(с изменениями на 7 февраля 2024 года)
(в ред. постановлений Губернатора Курской области от 31.12.2015 N 625-пг, от 02.12.2016 N 342-пг, от 04.12.2017 N 355-пг, от 30.11.2018 N 488-пг, от 12.12.2019 N 503-пг, от 13.01.2021 N 6-пг, от 23.06.2021 N 278-пг, от 29.12.2021 N 583-пг, от 17.01.2023 N 22-пг, от 07.02.2024 N 23-пг)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" постановляю:
(в ред. постановлений Губернатора Курской области от 04.12.2017 N 355-пг, от 12.12.2019 N 503-пг, от 23.06.2021 N 278-пг, от 07.02.2024 N 23-пг)
Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Курской области до 2025 года.
И.о. Губернатора
Курской области
А.П.ДЕМИН
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
(в ред. постановлений Губернатора Курской области от 13.01.2021 N 6-пг, от 23.06.2021 N 278-пг, от 29.12.2021 N 583-пг, от 17.01.2023 N 22-пг, от 07.02.2024 N 23-пг)
Инвестиционная Стратегия Курской области до 2025 года (далее - Стратегия) была разработана в 2014 году в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 года и учитывала требования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.
Стратегия была утверждена 2 декабря 2014 года. Ежегодно осуществляется ее актуализация, формируется план мероприятий по реализации положений Стратегии, который утверждается постановлением Правительства Курской области, обновляется перечень инвестиционных проектов.
(в ред. постановления Губернатора Курской области от 17.01.2023 N 22-пг)
В соответствии с положениями, заложенными в Стратегии, она подлежит обязательному пересмотру в 2020 году. Основанием для пересмотра Стратегии также является разработка стратегического документа, имеющего приоритетное значение перед Стратегией, или резкое изменение макроэкономических внешних и внутренних факторов.
В 2020 году в Курской области была принята Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2030 года, положения которой учитывались при корректировке Стратегии.
(в ред. постановления Губернатора Курской области от 29.12.2021 N 583-пг)
Пересмотру Стратегии предшествовали работы по исследованию и оценке текущих стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики Курской области, их динамики и определению базовых тенденций развития. В том числе были проведены: анализ базовых макроэкономических тенденций, анализ социально-экономического положения, факторный анализ инвестиционного климата, анализ действующего законодательства, SWOT-анализ. На основе выполненных работ была разработана система целей и задач настоящей Стратегии, определены инвестиционные приоритеты, разработан перечень необходимых к реализации мероприятий. При выполнении данных работ применялась методология в соответствии с приложением N 1.
В качестве показателей эффективности реализации Стратегии и степени достижения главной стратегической цели в рамках настоящей Стратегии приводится видение будущих результатов ее реализации в структуре качественных и количественных показателей развития инвестиционной деятельности и экономики области в целом.
Материалы, обосновывающие основные положения настоящей Стратегии, содержатся в приложениях к Стратегии.
Курская область расположена в центре Европейской части России, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, входит в состав Центрального федерального округа. Площадь территории - 30,0 тыс. км2.
На севере регион граничит с Орловской областью, на северо-западе - с Брянской областью, на северо-востоке - с Липецкой областью, на востоке - с Воронежской областью, на юге - с Белгородской областью, на юго-западе и западе - с Сумской областью Украины.
Численность постоянного населения региона на 1 января 2023 года составляла 1067,034 тыс. человек. Плотность населения - 35,6 человека на км2.
(в ред. постановления Губернатора Курской области от 07.02.2024 N 23-пг)
Административно-территориальная структура области включает 28 муниципальных районов, 287 сельских поселений, 5 городских округов, 27 городских поселений. Доля городского населения составляет 68,5%, сельского - 31,5%. Административным центром области является город Курск с численностью населения 434,7 тыс. человек. К наиболее крупным городам относятся Железногорск (96,2 тыс. человек), Курчатов (39,5 тыс. человек), Льгов (17,0 тыс. человек), Щигры (14,6 тыс. человек).
(в ред. постановления Губернатора Курской области от 07.02.2024 N 23-пг)
Валовой региональный продукт на душу населения в 2021 году составил 627,32 тыс. рублей, в 2020 году - 475,35 тыс. рублей, в 2019 году - 448,53 тыс. рублей, в 2018 году - 405,89 тыс. рублей, в 2017 году - 346,34 тыс. рублей, в 2016 году - 323,1 тыс. рублей, в 2015 году - 301,2 тыс. рублей, в 2014 году - 266,8 тыс. рублей.
(в ред. постановления Губернатора Курской области от 07.02.2024 N 23-пг)
(в ред. постановления Губернатора Курской области от 07.02.2024 N 23-пг)
Разведанных и учтенных балансом месторождений полезных ископаемых на территории области - 231. Уникальные месторождения железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и рудопроявления благородных, редких и цветных металлов, проявления и месторождения минеральных вод приурочены к докембрийскому кристаллическому фундаменту.
К осадочному чехлу фанерозоя приурочены месторождения и проявления неметаллических полезных ископаемых, фосфоритов, торфа, сапропеля (в том числе лечебных грязей), пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и разнообразного минерального строительного и агрохимического сырья.
Полезные ископаемые Курской области и уровень добычи
N п/п | Полезные ископаемые | Количество месторождений, числящихся на государственном балансе, и их запасы | Количество месторождений, числящихся на государственном балансе, и их запасы | ||||
всего | в том числе распределенный фонд | остаток балансовых запасов на 01.01.2014 | всего | в том числе распределенный фонд | остаток балансовых запасов на 01.01.2022 (кат. A + B + C1) | ||
Минеральное сырье федерального значения | |||||||
1. | Железные руды, млн. т | 3 | 1 | 8114,2 | 3 | 1 | 6204,6 |
2. | Фосфориты, млн. т | 11 | 1 | 129,9 | 11 | 0 | 99,12 |
3. | Цементное сырье, млн. т | 4 | 0 | 171,99 | 4 | 0 | 148,12 |
4. | Тугоплавкие глины, млн. т | 1 | 1 | 36,4 | 1 | 1 | 17,561 |
5. | Пески стекольные, млн. т | 1 | 1 | 11,46 | 1 | 1 | 11,05 |
6. | Камни строительные, млн. м3 | 1 | 1 | 155,0 | 3 | 3 | 22,527 |
7. | Лечебные грязи, тыс. м3 | 1 | 0 | 873,0 | |||
Общераспространенные полезные ископаемые | |||||||
8. | Суглинки и глины легкоплавкие, мергель, трепел для производства кирпича, млн. м3 | 63 | 19 | 69,3 | 65 | 14 | 61,62 |
9. | Суглинки и глины легкоплавкие для керамзита, млн. м3 | 1 | 1 | 0,4 | 1 | 1 | 0,807 |
10. | Мел, млн. т | 10 | 3 | 60,3 | 16 | 5 | 92,11 |
11. | Пески строительные, млн. м3 | 41 | 32 | 132,9 | 83 | 68 | 152,791 |
13. | Камни строительные, млн. м3 | 2 | 2 | 0,0182 | 3 | 3 | 16,51 |
14. | Торф, млн. т | 62 | 0 | 29,6 | 62 | 0 | 23,146 |
15. | Сапропель, тыс. т | 1 | 0 | 0,0195 | 1 | 0 | 19,5 |
Подземные воды | |||||||
16. | Пресные, тыс. м3/сут. | 121 | 63 | 1221,31 | 204 | 156 | 987,338 |
17. | Минеральные, м3/сут. | 1 | 1 | 48 | 1 | 1 | 48,0 |
На сегодняшний день в области разведано и стоит на учете 11 месторождений фосфоритов с суммарным государственным балансом по категории A + B + C1 порядка 99,1 млн. тонн. Забалансовые запасы по этим месторождениям и еще по двум десяткам выявленных проявлений фосфоритовых руд оценены в 156,2 млн. т. Разведанные месторождения в полной мере могут обеспечить сырьем долгосрочную работу производственных мощностей нескольких средних по производительности обогатительных фабрик, однако добыча фосфоритовых руд и последующее обогащение не производятся.
В процессе оценочных работ на восточной площади распространения сантонских пород верхнего мела (Курский, Золотухинский, Щигровский районы) получены положительные данные по перспективным участкам цеолитов. Запасы и прогнозные ресурсы цеолитсодержащего сырья на 6 поисковых участках и во вскрышных породах Уколовского месторождения фосфоритов оцениваются в объемах порядка 407 млн. тонн.
Цеолитсодержащие мергели удовлетворяют требованиям использования их в качестве кормодобавок в животноводстве и птицеводстве, мелиоранты и пролонгаторы органических удобрений в сельском хозяйстве, а также в некоторых направлениях стройиндустрии (приготовление цемента, керамики). Трепеловидные глины могут применяться в качестве крупнопористого порошкового адсорбционного сырья для водоочистки, экологии и некоторых направлений стройиндустрии (керамика).
На 01.01.2022 на государственном балансе числятся 4 месторождения цементного сырья с общими запасами 148,12 млн. т. Месторождения расположены в Суджанском и Солнцевском районах с благоприятными горнотехническими и гидрогеологическими условиями. В настоящее время не используются и имеют перспективы для организации добычи и производства.
Перспективой освоения обладают месторождения мела для строительной извести и известкования земель (химической мелиорации кислых и засоленных почв). В настоящее время добыча мела для целей химической мелиорации кислых почв на территории Курской области не осуществляется.
Разведанные месторождения кирпичного сырья имеются во всех районах области, ведется его добыча и последующее производство строительных материалов.