ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 года N 438-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 414-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 337-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 414-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие здравоохранения на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:
1.1. В паспорте государственной программы:
1.1.1. Строку "Задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Задачи государственной программы | развитие системы медицинской профилактики, формирование основ здорового образа жизни среди населения; совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому населению; совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; обеспечение условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, укрепление их здоровья; увеличение периода активной жизни пациентов посредством повышения доступности медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; преодоление кадрового дефицита, обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами; повышение доступности квалифицированной медицинской помощи на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий, внедрение новых методов дистанционного обслуживания пациентов; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения |
".
1.1.2. В строке "Подпрограммы":
1.1.2.1. Слова "V. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям." заменить словами "V. Оказание паллиативной помощи.".
1.1.2.2. Слова "IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" исключить.
1.1.3. Строку "Целевые показатели государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Целевые показатели государственной программы | снижение больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, "активный туберкулез" с 60 до 37,6 на 100 тыс. населения; суммарный коэффициент рождаемости на уровне 2,02 число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста; увеличение охвата реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов с 74 до 85% от числа нуждающихся; рост обеспеченности койками для оказания паллиативной помощи с 17,1 до 18,0 на 100 тыс. взрослого населения; доведение соотношения врачей и среднего медицинского персонала с 1:2,91 до 1:2,75; снижение доли медицинских организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве медицинских организаций с 4,5 до 4,2%; снижение младенческой смертности с 4,4 до 4,3 случаев на 1000 родившихся живыми (с учетом новых критериев живорождения); снижение смертности от болезней системы кровообращения с 263,1 до 262,9 на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 16,4 до 16,2 на 100 тыс. населения; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) на уровне 110,0 на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза с 5,4 до 5,2 на 100 тыс. населения; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 72,27 до 74,8 лет; оснащение автопарка автомобилей скорой медицинской помощи (санитарного автотранспорта) со сроком эксплуатации до 5 лет с 68 до 80%; увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, в общем количестве лиц, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, с 76 до 78%; увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез с 76,8 до 78,2% |
".
1.1.4. Строку "Финансовое обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы на 2016 - 2020 годы составляет 384692969,10 тыс. рублей, в том числе: на 2016 год - 78157423,90 тыс. рублей; на 2017 год - 72595178,20 тыс. рублей; на 2018 год - 73496957,50 тыс. рублей; на 2019 год - 74492827,70 тыс. рублей; на 2020 год - 85950581,80 тыс. рублей |
".
1.2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"Раздел I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
В Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:
возрождение системы профилактики заболеваний;
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
По итогам 2015 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, Югра) достигнуты следующие показатели:
численность населения автономного округа на начало 2016 года составила 1626755 человек, увеличившись на 4,2% к численности населения на начало 2012 года (1561238 человек) и на 0,9% выше значения показателя на начало 2015 года (1612076 человек), коэффициент естественного прироста составил +10,2 на 1000 населения;
родились 26864 ребенка, что на 5,8% больше, чем в 2011 году (25393), показатель коэффициента рождаемости вырос на 1,2% и составил 16,6 на 1000 населения;
показатель смертности населения снизился на 1,5% и составил 6,4 на 1000 населения, что в 2 раза ниже среднероссийского - 13,1;
младенческая смертность на 1000 родившихся живыми составила 5,0 на 1000 родившихся живыми;
материнская смертность снизилась в 2,1 раза с 7,9 до 3,7 на 100 тыс. родившихся живыми;
ожидаемая продолжительность жизни составила 72,58 года.
Для улучшения основных показателей здоровья населения, повышения доступности и качества в автономном округе проводится реформирование системы здравоохранения в части внедрения более совершенных форм финансирования, организации и управления.
В соответствии с соглашениями о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и нефтяными компаниями привлекаются внебюджетные средства, направленные на развитие и укрепление материально-технической базы сферы здравоохранения автономного округа.
Дальнейшее развитие отрасли здравоохранения будет строиться на системе мер, включающих в себя:
комплекс мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у населения автономного округа;
повышение качества и доступности как первичной медико-санитарной помощи, так и специализированной медицинской помощи населению на основе применения современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
проведение эффективной кадровой политики;
совершенствование оплаты за оказание медицинских услуг населению в системе обязательного медицинского страхования;
проведение социологических исследований в сфере здравоохранения.
В автономном округе созданы все условия для сохранения лидерских позиций современной, комплексной и интегрированной системы охраны здоровья населения.
Анализ медико-демографической ситуации в автономном округе свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы оказания специализированной медицинской помощи с акцентом на наиболее приоритетные направления.
В частности, показатели смертности от болезней системы кровообращения ниже в 2,5 раза, чем в Российской Федерации (далее - РФ) (в 2015 году - 254,2 случая на 100 тыс. населения, в РФ - 635,3). Снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения невозможно без проведения мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Злокачественные новообразования также являются одной из основных причин смертности населения автономного округа. Показатель смертности от новообразований имеет тенденцию к снижению, он почти вдвое ниже среднероссийского (109,0 на 100 тыс. населения в 2015 году в Югре, в РФ - 205,1). По данному показателю Югра находится на 5 месте среди субъектов РФ.
Залогом успешного лечения онкозаболеваний является их раннее выявление. С этой целью в автономном округе реализуются скрининговые программы: маммологический скрининг женщин старше 40 лет, обследование мужского населения старше 45 лет на простат специфический антиген, внедрены программы скрининга колоректального рака и рака шейки матки методом жидкостной цитологии.
Система оказания онкологической помощи представлена онкологическими кабинетами при поликлиниках и больницах, 2 онкологическими центрами на базе окружных клинических больниц г.г. Ханты-Мансийска, Сургута и Нижневартовским онкологическим диспансером. Региональный онкологический центр, расположенный на базе Окружной клинической больницы г. Ханты-Мансийска, обеспечивает организационно-методическое руководство, систематический анализ заболеваемости и смертности, ведение Окружного популяционного ракового регистра. Специализированная помощь детям со злокачественными новообразованиями оказывается в отделении детской онкологии и гематологии Окружной клинической детской больницы г. Нижневартовска.
Медицинские организации автономного округа, оказывающие онкологическую помощь, оснащены современным диагностическим оборудованием (магнитно-резонансные, компьютерные томографы, система нейронавигации, робототехническая установка "Да Винчи", аппараты ультразвукового исследования экспертного класса), для проведения лучевой терапии и лучевой диагностики (линейный ускоритель, гамма-терапевтический аппарат, центр позитронно-эмиссионной томографии, установка стереотаксического облучения "гамма-нож" и пр.), что позволяет внедрять высокотехнологичные методики, направленные на раннее выявление онкологических заболеваний.
Смертность от внешних причин также имеет тенденцию к снижению (83,1 случая на 100 тыс. человек по итогам 2015 года, в РФ - 121,3). При этом в структуре смертности от внешних причин высокий процент приходится на смертность при дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому развитие травматологической помощи, дальнейшее совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях является одним из приоритетных направлений развития системы здравоохранения автономного округа.
Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации поставлена задача по созданию условий увеличения высокотехнологичных операций в полтора раза. В Югре созданы условия для удовлетворения потребности населения автономного округа в высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в полном объеме.
ВМП оказывается в 17 медицинских организациях, имеющих лицензии на оказание ВМП по различным профилям, а именно: в бюджетных учреждениях автономного округа "Окружная клиническая больница", "Сургутская клиническая травматологическая больница", "Окружной кардиологический диспансер "Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии", "Няганская окружная больница", "Нижневартовская окружная клиническая детская больница", "Сургутская окружная клиническая больница", "Сургутский клинический перинатальный центр", "Нижневартовский окружной клинический перинатальный центр", "Сургутская городская клиническая больница", "Ханты-Мансийский клинический кожно-венерологический диспансер", "Нижневартовский онкологический диспансер", "Нижневартовская окружная клиническая больница", "Нижневартовская окружная больница N 2", "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", "Сургутский клинический кожно-венерологический диспансер", "Нижневартовский кожно-венерологический диспансер" и Негосударственном учреждении здравоохранения "Отделенческая клиническая больница на станции Сургут открытого акционерного общества "Российские железные дороги". В 2015 году ВМП было оказано 11837 пациентам.
Наиболее востребованными у населения региона видами высокотехнологичной медицинской помощи остаются сердечно-сосудистая хирургия, в том числе аортокоронарное шунтирование, травматология и ортопедия, в том числе эндопротезирование суставов, онкология, офтальмология, нейрохирургия, акушерство и гинекология, педиатрия.
На сегодняшний день актуально для Югры развитие трансплантологии как эффективного пути к победе над фатальными заболеваниями почек, печени, сердца, некоторых онкогематологических заболеваний.
Ориентировочная потребность населения автономного округа составляет ежегодно около 60 трансплантаций почек, 15 - печени, 8 - сердца.
В части социально значимых заболеваний наблюдается улучшение соответствующих показателей.
Эпидемическая ситуация по туберкулезу в автономном округе расценивается как стабильная, с ежегодной положительной динамикой таких показателей, как снижение заболеваемости, уменьшение количества больных с лекарственно-устойчивыми формами, снижение показателя смертности, который в 2015 году составил 4,9 на 100 тыс. населения при среднероссийском 9,2.
Специализированная фтизиатрическая помощь оказывается 4 окружными противотуберкулезными диспансерами (г.г. Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск и пгт. Березово) с общим коечным фондом 740 коек, в том числе 30 - детских.
По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе выявлено 15397 ВИЧ-инфицированных, из которых 709 человек (4,6%) содержатся в учреждениях исполнения наказания. Пораженность населения в целом по автономному округу составляет 0,95%.
В автономном округе создана специализированная служба, представленная Казенным учреждением автономного округа "Ханты-Мансийский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и его филиалами в г.г. Сургут, Нижневартовск, Пыть-Ях, консультативно-диагностическими кабинетами и развитой сетью доверенных врачей медицинских организаций во всех муниципальных образованиях (далее - служба СПИД). Данная структура службы СПИД позволяет обеспечить равную доступность амбулаторной и стационарной медицинской помощи для пациентов всей территории автономного округа.
Техническое оснащение и кадровый потенциал (более 90% врачебного и среднего медицинского персонала службы СПИД имеет квалификационные категории) позволяют решать самые сложные задачи в связи с ВИЧ/СПИДом, своевременно внедрять прогрессивные технологии, использовать интересные инновационные подходы. Участие автономного округа в реализации мероприятий российских и международных проектов значительно повышает уровень профессионализма персонала и мотивации пациентов.
Во взаимосвязи с учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по автономному округу проводится работа со спецконтингентом, осуществляется полный лабораторный контроль осужденных и подследственных, предоставляется методическая и специализированная медицинская помощь.
Кроме того, за последние годы в автономном округе снижаются показатели общей заболеваемости наркологическими расстройствами, что связано с молодым и средним возрастом населения, благоприятной социально-экономической ситуацией в регионе, высокой доступностью наркологической помощи (обеспеченность врачами-наркологами выше, чем в Российской Федерации и составляет 0,5 на 10 тыс. населения), отсутствием частных наркологических кабинетов, которые, как правило, оказывают медицинскую помощь на условиях анонимности и не предоставляют статистические данные.
Высокая выявляемость наркологических расстройств является также одной из мер профилактики правонарушений, так как данной категории пациентов ограничивается выдача разрешительных документов на приобретение оружия, водительские удостоверения, а также трудоустройство на работу с источниками повышенной опасности.
Специализированная медицинская помощь больным с наркологическими расстройствами оказывается 4 диспансерами психоневрологического профиля в г.г. Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Советском районе, 1 психоневрологической больницей в г. Мегионе, 1 наркологическим реабилитационным центром в Нефтеюганском районе, наркологическими отделениями многопрофильных больниц, в которых развернуто 536 наркологических коек.
Во всех муниципальных образованиях автономного округа организованы первичные наркологические кабинеты, которые осуществляют профилактику, диагностику и лечение больных, страдающих патологическими зависимостями. В настоящее время на базе учреждений здравоохранения функционируют 30 взрослых и 7 подростковых кабинетов.
Служба оказания психиатрической помощи представлена 5 психоневрологическими учреждениями (573 койки для взрослых и 53 для детей) и 27 психиатрическими и 10 психотерапевтическими кабинетами в амбулаторном звене.
Обеспеченность койками составляет 3,9 на 10 тыс. населения (в РФ - 10,0 на 10 тыс. населения).
Один из приоритетов здравоохранения Югры - охрана материнства и детства. В автономном округе отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют низкие показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности, позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей.