение системных вопросов развития национальных отношений: создание реальных условий для сохранения этнической идентичности народов, проживающих в крае; внедрение новых технологий профилактики этнического экстремизма и культивирования толерантных установок среди населения региона. Актуальность этих задач обуславливает необходимость использования программно-целевого метода, позволяющего сконцентрировать ресурсы на проведение работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Новая Программа позволит привлечь дополнительные источники финансирования, использовать потенциал бизнес-структур, хозяйствующих субъектов, общественных институтов, расширит ресурсные возможности и таким образом обеспечит концентрацию сил и средств по приоритетным направлениям сферы национальных отношений.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, в том числе к ограничению влияния органов государственной власти края на реализацию государственной национальной политики в регионе, что, в свою очередь, приведет к разрушению принципов системности и комплексности регулирования сферы национальных отношений в регионе. Это чревато рядом негативных последствий, в числе которых ослабление этнокультурных связей между территориями края, возможное возникновение конфликтов на этнической почве, нескоординированность деятельности государственных структур, отсутствие системности конечных результатов. К серьезным рискам можно отнести и ослабление взаимодействия органов государственной власти с общественными институтами в сфере этнических отношений.

Целесообразность решения поставленных задач путем программно-целевого метода бюджетного планирования обусловлена и тем, что формат программного подхода позволит скоординировать разноплановые мероприятия научно-исследовательского, правового, информационного, образовательного, культурного, спортивного характера, увязанные по задачам, ресурсам и срокам. Программа станет катализатором новых "точек роста" и позволит систематизировать каждодневную работу государственных и муниципальных структур, учреждений культуры, образования, общественных институтов, института семьи по сохранению межнационального мира и согласия в крае.

Как показала практика реализации первых трех региональных целевых программ, прежняя политика в сфере национальных отношений, выражавшаяся в системе мер по "поддержке", а не инфраструктурном развитии, не вполне соответствует развитию этнокультурных процессов в Пермском крае на современном этапе. Особенностью современного периода является усиление объединительных тенденций, консолидирующих мотивов. Интегрирующие направления получат конкретное воплощение в комплексе мероприятий Программы.

Концепцией новой Программы предполагается перейти к:

политике проектно-целевого и инфраструктурного финансирования развития сферы национальных отношений в крае;

формированию региональных стратегий этнокультурного развития;

поддержке межэтнических и межтерриториальных инициатив, направленных на противодействие проявлениям этнического экстремизма;

расширению и укреплению этнокультурного и информационного взаимодействия городских округов и муниципальных районов края;

реализации межведомственных проектов, объединяющих материальные и человеческие ресурсы, направленных на развитие гражданской самоорганизации.

Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики на региональном уровне предполагает включение в краевую целевую Программу проектов и комплексов мероприятий, направленных на:

решение системных проблем в области этнокультурного развития народов, проживающих на территории края;

формирование единого этнокультурного пространства;

противодействие этническому экстремизму и минимизацию рисков;

внедрение новых технологий создания и распространения этнокультурных ценностей и благ; повышение уровня удовлетворения духовных и этнических потребностей жителей края разных национальностей.

Условием отбора проектов для включения в Программу является их особая этнокультурная значимость, инновационность, межотраслевой и межтерриториальный характер, инфраструктурный потенциал, возможность завершения их реализации в течение срока действия Программы, перспективы последующей реализации проектов.