ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 мая 2014 года N 103-рп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ (2013-2018 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ ОТ 13 МАРТА 2013 Г. N 70-РП
В целях совершенствования государственной социальной политики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р:
1. Внести изменение в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Пермского края (2013-2018 годы)", утвержденный распоряжением Правительства Пермского края от 13 марта 2013 года N 70-рп, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Пермского края
от 13.05.2014 N 103-рп
"УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Правительства
Пермского края
от 13.03.2013 N 70-рп
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ (2013-2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Основной целью реализации "дорожной карты" является повышение качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и обеспечение их доступности.
2. За последние годы система социального обслуживания населения в Пермском крае претерпела существенные изменения и характеризуется:
переходом от монопольного предоставления услуг государственными учреждениями к смешанной системе предоставления социального обслуживания как в сети государственных учреждений, так и в негосударственном секторе;
переходом от системы управления затратами к управлению по результатам деятельности;
реформированием сети государственных учреждений социального обслуживания.
Для формирования новой системы социального обслуживания были выполнены следующие условия:
принят Государственный стандарт социального обслуживания населения;
расширена финансово-хозяйственная самостоятельность и ответственность государственных учреждений путем их перевода в автономные учреждения;
утверждена методика расчета стоимости государственных услуг и расчетных показателей;
бюджет отрасли сформирован с учетом форм размещения государственных услуг: государственное задание, государственный заказ.
В настоящее время социальные услуги предоставляются в организациях всех форм собственности в соответствии с утвержденным перечнем гарантированных государством социальных услуг и государственными стандартами социального обслуживания. В 2013 году социальные услуги населению края оказывали более 50 организаций негосударственного сектора, что составляет 67% от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги. Все нестационарные услуги размещаются в негосударственном секторе. К таким услугам относятся: надомное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, дневное пребывание граждан пожилого возраста, консультативная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. По ряду услуг используется смешанная форма: услуги предоставляются как государственными учреждениями, так и закупаются.
Помимо закупа услуг предусмотрены и другие механизмы, один из которых - предоставление услуг гражданам по адресному принципу.
Услуги по реабилитации инвалидов, детей-инвалидов предоставляются в крае с использованием сертификата.
По результатам квалификационного отбора реабилитационных служб вне зависимости от организационно-правовой формы получатель выбирает организацию, форму оказания услуги (дневное или временное пребывание), период прохождения реабилитации. Выбор человека определяет конкурентоспособность реабилитационной службы. По результатам 2013 года в перечень таких служб вошли 26 организаций.
В 2013 году реализовано более 7,5 тысяч сертификатов, что на 21% выше, чем за аналогичный период 2012 года.
Другой формой социального обслуживания является устройство в приемные семьи пожилых граждан и инвалидов. Нуждающимся в постоянном постороннем уходе и желающим проживать в привычных домашних условиях предлагается устройство в семьи. Условиями приема являются установление патронажа (опеки) над нетрудоспособным гражданином и совместное проживание с помощником (опекуном).
Гражданам, принявшим в семью нетрудоспособного гражданина, назначается ежемесячная денежная выплата. Выплата производится на основании договора, заключенного между органом социальной защиты и помощником (опекуном).
Кроме того, с целью сопровождения семей оказываются социально-психологические и социально-правовые услуги. Сопровождение семей позволяет своевременно защитить указанных граждан от возможных рисков и способствует предотвращению конфликтных ситуаций в семьях.
Соотношение численности граждан, находящихся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и получающих услуги в стационарзамещающей форме, в 2013 году стало равным.
Размещение социальных услуг на рынке привело к оптимизации государственной сети учреждений, которая была проведена в период с 2009-2011 годов. Задачей оптимизации было повышение финансово-хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и ответственности учреждений за результаты своей деятельности по оказанию услуг. Образована новая структура управления сетью учреждений, представляющая кустовые объединения с разветвленной филиальной сетью. Сеть краевых государственных учреждений социального обслуживания населения представлена 9 стационарными учреждениями с 37 филиалами, оказывающими государственную услугу по стационарному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста, 3 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, 1 центром комплексной реабилитации инвалидов с 12 отделениями, оказывающим государственную услугу по реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в условиях дневного и временного пребывания, 2 центрами социальной адаптации с 2 отделениями для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2 детскими домами-интернатами для детей-инвалидов с умственной отсталостью, оказывающими государственную услугу по стационарному обслуживанию детей-инвалидов, 9 социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних с 33 филиалами, оказывающими государственную услугу "Предоставление временного приюта несовершеннолетним в условиях стационара и семейно-воспитательных групп". В результате реорганизации в 3 раза сократились расходы на административно-управленческий персонал, что позволило перераспределить сэкономленные средства, направив их на качественные изменения условий проживания граждан, увеличение фонда оплаты труда работников учреждений.
Новая структура сети государственных учреждений позволила более адресно распределять финансовые средства, направляя их на проблемы, требующие первоочередного решения, в том числе на модернизацию материально-технической базы учреждений.
С учетом реализации программ, направленных на приведение в нормативное состояние учреждений социального обслуживания, выведено из эксплуатации 57 объектов (наполняемостью 639 мест), не соответствующих требованиям законодательства, из них 24 здания V степени огнестойкости.
Принято и приведено в нормативное состояние 26 объектов (общей наполняемостью 885 мест), что способствовало увеличению коечной сети и сокращению очередности в стационарные учреждения (с 400 человек в 2008 году до 20 человек в 2013).
Произошли качественные изменения в деятельности учреждений по предоставлению социальных услуг. Это работа по развитию персонала, функционирование учреждений в формате открытости и прозрачности, регламентация деятельности персонала по предоставлению социальных услуг, развитие инновационной практики, внедрение технологий медиации для урегулирования конфликтов, возникающих в учреждениях, создание механизмов действенного контроля качества.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности персонала созданы 2 центра регламентации и обучения на базе стационарных учреждений социального обслуживания, в результате чего в пилотных учреждениях разработаны и внедрены внутренние регламенты деятельности персонала по предоставлению социальных услуг. Таким образом, создана основа для эффективного взаимодействия персонала при оказании услуг, повышения квалификации сотрудников. Кроме того, регламентация оказания социальных услуг становится механизмом оценки качества их предоставления.
Еще одним приоритетным направлением является создание механизмов, обеспечивающих открытость социальных служб. В крае разработана Концепция открытости и прозрачности деятельности социальных служб, в каждом учреждении утверждены программы открытости и прозрачности.
Ежегодно проводится более 100 мероприятий на территориях расположения краевых учреждений социального обслуживания с участием представителей местного сообщества, СМИ, общественных организаций. Это совместные спортивные и туристические мероприятия, творческие конкурсы, дни открытых дверей и др. Большое внимание уделяется привлечению волонтеров для сотрудничества с учреждениями социального обслуживания. Сейчас все стационарные учреждения имеют своих партнеров среди волонтерских организаций края. Более 400 волонтеров осуществляют добровольческую деятельность в учреждениях социального обслуживания.
Снижение конфликтности среди проживающих в стационарных учреждениях является одной из актуальных задач. В системе государственных стационарных учреждений внедряются технологии медиации - восстановительные процедуры по урегулированию конфликтов. В настоящее время во всех учреждениях созданы внутренние службы по урегулированию конфликтов, в состав которых вошли специалисты, обученные медиативным технологиям. Уменьшение количества жалоб и обращений клиентов учреждений на 42% за последние 2 года свидетельствует об эффективности работы данных служб.
Вместе с тем имеется ряд актуальных проблем, решение которых в перспективе позволит организовать социальное обслуживание граждан более эффективно:
дефицит квалифицированных кадров, в том числе связанный с недостаточным уровнем оплаты труда социальных работников;
отсутствие системы аттестации и переаттестации работников социальных учреждений;
наличие очередности на предоставление стационарного социального обслуживания в психоневрологических интернатах; превышение нормативной наполняемости стационарных учреждений социального обслуживания населения;
материально-техническая база учреждений не в полной мере соответствует требованиям законодательства;
недостаточный темп положительной динамики по социализации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
отсутствие эффективной системы оценки качества предоставления социальных услуг, в том числе непрофильных услуг, переданных на аутсорсинг.
3. Цели "дорожной карты":
проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в труде и поднятие престижа профессии социального работника, в том числе через создание системы аттестации и переаттестации социальных работников;
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Пермском крае;
ликвидация очередности на помещение нуждающихся граждан в психоневрологические интернаты; устранение переуплотненности стационарных учреждений социального обслуживания;
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания, приведение нормативных правовых актов Пермского края в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
достижение положительной динамики по социализации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
создание системы контроля качества предоставления социальных услуг, в том числе в негосударственном секторе.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Пермском крае;
ликвидация очередности на помещение нуждающихся граждан в психоневрологические интернаты; приведение наполняемости учреждений в нормативное состояние;
приведение нормативно-правовой базы Пермского края в сфере социального обслуживания населения в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
повышение качества предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Пермского края;
укрепление материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов за счет средств Пермского края и привлеченных источников;
создание эффективной системы контроля качества предоставления социальных услуг;
внедрение системы аттестации и переаттестации специалистов в сфере социального обслуживания;
внедрение технологий медиации в деятельность учреждений социального обслуживания;
функционирование учреждений социального обслуживания в формате открытости и прозрачности;
внедрение и развитие инновационных практик в деятельность стационарных учреждений социального обслуживания;
привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания;
реализация программ социального сопровождения граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Контрольные показатели "дорожной карты":
Наименование контрольного показателя | Ед. изм. | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, | % | 98,0 | 99,0 | 99,4 | 99,5 | 99,5 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля | % | 97,0 | 99,5 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в учреждениях (организациях) социального обслуживания, оказывающих услуги на дому <*> | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в полустационарных учреждениях социального обслуживания | % | 97,0 | 97,0 | 97,5 | 98,0 | 98,0 | 100 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности | % | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности | % | 67,0 | 67,0 | 67,0 | 67,0 | 67,0 | 67,0 |
Доля сотрудников государственных учреждений социального обслуживания, повысивших свой профессиональный уровень, в общем числе сотрудников указанных учреждений | % | 16,8 | 16,9 | 17,0 | 17,2 | 17,4 | 17,6 |