ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 года N 1177

О КОНЦЕПЦИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"

Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Принять концепцию краевой целевой программы "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009-2012 годы" (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.ДЕВЯТКИН

     




Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Пермского края
от 20.11.2008 N 1177

     

 КОНЦЕПЦИЯ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"


Концепция краевой целевой программы "Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2009-2012 годы" (далее - Программа) представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов деятельности по снижению уровня преступности, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Концепция разработана в соответствии с данными мониторинга криминогенной ситуации в Пермском крае, социологическими исследованиями.

Концепция сформирована на основании Конституции Российской Федерации, Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 29.06.2007 N Пр-1293-ГС, Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах", Указа губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".

1. Описание проблемы, анализ причин сложившейся проблемной ситуации, возможные сценарии развития проблемной ситуации


Сложившуюся в Пермском крае криминогенную ситуацию порождает целый ряд противоречивых причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические, нравственные, правовые и организационные корни.

В Пермском крае происходит общий рост числа преступлений, превышающий аналогичный показатель в Российской Федерации. С 2001 по 2006 год количество зарегистрированных преступлений в крае выросло на 54,0%.

В 2007 году ГРУОВД Пермского края зарегистрировано 597600 сообщений о преступлениях и происшествиях (снижение на 1% по сравнению с 2006 годом). Зарегистрировано 117198 преступлений (снижение на 13,4%). Уровень преступности в расчете на 10 тысяч населения снизился с 497,4 в 2006 году до 430,6 в 2007 году.

Структурная характеристика преступности в общей массе криминальных проявлений не претерпела существенных изменений. По-прежнему основную массу регистрируемой преступности составляют преступления против собственности, таких преступлений в 2007 году - 71,2% (83537 преступлений, снижение на 13,4%). Из них 67,6% - кражи (56466 преступлений, снижение на 12,2%), 6630 фактов мошенничества (снижение на 12,3%), 1410 - присвоения (снижение на 41,8%). На 13% меньше совершено грабежей (13870 преступлений), на 20% - разбойных нападений (1929).

Отмечается тенденция роста преступлений, совершаемых во дворах и подъездах. В результате краж из квартир гражданам наносится серьезный моральный и материальный ущерб, актами вандализма в подъездах, подвалах и лифтах жилых домов наносится урон жилищно-коммунальному хозяйству.

Структура основных видов преступлений (12 мес. 2006 г./12 мес. 2007 г.)*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Удельный вес подростковой преступности составил в Пермском крае 9,4% (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 8,6%). За 2007 год в Пермском крае несовершеннолетними и с их участием совершено 4796 преступлений (снижение на 3,2%). Сократилось количество совершенных подростками убийств, изнасилований, грабежей, умышленного причинения среднего и тяжкого вреда здоровью, хулиганств, краж. Вместе с тем возросло количество совершенных несовершеннолетними неправомерных завладений транспортными средствами, разбоев, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вымогательств, угроз убийством.

Основной контингент граждан, совершающих преступления, составляют лица, не имеющие постоянного источника дохода либо работы. Наиболее многочисленная категория преступников - лица в возрасте от 30 до 49 лет и в возрасте от 18 до 24 лет. Среди преступников, совершающих имущественные преступления, выраженными являются три взаимосвязанные категории: несовершеннолетние правонарушители и молодые люди (до 24 лет), наркопотребители и ранее судимые.

Одной из особенностей оперативной обстановки на территории края является наличие 45 исправительных учреждений, 5 следственных изоляторов - учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний. Ежегодно из этих учреждений освобождается более 9 тыс. граждан, большая часть из которых (около 80%) остается для дальнейшего проживания на территории края.

Кроме того, на территории Пермского края нелегально проживают иностранные граждане, являющиеся в основном иммигрантами из стран СНГ.

Не способствует стабилизации криминогенной обстановки в крае злоупотребление психоактивными веществами, среди которых преобладают алкоголь и его суррогаты, наркотические средства и психотропные вещества.

Значительное влияние на состояние преступности оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества.

Результаты проведенных в 2007 году социологических исследований показывают озабоченность проблемой преступности большинства жителей Пермского края. По мнению жителей Пермского края, наиболее часто совершаемыми в районе их проживания преступлениями являются хулиганство (70,2%), бытовые и пьяные драки (66,1%), кражи личного имущества (60,3%), изготовление поддельных продуктов (48,7%), уличный грабеж, разбой (47,6%), наркоторговля (40,3%), карманные кражи (37,8%).

Преступления, совершаемые на улицах и других общественных местах, наиболее негативно формируют общественное мнение об уровне защищенности от преступных посягательств.

Среди главных причин распространения преступности называются безработица, материальное неблагополучие и недостойный уровень жизни, падение общественной морали, распространение наркомании.

По мнению респондентов, человек может стать преступником из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками (61,8%); плохого воспитания в семье или его отсутствия (57,6%); влияния "улицы", компании (51,8%); нищеты, бедности в семье (40,6%); резкого ухудшения жизни (например, потеря работы, семьи, смерть близкого и т.п.) (35,9%); воздействия средств массовой информации, пропаганды насилия (24,4%); эмоциональной неустойчивости (14,4%); недочетов в воспитании педагогами в школе, детских садах (9,4%); генетической предрасположенности к преступлениям (8,1%).

Вследствие проведения оперативно-профилактических и оперативно-поисковых мероприятий, использования технических средств видеоконтроля, увеличения плотности нарядов патрульно-постовой службы милиции (далее - ППСМ), привлечения к охране общественного порядка народных дружин, казачьих обществ, частных охранных предприятий, введения надбавок участковым уполномоченным милиции и сотрудникам ППСМ, ежемесячных социальных выплат для сотрудников уголовного розыска и следствия, осуществления иных мер в Пермском крае удалось стабилизировать криминогенную обстановку, снизить вал преступлений, рост которых наблюдался на улицах и в других общественных местах.

2. Обоснование приоритетности, актуальности и стратегического характера проблемы


Необходимость разработки и принятия Программы обусловлена тем, что преступность в Пермском крае, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Уровень преступности оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.

Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в Пермском крае, достичь положительных результатов по ряду направлений оперативно-служебной деятельности. В результате реализации Закона Пермской области от 30.11.2005 N 2680-596 "Об областной целевой программе "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы" (далее - ОЦП) достигнуты положительные результаты в борьбе с преступностью на территории Пермского края.

Срок действия ОЦП в 2008 году прекращается, однако остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.

Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует консолидации усилий всех субъектов профилактической деятельности. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.

3. Обоснование необходимости и преимуществ решения проблемы программно-целевым методом


Ощутимо воздействовать на складывающуюся в Пермском крае криминогенную ситуацию возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели.

Межведомственный характер проблем требует комплексного, с применением программных методов, решения поставленных задач.

Каждое программное мероприятие имеет свои цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки, взаимосвязано с другими мероприятиями, способствует реализации цели и задач Программы.

4. Основные цели и задачи Программы, целевые показатели, характеризующие изменение проблемной ситуации в результате реализации краевой целевой Программы


Основной целью Программы является обеспечение безопасности граждан на территории Пермского края, создание обстановки спокойствия на улицах и других общественных местах, жилом секторе, предупреждение возникновения ситуаций, представляющих опасность для жизни, здоровья, собственности граждан, за счет активизации и повышения эффективности профилактической деятельности.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

обеспечить более полное использование комплекса технических средств контроля за ситуацией на улицах и в других общественных местах, в жилом секторе; повысить оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, правонарушениях и происшествиях;

стимулировать и поддерживать гражданские инициативы правоохранительной направленности; привлекать к деятельности по охране общественного порядка частные охранные предприятия и службы безопасности;

повысить уровень доверия населения Пермского края к работе органов правопорядка; сформировать позитивное общественное мнение о правоохранительной деятельности и результатах борьбы с преступностью.

В качестве базовых при разработке Программы определены показатели, установленные Указом губернатора Пермского края от 25.07.2007 N 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы".

Таким образом, основными целевыми показателями Программы являются снижение уровня преступности по всем видам преступлений (кражи, грабежи, разбои, умышленное причинение вреда здоровью, убийства и т.д.) и снижение количества людей, погибших в результате преступлений.

За счет реализации мероприятий Программы к 2012 году предполагается снизить уровень преступности с 430,6 (2007 г.) до 307,8 (снижение на 28,5%), а также снизить количество людей, погибших в результате преступлений, на 29,3%.

 N

п/п

 Наименование

показателей конечных

 результатов     

Фактическое

 значение

показателя,

 2007 г.  

 Прогноз изменения показателей     

 2009 г.

 2010 г.

 2011 г.

 2012 г.

 1

Уровень преступности

в расчете на 10 тыс.

населения           

 430,6   

 359,0  

 341,1  

 324,0  

 307,8  

 2

Количество людей,

погибших в

результате

преступлений        

 1432    

менее чем

 1257   

менее чем

 1163   

менее чем

 1082   

менее чем

 1006   

     

5. Период действия и основные этапы реализации Программы


Реализация Программы рассчитана на период 2009-2012 годов.

Поскольку сложившаяся проблемная ситуация требует незамедлительного вмешательства, предусмотренные Программой задачи решаются одновременно в течение всего периода реализации Программы исходя из материальных, трудовых и финансовых возможностей Пермского края. По этой причине Программа не имеет разбивки на этапы.

В рамках Программы субъектами многоуровневой системы профилактики правонарушений осуществляется комплекс мер, направленный на устранение причин, предпосылок и условий совершения деяний, квалифицируемых как правонарушения и преступления Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что приоритетом Программы является создание обстановки спокойствия на улицах и других общественных местах, жилом секторе, структура Программы предполагает включение в себя двух содержательных блоков, предполагающих участие в их реализации органов правопорядка, негосударственных организаций безопасности, а также организаций и учреждений социальной направленности.

5.1. Профилактика совершения правонарушений в жилом секторе, на улице и других общественных местах.

В жилом секторе: предупреждение хулиганства, грабежей, разбоев, распития алкогольных и спиртосодержащих напитков, употребления одурманивающих веществ, наркотических средств и психотропных веществ; предупреждение краж из квартир; предупреждение краж лифтового, электро- и иного оборудования, содержащего цветные металлы; предупреждение хищений с садовых и дачных участков.

На улицах и других общественных местах: предупреждение разбойных нападений, грабежей; предупреждение краж из автомобилей, угона автомототранспорта; предупреждение карманных краж, в том числе в общественном транспорте; предупреждение преступлений на потребительском рынке (продажа поддельных, некачественных товаров); повышение антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов социальной инфраструктуры.

Среди значимых мероприятий первого раздела:

внедрение технических средств контроля за ситуацией на улицах и других общественных местах;

размещение среди частных охранных предприятий и служб безопасности государственного заказа на осуществление деятельности по охране общественного порядка;

проведение среди молодежных формирований правоохранительной направленности конкурса социальных проектов по предупреждению совершения правонарушений гражданами;

размещение среди некоммерческих организаций и общественных объединений государственного заказа на осуществление гражданского контроля соблюдения законодательства в сфере запрещения продажи алкогольных напитков и пива несовершеннолетним, проведение правовых, просветительских акций;

размещение государственного заказа на оказание лицам, освободившимся из мест лишения свободы, необходимой психологической поддержки, помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения;

пропаганда правовых знаний и формирование у детей и молодежи навыков действий при совершении против них преступлений, проведение информационной кампании по повышению уровня личной безопасности различных целевых групп;

проведение семинаров с должностными лицами, организующими деятельность по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

5.2. Мероприятия по формированию позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах борьбы с преступностью.

Среди значимых мероприятий второго раздела:

размещение социальной рекламы, тематических радио- и телепередач в средствах массовой информации;

размещение наружной социальной рекламы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»