РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2013 года N 164-ра
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 22 мая 2012 года N 461-па "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области (далее - методические рекомендации).
2. Исполнительным органам государственной власти Курской области при подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности руководствоваться настоящими методическими рекомендациями.
3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 22.05.2012 N 461-па (далее - Положение), в целях методического обеспечения подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области власти (далее - Доклад) на региональном уровне.
Подготовка Докладов осуществляется в целях:
оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области (далее - орган исполнительной власти), результативности бюджетных расходов;
реализации методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Объем основного текста Доклада, а также дополнительных материалов, расчетов, обоснований и таблиц не ограничивается. Основной текст и приложения к Докладу представляются в печатном и электронном видах в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel.
В Докладе должны быть представлены разделы и приложения.
Разделы:
1. Цели и задачи деятельности органа исполнительной власти с указанием основных результатов достижения целей и решения задач за отчетный год.
2. Краткие характеристики действующих и (или) планируемых к реализации областных и ведомственных целевых программ, краткие итоги реализации программ за отчетный год.
3. Перечень мероприятий, выполненных и невыполненных (из запланированных на отчетный год) с указанием причин невыполнения.
4. Основные направления деятельности органа исполнительной власти на среднесрочную перспективу с указанием планируемых к проведению мероприятий и конкретных (измеримых) результатов.
5. Конкретные сроки достижения установленных целей, решения задач, запланированных мероприятий и соответствующих результатов деятельности органа исполнительной власти.
6. Сопоставление показателей затрат и результатов деятельности органа исполнительной власти в отчетном и плановом периодах, а также анализ эффективности и результативности бюджетных расходов и обоснование мер по их повышению.
Приложения:
приложение N 1 "Показатели достижения целей и решения задач деятельности органов исполнительной власти" по форме согласно Положению;
приложение N 2 "Распределение ассигнований органа исполнительной власти по целевым программам и непрограммной части расходов" по форме согласно Положению.
Доклады представляются в сроки, указанные в Положении, в комитет по экономике и развитию Курской области и комитет финансов Курской области.
По результатам рассмотрения Доклада комитетом по экономике и развитию Курской области готовится сводное заключение, которое вместе с Докладом вносится заместителем Губернатора Курской области, курирующим соответствующий исполнительный орган государственной власти Курской области, на заседание Администрации Курской области для принятия решения:
об одобрении в целом результатов деятельности органа исполнительной власти за отчетный период и основных направлений деятельности органа исполнительной власти области на среднесрочную перспективу;
об одобрении в целом результатов деятельности органа исполнительной власти за отчетный период и основных направлений деятельности органа исполнительной власти области на среднесрочную перспективу с вынесением рекомендаций по совершенствованию деятельности;
о признании деятельности органа исполнительной власти за отчетный период неудовлетворительной.
В первом разделе Доклада формулируются стратегические цели деятельности органа исполнительной власти; подведомственных ему учреждений, а также тактические задачи, обеспечивающие достижение соответствующих целей, с указанием основных результатов достижения целей и решения задач за отчетный год.
Цели и задачи органа исполнительной власти должны соответствовать утвержденному в установленном порядке положению об органе исполнительной власти, Стратегии социально-экономического развития Курской области, Программе социально-экономического развития Курской области, Основным направлениям деятельности Администрации Курской области, иным документам, определяющим цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Курской области.
Формулировка целей должна быть краткой и ясной.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции органа исполнительной власти);
- измеримость (достижение цели можно проверить и, прежде всего, с помощью количественных индикаторов);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе).
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели. Достижение цели может быть обеспечено решением различных тактических задач.
Тактические задачи органа исполнительной власти представляют собой конкретизацию выбираемых направлений и способов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей в среднесрочном периоде. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных тактических задач и требовать различных по объему затрат. Каждая тактическая задача должна соответствовать лишь одной из целей органа исполнительной власти.
Сроки решения каждой из тактических задач не должны превышать срок достижения цели.
Совокупность тактических задач должна охватывать все направления деятельности органа исполнительной власти по достижению соответствующей стратегической цели.
Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной стратегической цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти, подведомственных ему учреждений.
Степень достижения целей и решения задач оценивается с помощью целевых показателей.
Для каждой стратегической цели и тактической задачи приводятся количественно измеримые значения целевых показателей деятельности органа исполнительной власти, характеризующих достижение стратегической цели и решение тактической задачи в отчетном и плановом периодах, по форме согласно приложению N 1 к Положению.
При этом номера целей и задач, присвоенные в приложении N 1 к Положению, должны сохраняться при заполнении всех последующих приложений и таблиц Доклада.
По каждому показателю приводятся:
- плановые и фактические значения за отчетный год;
- ожидаемые значения за текущий год;
- целевые (планируемые) значения на 1-й и 2-й год планового периода.
В разделе при отклонении фактических значений целевых показателей деятельности органа исполнительной власти от запланированных указываются причины отклонений, приводятся обоснования необходимости корректировки установленных показателей деятельности.
К тексту Доклада должны быть приложены обоснования расчетов показателей в случаях, когда значение показателя определяется расчетным путем.
Если плановые и фактические показатели за отчетный период не совпадают, то в Докладе приводится и фактическое, и плановое значение показателя (из Доклада предыдущего года), а также описание причин недостижения или существенного превышения плановых показателей.
Если плановые значения показателей в представляемом Докладе отличаются от плановых значений показателей тех же целей, задач, программ, зафиксированных в Докладе прошлого года, то данные показатели приводятся в Докладе, а также дается обоснование изменения плановых значений.
Во втором разделе Доклада приводится краткое описание действующих и планируемых к реализации областных и ведомственных целевых программ, государственных программ Курской области (с выделением подпрограмм при их наличии), направленных на решение задач органа исполнительной власти. Для каждой областной и ведомственной целевой программы, государственной программы Курской области (далее - программы) необходимо указать:
- статус программы;
- срок действия программы;
- краткое описание полученных в отчетном периоде результатов, включая целевые индикаторы (плановые согласно утвержденному паспорту программы и фактические). В случае существенного отклонения - обоснование причин, его вызвавших (внешние факторы, недостаточное финансирование и др.);
- краткое описание целей программы в плановом периоде, включая целевые индикаторы для каждого года планового периода и на весь период реализации программы;
- характеристику влияния программы на уровень решения тактических задач и достижения стратегических целей органа исполнительной власти, включая количественные оценки такого влияния, оценку результатов такого влияния в отчетном периоде;
- краткую характеристику основных мероприятий программы и сроки их реализации;
- объем средств на реализацию программы (за счет бюджетных и внебюджетных источников) за отчетный и плановый период (с разбивкой по годам).
В случае пересмотра объема финансирования на реализацию действующих программ значения показателей достижения целей программ должны быть скорректированы.
Отдельно по каждой действующей или планируемой к реализации программе указываются данные по форме согласно приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
В третьем разделе Доклада кратко описывается непрограммная деятельность органа исполнительной власти, направленная на обеспечение достижения целей и решение задач органа исполнительной власти (приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям).
По непрограммной деятельности, направленной на обеспечение достижения целей и решение задач органа исполнительной власти, указывается, на решение каких целей и задач органа исполнительной власти направлена деятельность. Дается краткая информация по основным мероприятиям непрограммной деятельности (выполненным и невыполненным из запланированных мероприятий на отчетный год с указанием причин невыполнения) с приведением основных показателей, характеризующих ее выполнение, и указанием объема расходов на реализацию непрограммной деятельности.
В четвертом разделе Доклада указываются основные направления деятельности органа исполнительной власти на среднесрочную перспективу по форме согласно приложению N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
Основные направления деятельности исполнительного органа власти определяются на среднесрочный период (3 года) и характеризуются планируемыми к проведению мероприятиями и конкретными (измеримыми) результатами.
Основные направления деятельности органа исполнительной власти должны соответствовать Стратегии социально-экономического развития Курской области, Программе социально-экономического развития Курской области, Основным направлениям деятельности Администрации Курской области, иным документам, определяющим основные направления социально-экономического развития Курской области.
В пятом разделе Доклада органом исполнительной власти области указываются сроки достижения установленных целей, решения задач, запланированных мероприятий и результатов деятельности органа исполнительной власти области согласно приложению N 4 к настоящим методическим рекомендациям.
В шестом разделе Доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности органа исполнительной власти в отчетном и плановом периодах, а также представляется анализ эффективности и результативности бюджетных расходов и обоснование мер по их повышению (оптимизация бюджетного сектора, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, распределение ассигнований между получателями средств с учетом результатов их деятельности и т.д.).
На основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых значений показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также расходов по областным и ведомственным целевым программам, государственным программам, тактическим задачам (возможным мероприятиям) производится оценка эффективности и результативности деятельности органа исполнительной власти.
Оценка производится по следующим направлениям:
1) степень достижения целей, решения тактических задач органом исполнительной власти;
2) степень соответствия запланированному уровню расходов;
3) отклонения показателей результатов деятельности и расходов на отчетный год от плановых показателей на этот год и аргументированное обоснование причин такого отклонения;
4) отклонения плановых показателей результатов и расходов на очередной плановый год от плановых показателей на указанный год, определенных в предшествующем году, и аргументированное обоснование причин такого отклонения.
В данном разделе Доклада также дается оценка экономической эффективности деятельности органа исполнительной власти. Под экономической эффективностью понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, непрограммной деятельности, с затратами на их достижение.