Действующий

О Концепции развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Тыва на период до 2025 года (с изменениями на 8 мая 2019 года)



I. Общие положения


Концепция развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Тыва на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана с учетом Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, Закона Республики Тыва от 12 февраля 2009 г. N 1127 ВХ-2 "О физической культуре и спорте в Республике Тыва", Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Тыва на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 8 июля 2011 г. N 448.


В настоящей Концепции использованы следующие основные понятия:


адаптивная физическая культура (АФК) - вид физической культуры, использующий комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;


адаптивный спорт (АС) - часть спорта, направленная на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях;


физическая реабилитация - восстановление (в том числе коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;


лицо с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта и других функций - лицо, имеющее физический или интеллектуальный недостаток, который препятствует освоению (достижению) результатов в физической и спортивной подготовке, соизмеримых с результатами лиц, не имеющих указанных ограниченных возможностей, без создания для этого специальных условий.


Основные установочные положения Концепции сводятся к следующему:


1. В Концепции определены стратегические подходы к дальнейшему развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Тыва. Данная Концепция будет служить целевым ориентиром исполнительным органам государственной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, спортивным сообществам для реализации своих полномочий и функций по организации развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Республике Тыва, а также основой для разработки и реализации программных документов в данной области или отдельных направлениях.


2. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт включают в себя как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику и большое количество сведений медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин. При этом не только обобщаются сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируются новые знания, представляющие собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин.


3. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт представляют собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии, которое объединяет в себе адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное физическое воспитание, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.


4. В основу теории адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, определения ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функций положено учение о естественных и социальных потребностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья.


5. Признание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации - основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.


Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться с учетом их потребностей, исходя из их конечных целей, определяющих систему жизненных установок для каждого индивидуально.


6. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте как принципиально неделимое и целостное единство, как люди, обладающие уникальными свойствами. Поэтому в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте основной упор направлен не на физическое совершенствование занимающихся, а на их всестороннее развитие и совершенствование в процессе занятий физическими упражнениями.