ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 года N 426-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 426-П "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 352-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 426-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" (далее - государственная программа) следующие изменения:
1.1. Строки "Целевые показатели государственной программы", "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы изложить в следующей редакции:
"
Целевые показатели государственной программы | увеличение объема предотвращенного экологического ущерба с 5,5 млрд. рублей до 34,5 млрд. рублей; увеличение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушения лесного законодательства с 88,1% до 92%; увеличение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства с 20,6% до 22,8%; увеличение объема произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды (нарастающим итогом с 2005 года) с 1,692 млн. ед. до 2,702 млн. ед.; увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом) с 30% до 34,5%; уменьшение доли оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации государственной программы, с 83,2% до 15%; увеличение доли исследованных площадей для ведения Красной книги автономного округа к общей площади территории с 22% до 30%; увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 74% до 90%; увеличение объема инвестиций на реализацию проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 6651 млн. рублей; увеличение количества рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом), с 0 до 211 единиц; увеличение суммы налоговых доходов, поступивших в бюджет автономного округа, от реализации проектов в сфере обработки вторичного сырья (нарастающим итогом) с 0 до 1,5 млн. рублей; увеличение доли обеспеченности населенных пунктов полигонами твердых коммунальных (бытовых) и промышленных отходов с 50% до 60%; увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенных в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 37,8% до 44,2% |
",
"
Финансовое обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы в 2016 - 2020 годах составит 75646398,2 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 157702,2 тыс. рублей; бюджет автономного округа - 3225496,0 тыс. рублей; местный бюджет - 48450,0 тыс. рублей; иные внебюджетные источники - 72214750,0 тыс. рублей |
".
1.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно: негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
Государственная программа реализуется в соответствии с направлениями государственной политики, с учетом результатов социологических исследований и общественных обсуждений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа.
Атмосферный воздух
Состояние воздушного бассейна - один из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в населенных пунктах автономного округа. Качество атмосферного воздуха влияет на состояние здоровья населения и является ведущим фактором развития заболеваний в первую очередь детей, людей пожилого возраста, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В автономном округе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются организации нефтегазодобывающей промышленности, энергетики, автотранспорт, котельные и коммунальное хозяйство.
По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), за период 2012 - 2015 годов наблюдается тенденция снижения объемов выбросов от стационарных источников. Так, годовой объем выбросов уменьшился с 2432,36 тыс. т до 1388,14 тыс. т.
Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (76 - 80%) за счет сжигания нефтяного попутного газа. В целом по автономному округу за 2015 год объем извлеченных ресурсов попутного нефтяного газа (ПНГ) составил 33,8 млрд. м3 (включая газ, сожженный на факелах). Объем добычи (использования) составил 314 млрд. м3, процент использования попутного нефтяного газа - 95%. Сожжено на факелах попутного нефтяного газа - 6% или 2029 млн. м3, что на 265 млн. м3 меньше, чем за 2014 год. Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания НПГ - оксид углерода (37,2%), углеводороды (36%), летучие органические соединения (14,2%) и оксид азота (8,4%). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.
За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. На территории автономного округа по состоянию на 1 января 2016 года зарегистрировано более 760 тыс. ед. автотранспорта. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой - выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды, оказывает воздействие на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (CO), углеводороды (CH), оксиды азота (NO), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.
Источником загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа также являются котельные, по состоянию на 1 января 2016 года производственный потенциал автономного округа составляет 505 котельных, из которых газифицировано 78,6%. Потребляя немалое количество топлива и воздуха, котельная установка выбрасывает в атмосферу через дымовую трубу продукты сгорания, содержащие окись углерода CO, сернистый ангидрид SO2, окислы азота NO и др.
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа осуществляется на 8 постах территориальной системы мониторинга окружающей среды в 7 населенных пунктах по 8 загрязняющим веществам в процессе ведения локального экологического мониторинга в границах 278 (на 1 января 2016 года) лицензионных участков недр.
За период с 2011 по 2015 годы в городах автономного округа отмечено улучшение состояния атмосферного воздуха. Учитывая результаты наблюдения, в населенных пунктах автономного округа снизился уровень загрязнения с "высокого" и "очень высокого" до "повышенного" (г.г. Белоярский и Радужный) и "низкого" (в пгт. Березово, г.г. Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске и Сургуте).
Водные ресурсы
Автономный округ - один из самых водообеспеченных регионов. На территории автономного округа протекает более 2 тысяч больших и малых рек общей протяженностью свыше 172 тыс. км, насчитывается более 300 тыс. озер. Территория характеризуется уникальным по своим масштабам развитием болотообразовательных процессов. Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного округа и повышения качества проживающего в нем населения. Водные ресурсы служат не только основным источником водоснабжения, но и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.
Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, что приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов. В настоящее время состояние водных объектов автономного округа характеризуется захламлением древостоем, заиливанием и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел средних и малых рек.
Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов и т.д. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий.
Также для автономного округа характерны высокая степень паводконосных ситуаций на реках, недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов, что в свою очередь приводит к попаданию в водные объекты загрязняющих веществ в период половодья, а также причинению материального ущерба населению и предприятиям.
В автономном округе подтапливается более 80 населенных пунктов. Ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200 - 500 млн. рублей.
В процессе реализации целевой программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" в 2011 году выполнена комплексная оценка состояния защиты 98 населенных пунктов автономного округа, подверженных негативному воздействию вод. Общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты населенных пунктов от затопления, подтопления и разрушения берегов, по результатам обследования, на начало 2012 года составляет 56 сооружений.
Наиболее опасными процессами, влияющими на качество поверхностных вод автономного округа, являются нефтяное и солевое загрязнение, а также сброс сточных вод ненормативного качества. На территории автономного округа качество поверхностных вод изменяется от "загрязненная" до "очень грязная". Решение проблемы очистки сточных вод путем реконструкции, расширения, модернизации, строительства объектов водоотведения осуществляется в государственной программе автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы".
Земельные ресурсы
Земельный фонд автономного округа на 1 января 2016 года составляет 53480,1 тыс. га. Большая часть территории автономного округа - 91,0% или 48662,6 тыс. га занята землями лесного фонда. Остальные категории земель составляют: земли сельскохозяйственного назначения - 1,1%; земли населенных пунктов - 0,9%; земли промышленности - 0,6%; земли особо охраняемых территорий - 1,6%; земли водного фонда - 0,9%; земли запаса - 3,8%.
Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. За 2015 год на территории автономного округа допущено 2923 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 249,46 га. Все загрязненные участки с координатной привязкой внесены в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На 1 января 2016 года в Реестре загрязненных земель содержится информация о 19670 участках общей площадью 4404 га, из которых около 4000 га приходится на "историческое наследие". Наибольшие площади загрязненных земель приходятся на долю общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 2055 га (46,7% от общей площади загрязненных земель) и открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 1360 га (30,8% от общей площади).
В целях восстановления нарушенного состояния земель автономного округа государственной программой предусмотрена рекультивация нефтезагрязненных земель организациями-природопользователями в рамках долгосрочных программ, включение указанных мероприятий в соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями, ведение реестра нефтезагрязненных земель.
Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического разнообразия
Развитие нефтедобывающей, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности в автономном округе, увеличение воздействия антропогенного фактора на окружающую среду непосредственно связаны с увеличением негативного воздействия на типичные и уникальные природные комплексы и экосистемы, что приводит:
к уменьшению видового разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений (в Красную книгу автономного округа внесены 265 объектов животного и растительного мира, из которых 48 животных, 150 растений, 29 лишайников, 38 грибов. Из них 35 объектов животного и растительного мира занесены в Красную книгу Российской Федерации);
сокращению численности ценных промысловых животных (численность отдельных видов промысловых животных за последние годы снизилась более чем в 3 раза);
уменьшению продуктивности дикоросов, сокращению площади девственных лесов (объемы изъятия земель лесного фонда с 2000 года, в том числе в лесах 1 группы (защитных лесах), возросли в 3 - 4 раза) и другим негативным факторам.
Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности в автономном округе являются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, а также для сохранения благоприятной окружающей среды и необходимых условий для жизнедеятельности населения.
По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе 5 - федерального значения, 17 - регионального значения; 2 - местного значения.
Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2757,8 тыс. га (5,2% площади автономного округа).
Площади действующих ООПТ недостаточно для обеспечения экологической стабильности в автономном округе, особенно в районах интенсивного промышленного развития. Ни одна из ООПТ регионального значения в отдельности не имеет достаточной площади для сохранения жизнеспособных популяций крупных животных, что приводит к неустойчивости этих популяций, и особенно лесного северного оленя.
Анализ состояния природы при высоком уровне вложения инвестиций в разработку природно-ресурсного потенциала показывает, что в перспективе развития автономного округа и для повышения экологической безопасности автономного округа, улучшения качества жизни населения необходимо принять меры по развитию сети ООПТ и увеличению их доли в природно-ресурсном комплексе автономного округа.
Отходы производства и потребления
В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.
Автономный округ характеризуется недостаточной обеспеченностью населенных пунктов санкционированными объектами размещения отходов. Обеспеченность населенных пунктов автономного округа полигонами твердых бытовых и промышленных отходов в 2015 году составляла 53%. По состоянию на 1 января 2016 года зарегистрировано 138 объектов размещения отходов (общая площадь 766,7 га), в том числе 70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных (бытовых) отходов (463,7 га), 68 санкционированных свалок (293 га).
Эксплуатация объектов размещения отходов осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. Около 70% санкционированных объектов размещения отходов не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям.
Недостаточно мощностей объектов обезвреживания ртутьсодержащих и других отходов 1 и 2 класса опасности, что порождает практику их захоронения на свалках и полигонах твердых коммунальных (бытовых) отходов, которые не предназначены для этих целей.
В автономном округе отсутствует раздельный сбор отходов и недостаточно мощностей объектов переработки отходов различных категорий, являющихся вторичным сырьем. На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведет к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.
Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения (501 шламовых амбаров - на 1 января 2016 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 255 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.
Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несет значительный экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В коммунальных отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов. По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.
Химическое воздействие возможно за счет выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твердых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.
Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.
Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.
Формирование экологической культуры
Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.
Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, руководителей организаций автономного округа. Поэтому в автономном округе активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.
В автономном округе с целью формирования экологической культуры населения уже в течение 10 лет реализуется проект "Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" (далее - Акция). Активными участниками эколого-просветительской деятельности, проходящей во время проведения Акции, выступают дети, подростки и молодежь - около 200 тыс. чел., что составляет 60% от общего количества участников.