(с изменениями на 16 сентября 2022 года)
(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.02.2019 N 23-п, от 16.09.2022 N 460-п)
В целях реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим полномочия в сфере государственной национальной политики, обеспечить решение задач, предусмотренных Стратегией, в соответствии с комплексным планом мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным постановлением Правительства от 15 апреля 2016 года N 110-п "О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2022 N 460-п)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться Стратегией при разработке муниципальных нормативных правовых актов.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)
(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.02.2019 N 23-п, от 16.09.2022 N 460-п)
1. Стратегия разработана на основе положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, и включает систему стратегических приоритетов и мер, реализуемых исполнительными органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, институтами гражданского общества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2022 N 460-п)
2. Основные понятия, содержащиеся в Стратегии, используются в значениях, установленных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации).
3. Стратегия является основой для координации деятельности исполнительных органов автономного округа (далее - исполнительные органы) и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе, обеспечения их взаимодействия с гражданскими институтами.
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2022 N 460-п)
4. Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе осуществляется в соответствии с компетенцией путем принятия нормативных правовых актов автономного округа, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.
5. Приоритетами реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе являются:
а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе;
б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия автономного округа;
в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в автономном округе;
е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе;
ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.
6. Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе, с учетом имеющихся региональных особенностей, требует необходимого оперативного реагирования на возникающие вызовы.
7. Стратегия должна способствовать выработке исполнительными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе.
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2022 N 460-п)
8. Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации), проживающего в автономном округе.
9. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра характеризуется стабильным естественным приростом населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2010 года численность населения составляла 1 521 222 человека, по состоянию на 1 января 2018 года - 1 655 074 человека.
В автономном округе проживают представители 124 национальностей.
В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года на долю трех основных национальностей (русские - 68,1%, татары - 7,6% и украинцы - 6,4%) приходится 82,1% от всего населения автономного округа. По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года заметен прирост числа граждан, относящих себя к русским (плюс 1,4%); доля татар сохранилась неизменной; произошло сокращение украинцев (минус 2,3%).
10. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в автономном округе их проживает 31 483 человека, что составляет более 12% от общего количества представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, выросла более чем на 0,2% и составила 2,2% от всего населения автономного округа (по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года).
В национальном (этническом) составе коренных малочисленных народов Севера автономного округа преобладают ханты (более 61% от общего числа проживающих в автономном округе коренных малочисленных народов Севера), численность представителей народа манси составляет около 35%, народа ненцы - немногим более 4,5%.
Сохраняется доля лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционные виды хозяйствования. Так, по состоянию на 1 января 2019 года, по данным реестра территорий традиционного природопользования регионального значения автономного округа, согласно поименному учету и по итогам комиссионных обследований в их границах ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и занимаются традиционными промыслами коренных малочисленных народов Севера более 4,6 тысяч человек.
Продолжается рост активности организаций и объединений коренных малочисленных народов Севера автономного округа, а также их общин, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов Севера.
11. В настоящее время в автономном округе развивается взаимодействие между общественными организациями, деятельность которых связана с гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, выявляются наиболее активные представители гражданского сообщества автономного округа, заинтересованные в исследовании этноконфессиональной проблематики в регионе.
По состоянию на 1 января 2019 года в автономном округе зарегистрировано 2246 некоммерческих организаций, в том числе 83 общины коренных малочисленных народов Севера, 86 национальных общественных организаций, 185 религиозных организаций (в том числе 108 религиозных организаций Русской православной церкви, 31 мусульманская религиозная организация, 46 иных религиозных организаций), 31 казачье общество.
12. По данным Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по состоянию на 1 января 2019 года фактически значатся состоящими на миграционном учете 59271 иностранный гражданин, из них: 40393 - по месту пребывания; 18878 - по месту жительства.
Преимущественное количество мигрантов прибыло в автономный округ для работы по найму - более 72% от их общего числа.
Более 97% из общего их количества составляют граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Среди них преобладают граждане Таджикистана (33%), Узбекистана (25%), Украины (14%) и Киргизии (10%).
13. На развитие межнациональных отношений в автономном округе важное влияние оказали его географическое расположение, характеризующееся суровостью природных и климатических условий, его роль в решении задач по сохранению и развитию традиционного образа жизни, самобытной культуры, исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, а также роль региона в экономическом развитии нашего государства. Так, автономный округ, являясь основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, лидируя по ряду основных экономических показателей, формировался как территория, традиционно привлекательная для трудовых мигрантов и членов их семей из других регионов нашей страны, а также иностранных государств, с присущими им этническими, культурными, религиозными, мировоззренческими различиями и особенностями.
При этом в автономном округе на протяжении многих лет обеспечивается баланс и соблюдение законных, объективных этнокультурных и социально-экономических интересов этнических сообществ, проживающих в автономном округе, а также поддерживается межэтнический, межконфессиональный мир и согласие.
Особую значимость для населения автономного округа имеют идеи открытости и взаимовыручки северных жителей в отношениях друг с другом с учетом суровых климатических условий их проживания, сбережения уникальных северных экосистем, популяризации богатства природы родного края и исторической памяти об именитых земляках, заслуживших уважение и почет всей страны за вклад в культуру и промышленное освоение Севера. Все вышеперечисленные особенности жители автономного округа рассматривают вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности в качестве общего достояния и предмета общей гордости.
Между тем, на развитие межнациональных (межэтнических) отношений в автономном округе, как и в других регионах Российской Федерации, оказывают влияние уровень социального и имущественного неравенства, утрата традиционных нравственных ценностей, негативные стереотипы в отношении некоторых народов Российской Федерации, слабая межведомственная координация гражданских институтов и религиозных организаций в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе.
У части жителей автономного округа наблюдается настороженность в связи с развитием миграционного кризиса в Европе и этноконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке в условиях стратегического значения автономного округа как нефтегазодобывающего региона, его повышенной привлекательности для трудовых мигрантов из зарубежных государств, развитием возможностей использования информационных технологий для распространения и пропаганды экстремистских идей прежде всего среди молодежи.
Обозначенные обстоятельства требуют принятия дополнительных мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, популяризации традиционных ценностей народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе, и исповедуемых ими религий, вовлечению в систему профилактики этноконфессиональных отношений национально-культурных объединений и религиозных организаций, усилению информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации в автономном округе.