Источниками информации для анализа показателей, характеризующих ситуацию в сфере потребительского рынка товаров и услуг Курской области, являются: данные статистической отчетности (по крупным и средним организациям); расчетные показатели по полному кругу хозяйствующих субъектов (во всех каналах реализации, с досчетом на сокрытие объемов, с учетом субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей); показатели объемов на душу населения; данные опросов; открытие и реконструкция новых объектов потребительского рынка товаров и услуг; организация и проведение оптовых, областных и районных ярмарок и выставок; развитие новых видов торговых и платных услуг и форм обслуживания; заключаемые соглашения, договоры (контракты) на поставку потребительских товаров и услуг; нормативные документы и федеральные законы, регламентирующие налоговую систему, финансово-кредитную и банковскую деятельность, государственное регулирование торговой деятельности и оказания услуг населению в регионах Российской Федерации.
При анализе и прогнозировании потребительского рынка товаров и услуг наиболее оправдавшими себя методическими приемами выступают: построение динамических рядов основных показателей развития потребительского рынка товаров и услуг во взаимосвязи с изменениями взаимосвязанных общеэкономических показателей (реальных располагаемых доходов населения, уровня потребления важнейших товаров и услуг населением, бюджетных платежей, индексов цен, поступления товарных ресурсов по различным источникам, денежных доходов и расходов по социальным группам населения и другие); экспертная оценка и качественная характеристика устойчивости связей (взаимозависимости) различных факторов.
Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет). В оборот розничной торговли включается стоимость проданных населению потребительских товаров, включая товары, частично или полностью оплаченные органами социальной защиты.
В состав оборота розничной торговли включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (организациям социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.
В оборот розничной торговли не включается стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы, и стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Данные об обороте розничной торговли представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности экономики, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу.
Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, налог с продаж.
Исходная информация формируется на основе данных унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий период: Ф. N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (крупные и средние предприятия); Ф. N П-5 (М) крупные предприятия с численностью до 15 человек; Ф. N ПМ (торг месячная) (малые предприятия); Ф. N ПМ (квартальная) "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; Ф. N МП (микро); Ф. N 1-ИП (торговля); Ф. N Б-1 (рынки) и других.
Прогноз оборота розничной торговли по городу, району в разрезе муниципальных образований поселений представляется в соответствии с таблицей 7 приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Оборот общественного питания учитывается отдельно.
В оборот общественного питания включается стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.
В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.
Оборот общественного питания приводится в розничных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.
Исходная информация формируется на основе данных унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий период: Ф. N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (крупные и средние предприятия); Ф. N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". В качестве методических указаний можно использовать постановления Росстата от 03.11.2004 N 50, от 30.11.2005 N 94 и Указания о порядке разработки форм государственного статистического наблюдения от 10.01.2006 NN П-1 - П-4, П5(м), N 03-02-15/3а.
Прогноз оборота общественного питания по городу, району в разрезе муниципальных образований поселений представляется в соответствии с таблицей 8 приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
При прогнозировании оборота розничной торговли и оборота общественного питания учитываются: объем денежных доходов населения; уровень дифференциации денежных доходов населения; уровень инфляции; динамика и соотношение цен на разные группы товаров; целевые нормативы потребления важнейших видов продуктов питания и непродовольственных товаров; социальные нормативы, гарантированные государством, особенно для слабо защищенных слоев населения.
Прогноз оборота розничной торговли и оборота общественного питания строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды, и включает: динамику объемов оборота розничной торговли и оборота общественного питания; динамику оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами; динамику реальных располагаемых денежных доходов населения; индекс потребительских цен; изменение удельного веса расходов на приобретение товаров в общих потребительских расходах.
Разработке прогноза оборота розничной торговли и оборота общественного питания предшествует комплексный анализ состояния потребительского рынка товаров во взаимосвязи с общими региональными социально-экономическими показателями (изменения в социальной сфере, темпы экономического роста, динамика основных макропоказателей).
Целью анализа является выявление устойчивых тенденций в динамике оборота розничной торговли и оборота общественного питания и факторов, определяющих эти тенденции на перспективу.
Алгоритм расчета прогноза объемов оборота розничной торговли и оборота общественного питания в целом по области, в том числе по муниципальным образованиям, определяется как произведение оценки ожидаемого объема (по полному кругу) в текущем году, индекса физического объема следующего прогнозируемого года и индекса-дефлятора цен прогнозируемого года (с учетом рекомендуемого Минэкономразвития России):
V = V x I x I / 10000, где:
прогноз ожид. роста дефл.
V - прогноз оборота розничной торговли и оборота общественного
прогноз
питания, тыс. руб.;
V - оценка ожидаемого оборота розничной торговли и оборота
ожид.