ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 марта 2013 года N 70-рп


Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Пермского края (2013-2018 годы)"

(с изменениями на 22 февраля 2018 года)

(в ред. распоряжений Правительства Пермского края от 13.05.2014 N 103-рп, от 29.12.2016 N 421-рп, от 22.02.2018 N 30-рп)




В целях совершенствования государственной социальной политики, в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы", Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 января 2013 г. N 21 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" Правительство Пермского края постановляет:


(в ред. распоряжения Правительства Пермского края от 29.12.2016 N 421-рп)


1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Пермского края (2013-2018 годы)" (далее - План).


2. Министерству социального развития Пермского края осуществлять мониторинг и контроль реализации Плана.


3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Абдуллину Т.Ю.


(в ред. распоряжений Правительства Пермского края от 29.12.2016 N 421-рп, от 22.02.2018 N 30-рп)



Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ



УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Правительства
Пермского края
от 13.03.2013 N 70-рп



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ (2013-2018 ГОДЫ)"

(в ред. распоряжения Правительства Пермского края от 29.12.2016 N 421-рп)




I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Пермского края (2013-2018 годы)" (далее - дорожная карта) направлена на развитие системы социального обслуживания, повышение ее уровня, качества и эффективности.


Для решения указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.


2. За последние годы система социального обслуживания населения в Пермском крае претерпела существенные изменения и характеризуется:


переходом от монопольного предоставления услуг государственными учреждениями к смешанной системе предоставления социального обслуживания как в сети государственных учреждений, так и в негосударственном секторе;


переходом от системы управления затратами к управлению по результатам деятельности;


реформированием сети государственных учреждений социального обслуживания.


Для формирования новой системы социального обслуживания были выполнены следующие условия:


принят Государственный стандарт социального обслуживания населения;


утверждена методика расчета стоимости государственных услуг и расчетных показателей;


произведен расчет стоимости государственных услуг (стоимость услуги одинакова как для государственных учреждений, так и для негосударственных организаций);


бюджет отрасли сформирован с учетом форм размещения государственных услуг: государственное задание, государственный заказ;


расширена финансово-хозяйственная самостоятельность и ответственность государственных учреждений путем их перевода в автономные учреждения;


разработана и внедрена информационная система, обеспечивающая ведение персонифицированного учета, в рамках которой поставщик социальных услуг отчитывается об объеме оказанных услуг, а также вносит данные о фактах их оказания в единую информационную аналитическую систему в разрезе получателей.


Ежемесячно каждая социальная служба в соответствии с условиями государственного контракта отчитывается в территориальное управление Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) об объеме оказанных услуг, а также вносит данные в единую информационную аналитическую систему в разрезе получателей услуг с указанием даты получения каждой услуги. Внедрение персонифицированного учета услуг позволило осуществить оплату поставщику за каждого конкретного клиента по факту оказания услуг, а также определить реальную потребность и нуждаемость граждан в услуге и эффективно расходовать бюджетные средства.


Конкурентная среда, сформированная в последние годы в сфере социальных услуг путем привлечения негосударственных поставщиков к оказанию социальных услуг, обеспечила доступность социального обслуживания, что позволило увеличить охват граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, обеспечить выбор поставщика социальных услуг.


В Пермском крае по состоянию на 1 декабря 2016 года оказывают социальные услуги 83 организации, из них 32 государственные и 51 негосударственная организация, в том числе 26 - общества с ограниченной ответственностью, 8 - некоммерческие организации и 17 - индивидуальные предприниматели, что составляет 62% от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги. Из них в реестр поставщиков социальных услуг включено 70 организаций.


Все услуги, предоставляемые в полустационарной форме и на дому, размещаются в негосударственном секторе. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому инвалидов и граждан пожилого возраста осуществляют общества с ограниченной ответственностью. Услуги получают более 8500 человек ежегодно, сумма контрактов составляет 350 млн. руб. в год. Услуги дневного пребывания граждан пожилого возраста оказываются организациями различных форм собственности. Как правило, это частные санатории-профилактории, которые имеют квалифицированный персонал, их имущественные комплексы соответствуют всем необходимым требованиям. Услугами дневного пребывания ежегодно охвачено более 2000 человек, а расходы на их предоставление составляют 15 млн. руб. Каждый второй житель края получает социальные услуги в негосударственном секторе.


Размещение социальных услуг на рынке привело к оптимизации государственной сети учреждений, которая была проведена в период с 2009 по 2011 год. Задачей оптимизации было повышение финансово-хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и ответственности учреждений за результаты своей деятельности по оказанию услуг. Образована новая структура управления сетью учреждений, представляющая кустовые объединения с разветвленной филиальной сетью.


Сеть краевых государственных учреждений социального обслуживания населения по состоянию на 1 декабря 2016 года представлена 32 государственными учреждениями, в том числе 9 стационарных учреждений, оказывающих государственную услугу по стационарному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста, из них 5 психоневрологических интернатов с 25 филиалами, 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов с 13 филиалами (всего 47 объектов); 3 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями; 1 центром комплексной реабилитации инвалидов с 9 отделениями, оказывающим государственную услугу по реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в условиях дневного и временного пребывания; 2 центрами социальной адаптации с 2 отделениями для женщин и женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; 12 центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с 11 отделениями, оказывающими услуги по предоставлению временного приюта несовершеннолетним в условиях стационара, в условиях семейных воспитательных групп, предоставлению временного приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2 детскими домами-интернатами для умственно отсталых детей, оказывающими услуги по стационарному обслуживанию детей-инвалидов; 1 социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних с 3 филиалами, оказывающим услуги по предоставлению временного приюта несовершеннолетним в условиях стационара, в условиях семейных воспитательных групп, предоставлению временного приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; 2 центрами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.


В результате реорганизации, проведенной в период 2009-2011 годов, в 3 раза сократились расходы на административно-управленческий персонал, что позволило перераспределить сэкономленные средства, направив их на качественные изменения условий проживания граждан, увеличение фонда оплаты труда работников учреждений.


Новая структура сети государственных учреждений позволила более адресно распределять финансовые средства, направляя их на решение первоочередных проблем, в том числе на модернизацию материально-технической базы учреждений, указанных в приложении 2 к настоящему Плану.


В сети учреждений социального обслуживания граждан Пермского края находится 86 объектов с постоянным пребыванием людей (из них 20 объектов для проживания престарелых граждан, 28 зданий психоневрологических интернатов, 29 объектов для детей, 5 объектов для проживания инвалидов, 4 объекта для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации).


В течение 2010-2015 годов с учетом реализации программ, направленных на приведение в нормативное состояние учреждений социального обслуживания, выведено из эксплуатации 57 объектов, не соответствующих требованиям законодательства, из них 24 здания 5-й степени огнестойкости.


На сегодняшний день аварийных, ветхих зданий и зданий 5-й и 4-й степени огнестойкости в сети учреждений Пермского края нет. Информация по пожарной безопасности объектов социального обслуживания населения, подведомственных Министерству, приведена в приложении 3 к настоящему Плану.


Принято и приведено в нормативное состояние 27 объектов общей наполняемостью 885 мест, что способствовало увеличению коечной сети и сокращению очередности в стационарные учреждения. На эти цели было направлено более 330 млн. руб. в рамках дополнительно принятых государственных программ.


В период с 2014 по 2016 год с целью увеличения коечной мощности сети введен в эксплуатацию после капитального ремонта психоневрологический интернат в селе Богородское Октябрьского района на 110 койко-мест. Открыт новый филиал геронтопсихиатрического центра в городе Перми, улица Косякова, 10, на 110 мест.


Несмотря на достигнутые результаты, все объекты являются приспособленными и адаптированными для проживания клиентов. Существует острая необходимость в современных объектах, отвечающих всем требованиям, в том числе с учетом логистики предоставления услуг. Необходимо изменить отношение к учреждениям социального обслуживания, они должны стать площадкой для продления активного долголетия.


В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию пансионат для пожилых граждан и инвалидов на 150 мест, который сможет стать стандартом для учреждений социального обслуживания. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на строительство пансионата. Кроме того, необходимо продолжить работу по модернизации существующих объектов. В 2017 году планируется дополнительно развернуть 60 койко-мест в ГКАУСОН "Чайковский ПНИ".


По состоянию на 1 декабря 2016 года коечная мощность сети учреждений, предназначенных для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, составляет 6470 койко-мест. Объем средств, предусмотренных на цели стационарного обслуживания населения, составлял в 2013 году 823 млн. руб., в 2014 году - 853 млн. руб., в 2015 году - 840 млн. руб., с 2016 года по 2018 год - по 840 млн. руб. ежегодно. Снижение объема расходов с 2015 года связано с сокращением расходов на программы по приведению в нормативное состояние объектов социальной сферы. Очередность на стационарное социальное обслуживание отсутствует.


В целях развития стационарзамещающих технологий без помещения граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные организации на территории Пермского края с 2007 года реализуется технология "Семья для пожилого". Пожилым гражданам и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе и желающим проживать в привычных домашних условиях, предлагается устройство в семьи.


Условиями приема в семьи являются установление патронажа (опеки) над нетрудоспособным гражданином и совместное проживание гражданина с помощником. Лицам, принявшим в семью нетрудоспособного человека, назначается ежемесячная денежная выплата в размере 3300 рублей на дееспособного и 5000 рублей на недееспособного гражданина.


Кроме того, с целью своевременной защиты указанных граждан от возможных рисков и предотвращения конфликтных ситуаций организуется сопровождение семей с оказанием им социально-психологических и социально-правовых услуг.


Количество участников технологии в 2016 году составило около 1500 человек. Соотношение численности граждан, находящихся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и получающих услуги в стационарзамещающей форме, на сегодняшний день стало практически равным (количество граждан, проживающих в приемных семьях, приравнивается к количеству граждан, проживающих в 10 домах-интернатах).


Кроме того, развитие данной формы работы позволяет обеспечивать пожилых граждан необходимым уходом в привычных домашних условиях, а также компенсировать отсутствие родственного ухода.


Вместе с тем развитие системы предоставления выплат приемным семьям в 4 раза дешевле, чем содержание граждан в учреждении, это позволяет экономить средства бюджета и более эффективно направлять их на первоочередные проблемы отрасли.


На эти цели ежегодно с 2013 года направляется порядка 60 млн. руб. Если сравнить со стоимостью обслуживания койки в стационарном учреждении, то экономия составляет 75%, или более 200 млн. руб. в год.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»