В Республике Башкортостан за последние десять лет произошел рост реальных денежных доходов населения более чем в два раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения сократилась с 20,3% в 2003 году до 10,4% в 2013 году.
Доля семей с детьми в возрасте до 16 лет в общей численности семей с доходами ниже величины прожиточного минимума все еще остается достаточно высокой (62,1% в 2013 году).
Опросы населения в Республике Башкортостан показывают, что главными причинами отказа от рождения планировавшихся детей являются материальные и финансовые трудности, жилищные проблемы, плохое состояние здоровья одного из супругов. Корректируют репродуктивные планы и другие причины: неуверенность в завтрашнем дне, стремление достичь успехов в работе, боязнь потери работы. Страх потерять работу особенно характерен для женщин, главным образом проживающих в столице республики.
Как показывают исследования, в регионе именно рождение вторых детей имеет наибольшую корреляцию с уровнем денежных доходов. Поэтому социально-экономическая стабильность, рост реальных денежных доходов населения и государственная материальная поддержка семей при рождении детей второй и более высокой очередности можно отнести к факторам, которые могут позитивно повлиять на реализацию населением установок на увеличение количества детей в семье.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в республике установлена ежемесячная денежная выплата для многодетных малоимущих семей в размере 3000 рублей на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно. В 2014 году указанную выплату получили более 12 тыс. многодетных малоимущих семей на сумму 328,2 млн. рублей.
С 2014 года в республике внедрена новая технология оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, направленная на преодоление социального иждивенчества и дающая возможность малоимущим семьям с детьми с помощью адресного "стартового капитала" и содействия государства самостоятельно изменить свое материальное положение. Помощь выделяется на открытие собственного дела и развитие личного подсобного хозяйства.
Данный вид помощи оказался востребованным многодетными семьями, особенно на развитие личного подсобного хозяйства. В 2014 году было заключено 1407 социальных контрактов на сумму 52,5 млн. рублей, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
Анализ предоставления данной адресной выплаты показал наличие социально-экономического эффекта: среднедушевой доход семей повысился как в денежном выражении (до 6,7 тыс. рублей за период действия контракта), так и в натуральном виде за счет поступления продуктов питания из личного подсобного хозяйства.
В целях оказания содействия занятости в 2013 году 13,5 тыс. женщин (в 2012 году - 9,8 тыс. женщин), имеющих малолетних детей, были направлены на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
Повышение уровня жизни семей не может быть достигнуто без комплексной государственной политики, направленной на рост доходов, прежде всего от трудовой деятельности. В связи с этим для граждан с высокой семейной нагрузкой целесообразно развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства. Необходимо создать реальные условия для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.
Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В целях решения этого вопроса в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в настоящее время принимаются активные меры по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижению к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей такой возрастной категории.
В 2013 - 2014 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий детских садов, были выделены средства в объеме 100 млрд. рублей.
Результатом принятых мер является положительная динамика числа детей, получающих дошкольное образование в различных формах. В конце 2013 года численность детей в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан составила 213,3 тыс. (в конце 2005 года - 146,9 тыс.). Охват дошкольными учреждениями детей от 3-х лет вырос с 79,7% в 2005 году до 86,2% в 2013 году. Охват дошкольным образованием детей раннего возраста (до 3-х лет) в Республике Башкортостан вырос незначительно (с 29,2 до 29,4%).
На 1 января 2014 года в очереди на получение места в детском саду в Республике Башкортостан стояли 14 тыс. детей, что в два с лишним раза меньше, чем в январе 2013 года.
Потребность семей в местах в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем такая потребность для детей старше этого возраста. В целях обеспечения детей местами в группах раннего возраста необходимо не только развивать и поддерживать существующую сеть дошкольных организаций, но и способствовать развитию частных дошкольных образовательных организаций.
Одним из актуальных вопросов жизнеобеспечения любой семьи является приобретение собственного жилья. Результаты опроса в Республике Башкортостан показывают, что низкие доходы и плохие жилищные условия являются определяющими причинами низкой рождаемости. Низкий доход в качестве фактора, мешающего росту численности населения, отметили 60,4% респондентов, плохие жилищные условия - 37,8%.
В России только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. м. В Республике Башкортостан, по данным 2010 года, в домохозяйствах из 5 и более человек значительная доля (более 83%) имеют менее 16 кв. м жилья на человека. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи. В настоящее время нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 24383 молодые семьи и 8272 многодетные семьи.
Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения России, проведенного в 2011 году, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3-х и более детей, - чаще почти в 4 раза.
В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.
В целях обеспечения доступности жилья в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, предусмотрена реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая предполагает строительство жилья экономического класса. Планируется, что до конца 2017 года доступным жильем будут обеспечены 460 тыс. российских семей. В Республике Башкортостан в указанные сроки предусматривается обеспечить доступным жильем более 6 тыс. семей.
Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей.
Важными элементами в преодолении таких ситуаций являются предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия.
Благодаря своевременной помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, наметилась позитивная тенденция сокращения численности детей, родители которых лишены родительских прав. В Республике Башкортостан в 2012 году было лишено родительских прав 1239 родителей, в 2013 году - 908 родителей. Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось с 2006 по 2013 год почти в 2 раза - с 3801 человека до 2111 человек.
В Республике Башкортостан сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в детских домах, - с 1046 человек в 2012 году до 893 человек в 2013 году. Всего за 2010 - 2013 годы число детей в детских домах снизилось на 18,1%. В 2013 году увеличилась доля детей, переданных в семьи граждан, по сравнению с 2012 годом (89% в 2013 году и 88,64% в 2012 году). Количество государственных и муниципальных образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике также снижается: с 29 в 2009 году до 24 в 2014 году.
Во многом к этим положительным результатам привела система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание.
Однако эффективность экономических мер невозможна без создания в обществе атмосферы приоритета семейно-нравственных ценностей, поддержки и всестороннего укрепления престижа семейного образа жизни.
По данным социологических исследований, семья является главной ценностью населения. Согласно социологическим данным, в Республике Башкортостан люди чаще всего идентифицируют себя именно со своей ролью в семье.
Большая многопоколенная семья в традиционной российской семейной культуре всегда была основным типом семьи, в которой были налажены тесные взаимосвязи между несколькими поколениями родственников. Воспитательная стратегия в такой семье традиционно направлена на формирование у младшего поколения духовно-нравственных, этических ценностей и основана на уважении к родителям, а также к людям старшего поколения.
Неудовлетворенность браком, семейные конфликты и наличие факторов, обусловливающих социальные риски, могут привести к утрате семейных связей.