ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2017 - 2019 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период 2016 - 2030 годов, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2017 - 2019 годов сформирован исходя из анализа статистических данных за 2015 год и январь - июнь 2016 года и прогнозных расчетов по основным видам деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, муниципальными образованиями и организациями, расположенными на территории Свердловской области.
К основным факторам, учтенным в прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2017 - 2019 годов, относятся неустойчивая внешняя конъюнктура мировых рынков, ограничение доступа отечественных предприятий к зарубежным финансовым ресурсам.
Помимо факторов внешнего воздействия учтены задачи, определенные стратегическими документами Свердловской области, экономические инициативы Губернатора Свердловской области, планы по укреплению внутреннего рынка и развитию импортозамещения, по реализации крупных инвестиционных проектов и загрузке уже введенных в эксплуатацию мощностей, а также степень реализации государственной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности и деловой активности.
В зависимости от полноты и скорости реализации задач, определенных стратегическими документами Свердловской области, сформированы три варианта развития: инерционный, базовый и целевой.
Инерционный сценарий (вариант 1) предполагает сохранение инерционных тенденций, минимальную динамику развития в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с другими вариантами, низкую инвестиционную активность частных компаний. Вариант 1 отражает развитие экономики в условиях замедления внутреннего спроса.
В случае развития экономики Свердловской области по данному сценарию в 2017 году ожидается снижение валового регионального продукта (далее - ВРП) в реальном выражении на 1,2 процента, в 2018 году - на 0,4 процента, в 2019 году - прирост ВРП на 1,2 процента.
Базовый сценарий (вариант 2) предполагает умеренный рост экономики в условиях сложившихся тенденций во внешнеэкономической ситуации с сохранением отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Предусматривается, что модернизация экономики будет идти темпами, в среднем незначительно превышающими уровень 2011 - 2015 годов.
В 2017 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 100,5 процента, в 2018 году - 101,4 процента, в 2019 году - 102,4 процента.
Целевой сценарий (вариант 3) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Внешние условия в целевом сценарии сохраняются на уровне базового сценария, при этом предполагается разработка и реализация ряда мер экономической политики, направленных на обеспечение инвестиционной ориентации экономики, повышение инвестиционной активности частного капитала, государственная поддержка системообразующих и эффективных инвестиционных проектов, опережающий рост инвестиций в инновационные сектора экономики, увеличение вложений и расширение форм поддержки секторов, ориентированных на несырьевой и высокотехнологичный экспорт, содействие росту импорта высокотехнологичного оборудования и технологий при одновременном развитии импортозамещения по критическим направлениям импорта, максимальное сокращение неэффективных издержек и затрат.
Среднегодовой рост инвестиций в 2017 - 2019 годах по целевому сценарию прогнозируется на уровне 108,4 процента, что связано с развитием транспортной инфраструктуры (предоставление межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета на мероприятия в сфере дорожного хозяйства), более масштабной технологической модернизацией в результате участия промышленных предприятий Свердловской области в реализации государственных программ Российской Федерации (например, в государственной программе Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"), программе поддержки легкой промышленности на 2016 год (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 N 85-р), государственной программе Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 N 506-12 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса")), развитием машиностроения и инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала. В целевом варианте предполагается рост капитальных вложений со стороны Российской Федерации за счет дополнительных расходов из средств Фонда национального благосостояния России и ресурсов, высвобождающихся в результате снижения административных издержек.
Реализация указанных мер позволит обеспечить увеличение темпов роста ВРП по целевому сценарию до 101,1 процента в 2017 году, до 102,9 процента в 2018 году и до 104,6 процента в 2019 году. Вместе с тем, учитывая длительность инвестиционного цикла, значимый экономический эффект от реализации проектов ожидается в среднесрочный период, следующий за 2019 годом.
Для разработки проекта областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предлагается использовать базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2017 - 2019 годов.