Недействующий

Об утверждении Государственной программы "Развитие юстиции в Республике Татарстан на 2014 - 2022 годы" и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан (с изменениями на 8 мая 2023 года) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2023 N 1625)



I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, проблемы и пути их решения


Важными аспектами деятельности по обеспечению единства правового пространства на территории Российской Федерации являются повышение качества нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечение их соответствия приемам и правилам юридической техники. Это одна из форм проявления государственной власти, заключающаяся в контроле со стороны компетентных органов за соответствием юридических норм нормам актов более высокой юридической силы, а также общепризнанным принципам и нормам международного права.


Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Татарстан являются неотъемлемым элементом правовой системы Российской Федерации. С их помощью регулируется достаточно обширный круг общественных отношений, конкретизируется и детализируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти.


В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2006 N 68 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан" на Министерство юстиции Республики Татарстан возложено осуществление функции по координации нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан (в том числе контроль соответствия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан федеральному законодательству и законодательству Республики Татарстан).


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.11.2017 N 920)


В связи с вышеуказанным Министерство юстиции Республики Татарстан обеспечивает координацию организации нормотворческой работы и ежегодное выполнение плана законопроектной деятельности Кабинета Министров Республики Татарстан, организует и в оперативном порядке координирует внеплановую нормотворческую работу органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления.


Также Министерство юстиции Республики Татарстан осуществляет правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти Республики Татарстан, на предмет их соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники. Одновременно Министерством юстиции Республики Татарстан проводится антикоррупционная экспертиза поступающих на заключение нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.


Проблема соблюдения законодательства и его правильного применения органами исполнительной власти Республики Татарстан при подготовке проектов нормативных правовых актов является одной из ключевых в сфере обеспечения действия закона. К сожалению, нарушения требований закона, обусловленные различными субъективными и объективными причинами, не редкость в деятельности указанных органов. В числе таких нарушений - нормотворческие ошибки или коллизии, незнание или неверное толкование закона правоприменителями, издание нормативных правовых актов сверх полномочий, вмешательство в компетенцию других органов, нарушение прав граждан и организаций, а также наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.


Необходимо посредством правового мониторинга систематически выявлять и изучать типичные нарушения законов и причины совершения этих нарушений в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан при представлении нормативных правовых актов на правовую экспертизу.


В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов" в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.


Ведение Регистра с 1 января 2009 года осуществляется Министерством юстиции Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 9 февраля 2009 года N 14-ЗРТ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан", Указом Президента Республики Татарстан от 27.02.2009 N УП-107 "О мерах по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан".


Целью создания Регистра является обеспечение систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов, доступ граждан, любых органов и организаций к муниципальному правотворчеству.


Необходимо отметить, что к настоящему времени в Регистр включено более 40 000 актов.


С января 2012 года Министерство юстиции Республики Татарстан приступило также к проведению правовой экспертизы муниципальных правовых актов при включении в Регистр.


Также на Министерство юстиции Республики Татарстан возложены функции по государственной регистрации нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, в том числе нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.