ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 года N 447-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 413-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 338-п
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в приложение к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 413-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:
1.1. В паспорте государственной программы:
1.1.1. Строку "Целевые показатели государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Целевые показатели государственной программы | 1. Увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессионального образования очной формы обучения с 46,7% до 60%. 2. Увеличение доли образовательных организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки с 8% до 11%. 3. Сохранение доли административно-управленческого и педагогического персонала общеобразовательных организаций, прошедших целевую подготовку или повышение квалификации на основе персонифицированной модели и (или) для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, ежегодно не менее 20%. 4. Сохранение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы ежегодно не менее 37%. 5. Сохранение отношения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в автономном округе на уровне 100%. 6. Увеличение отношения среднемесячной заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в автономном округе со 159,8% до 200%. 7. Увеличение отношения среднемесячной заработной платы научных сотрудников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в автономном округе со 128,1% до 200%. 8. Увеличение отношения численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, с 94,3% до 100%. 9. Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) с 64,9% до 75%. 10. Увеличение отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования с 99% до 100%. 11. Сохранение отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в автономном округе на уровне 100%. 12. Увеличение отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей общеобразовательных организаций в автономном округе с 79,8% до 100%. 13. Снижение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена с 1,58 до 1,39 раза. 14. Увеличение доли молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи с 18% до 32,5%. 15. Увеличение доли допризывной молодежи, состоящей в патриотических клубах, центрах, учреждениях и вовлеченных в мероприятия патриотической направленности, в общей численности допризывной молодежи с 19% до 35%. 16. Снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности детей в возрасте от 14 до 18 лет с 1,16% до 1,13%. 17. Сохранение доли населения в возрасте 7 - 18 лет, охваченных образованием с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, в общей численности населения в возрасте 7 - 18 лет ежегодно не менее 99%. 18. Снижение доли государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, с 10,1% до 9,6%. 19. Увеличение доли государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций с 86,5% до до 96,0%. 20. Увеличение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей) с 622 до 675 мест. 21. Увеличение доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях с 75% до 86,1%. 22. Увеличение доли государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, имеющих физкультурный зал, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования, с 97,2% до 98,6% |
".
1.1.2. Строку "Финансовое обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 318255499,01 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 65251486,21 тыс. рублей; 2017 год - 62448439,62 тыс. рублей; 2018 год - 59541200,79 тыс. рублей; 2019 год - 57533622,59 тыс. рублей; 2020 год - 73480749,80 тыс. рублей |
".
1.2. В разделе I:
1.2.1. Абзацы с девятого по одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Во всех организациях профессионального образования, подведомственных Депобразования и молодежи Югры, работают центры содействия трудоустройству выпускников, обеспечивающие мониторинг ситуации. Так в 2015 году доля нетрудоустроенных выпускников сократилась более чем в 5 раз по сравнению с 2009 годом (2009 год - год открытия центров во всех профессиональных образовательных организациях автономного округа) и стабильно держится на уровне 96%;
переход на многоуровневую систему высшего образования, усиление роли научно-исследовательской деятельности в организациях высшего образования. С целью коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в организациях высшего образования создано 24 малых инновационных предприятия. К концу 2015 года выполнены заказы коммерческих предприятий и физических лиц на сумму более 15,6 млн. рублей.
Государственным приоритетом в дошкольном образовании сегодня является обеспечение доступности дошкольных образовательных организаций для детей дошкольного возраста. К 1 января 2016 года 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, целевое значение показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", достигнуто. Таким образом, начиная с 2016 года перед отраслью "Образование", в условиях благоприятной демографической ситуации стоит задача удержать достигнутые позиции и продолжить обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте до 3 лет.".
1.2.2. Абзацы с четырнадцатого по восемнадцатый изложить в следующей редакции:
"Кроме того, по состоянию на 1 января 2016 года:
услуги по присмотру и уходу в частных организациях и у индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, получают 2 250 детей в возрасте от 0 до 7 лет, это составляет 2,1% от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации;
услугу по дошкольному образованию в группах кратковременного пребывания получают 1 341 ребенок (1,3% от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации);
функционируют 4 "Билдинг-сада" на 246 мест; всего в перечень объектов капитального строительства на 2016 - 2020 годы включено строительство за счет внебюджетных источников (средства инвесторов) 13 "Билдинг-садов" общей мощностью на 1057 мест.
В 2015 году в целях решения проблемы дефицита мест для детей дошкольного возраста дополнительно открыто 89 мест при общеобразовательных организациях, 2 125 мест - за счет оптимизации функционирующих дошкольных образовательных организаций.".
1.2.3. Абзацы с двадцать второго по двадцать четвертый изложить в следующей редакции:
"Во исполнение плана поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в 83% дошкольных образовательных организаций локальные акты и предметно-пространственная среда приведены в соответствие с современными требованиями, 100% (106 773) детей обучаются по программам дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
В сфере общего образования проведена масштабная модернизация, оптимизация сети организаций (по состоянию на 1 января 2016 года действуют 301 муниципальная, 22 государственных, 5 частных общеобразовательных организаций), оснащение их оборудованием, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты:
100% учащихся 1 - 6 классов перешли на обучение по федеральным государственным образовательным стандартами, обеспечены соответствующими учебниками, обновлены библиотечные фонды;".
1.2.4. В абзаце тридцать пятом слово "создан" заменить словом "действует".
1.2.5. В абзаце тридцать восьмом слова "на 1 января 2015 года обучаются 2237 детей" заменить словами "на 1 января 2016 года обучаются 1443 ребенка".
1.2.6. В абзаце сороковом:
1.2.6.1. Слова "В настоящее время" заменить словами "На 1 января 2016 года".
1.2.6.2. Цифры "61", "12" заменить соответственно цифрами "57", "18".
1.2.7. Абзац сорок пятый изложить в следующей редакции:
"Представители автономного округа ежегодно становятся победителями и призерами различных всероссийских и региональных конкурсов ("Молодой предприниматель России", "Точка Роста", "Моя страна - Моя Россия", "Лидер XXI века", "Ученик года", "Студенческая весна"). Ведется системная работа по кадровой подготовке и сопровождению талантливой молодежи Югры (реализуется кадровый образовательный проект "Учеба Для Актива Региона"), увеличивается количество молодежи, вовлеченной в проекты патриотической направленности (с 34% в 2013 году до 37,7% в 2015 году), растет количество общественных детских и молодежных организаций (с 882 в 2013 году до 1213 в 2015 году) и количество молодежи от 14 до 30 лет, вовлеченной в их деятельность (с 17,8% в 2013 году до 18% в 2015 году).".
1.2.8. В абзаце пятьдесят первом слова "у части у" заменить словами "у части".
1.3. После раздела I дополнить разделом II следующего содержания:
"Раздел II. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
2.1. Развитие материально-технической базы в сфере образования
В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", регионального проекта модернизации образования существенно обновлена материально-техническая база образовательных организаций, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло критически низкого уровня.
В последние годы существенно возросло финансирование мероприятий, направленных на развитие (модернизацию) инфраструктуры системы образования. Однако задача формирования современной инфраструктуры по-прежнему остается открытой. Растет доля обучающихся во вторую смену, не хватает мест в дошкольных образовательных организациях, требуют обновления устаревшие корпуса профессиональных образовательных организаций, не развита инфраструктура организаций сферы дополнительного образования и молодежной политики. В связи с чем государственной программой предусмотрены мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы, обеспечивающие получение доступного, качественного образования, соответствующего современным требованиям. Одним из основных направлений является строительство, реконструкция, капитальные ремонты зданий сферы образования. Так, начиная с 2016 года, реализуется первый этап Комплекса мероприятий ("Программы"), направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 - 2025 годы (приложение 18 к государственной программе). Особая роль при реализации данного Комплекса мероприятий отводится созданию объектов на условиях государственно-частного, муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений. В результате реализации данного Комплекса мероприятий к 2021 году обучающиеся 1 - 4 классов и 10 - 11 (12) классов в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену, а к 2025 году - 100% обучающихся будут заниматься в одну смену.
Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса предполагает разработку и внедрение в образовательных организациях энергосберегающих технологий (приобретение энергетического оборудования, оснащение зданий приборами учета используемых энергетических ресурсов, модернизация и реконструкция систем теплоснабжения, электроснабжения, сетей водоснабжения и канализации).
Развитие материально-технической базы осуществляется в соответствии с критериями отбора (таблица 3) путем:
участия государственных образовательных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в мероприятиях подпрограммы V в части развития инфраструктуры образования, обеспечения комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса, материально-технического оснащения. Участие определяется на основании выявленной потребности. Перечень объектов государственных организаций, подлежащих капитальному ремонту в 2016 - 2020 годах, приведен в таблице 4;
реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства государственной, муниципальной собственности;
приобретения объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных организаций и (или) общеобразовательных организаций;
создания объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных организаций и (или) общеобразовательных организаций в порядке, установленном федеральным законодательством, предусматривающим создание и последующую эксплуатацию объектов общего и дошкольного образования;
предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность по созданию объектов общего образования. Перечень государственных и муниципальных образовательных организаций, объекты которых требуют строительства (реконструкции), приведен в таблицах 5 и 6 соответственно. Перечень объектов капитального строительства, финансируемых по государственной программе "Сотрудничество", приведен в таблице 7.
Приведение инфраструктуры системы образования в соответствие с современными требованиями позволит в дальнейшем перейти от масштабных инвестиций к текущему финансированию, обеспечивающему поддержку этой инфраструктуры. Государственной программой (основными мероприятиями 5.3, 5.4) предусмотрены капитальные вложения в объекты общего и профессионального образования, молодежной политики. Результатом этих инвестиций станет обеспечение доступности качественного образования на территории Югры.
2.2. Формирование благоприятной деловой среды.
Одним из ключевых факторов, оказывающих воздействие на динамику социально-экономического развития автономного округа, является качество деловой среды.
В связи с чем вопросам совершенствования деловой среды и улучшения инвестиционного климата уделяется большое внимание.
С целью создания благоприятной деловой среды, развития негосударственного сектора, привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в автономном округе предпринят ряд мер.
Основной целью мероприятий на рынке услуг дошкольного образования является развитие сектора частных организаций, осуществляющих деятельность по программам дошкольного образования.
В связи с благоприятной демографической ситуацией в автономном округе услуги дошкольного образования по-прежнему востребованы. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет в 2015 году составляла 20,5%. Удельный вес численности детей частных организаций, осуществляющих деятельность по программам дошкольного образования, в общей численности детей, получающих дошкольное образование, в 2015 году составил 1,15% (1271 ребенок). В 8 муниципальных образованиях функционируют 16 частных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования.
В целях повышения конкуренции на рынке услуг дошкольного образования в государственной программе в соответствии с мероприятиями "дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2015 года N 387-рп "О перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий ("дорожной карте") по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и признании утратившим силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2014 года N 382-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", выделены следующие мероприятия:
реализация пилотного проекта дошкольного образования "Билдинг-сад";
реализация новой финансово-экономической модели "Сертификат дошкольника".
В дополнительном образовании с целью привлечения негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей к реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив" реализуется стратегическая инициатива "Новая модель дополнительного образования детей", на 2016 - 2019 годы разработан комплекс мер по созданию и обеспечению функционирования сети детских технопарков "Кванториум" в соответствии с тиражированием стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" (приложение 20), создаются детские технопарки "Кванториумы", с учетом Национальной технологической инициативы разрабатываются образовательные программы технической и инженерной направленности (EnergyNet (распределенная энергетика); SafeNet (новые персональные системы безопасности); HealthNet (персональная медицина); AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов); AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя); NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики), "3D" "ИТ"; "Космо"; "Робо"; "Дополненная и виртуальная реальность").
С целью обеспечения доступа негосударственного сектора к бюджетному финансированию разработан комплекс мер, направленных на формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей автономного округа, на 2016 - 2020 годы (приложение 19 к государственной программе). В 2016 году в Югре на базе 3 муниципальных образований (г. Сургут, Белоярский район, Кондинский район) апробируется новая финансово-экономическая модель персонифицированного финансирования (сертификат дополнительного образования детей). С 2018 года услуги дополнительного образования, финансируемые за счет средств бюджета, будут оказываться на основе системы персонифицированного финансирования (с использованием сертификата дополнительного образования).
Планируется к проведению конкурсный отбор открытых региональных образовательных программ на получение грантов в форме субсидии, в том числе для негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Реализация вышеуказанных комплексов мер, участие федерального бюджета, привлеченных средств инвесторов в данной работе позволит увеличить число детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, и решить задачу, определенную Агентством стратегических инициатив, по обеспечению реализации не менее 20% образовательных программ дополнительного образования детей за счет частных организаций.
Обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья определены в качестве приоритетных направлений развития системы образования. В муниципальных образованиях действуют центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогические комиссии, службы сопровождения в школах. При этом такие виды услуг, как диагностика развития ребенка, профилактика и коррекция отклонений в развитии ребенка, диагностика ресурсов и потребностей семьи, информационно-просветительская, методическая, психолого-педагогическая и консультативная помощь их родителям (законным представителям) предоставляют в основном муниципальные (государственные) организации. В частных организациях такие услуги можно получить только в г. Сургуте и Сургутском районе.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья планируется мониторинг развития сектора негосударственных (немуниципальных) организаций, оказание организационно-консультативной и информационно-методической помощи частным организациям, желающим оказывать услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет).
С целью повышения качества и обеспечения доступности к качественному образованию, развития социального предпринимательства и социальных инноваций совместно с Ассоциацией развития социального предпринимательства, при участии негосударственного сектора планируется реализовать пилотный проект по внедрению новых форм интеграции традиционного и цифрового образования.
Социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере, имеют возможность принимать участие в реализации следующих мероприятий государственной программы: