Действующий

О КОНЦЕПЦИИ "БЕРЕЖЛИВЫЙ РЕГИОН" В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (с изменениями на: 20.04.2018)


5.8. Внедрение бережливого производства в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления


Внедрение бережливого производства в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления будет способствовать повышению производительности труда, эффективности в области государственного и муниципального управления, ускорению принятия стратегических решений, улучшению взаимодействия между различными органами власти автономного округа.

Достижению синергетического эффекта в этой области будет способствовать применение инструментов и принципов бережливого производства. Такой эффект может быть достигнут благодаря постановке целей и их согласованию на разных уровнях, оптимизации административных процессов с использованием инструментов бережливого производства, реализации проектов совершенствования в отношении отдельных внутренних и межведомственных процессов. В отношении реализуемых проектов системный подход к управлению проектами может быть дополнен рядом инструментов бережливого производства, включая:

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.01.2017 N 34-рп)

изучение "голоса клиента" - системный подход, позволяющий лучше понять потребности населения и других заинтересованных лиц от реализуемых проектов;

матрицу выбора проектов и система сбалансированных показателей - инструменты, позволяющие комплексно оценить проект с точки зрения затрат на его реализацию, его сложности и выполнимости, потенциальных эффектов (в том числе экономических), что позволит упростить процесс ранжирования и отбора наиболее перспективных проектов в соответствии с установленными критериями.

Бережливая разработка и "Дизайн для шести сигм" - особые подходы технологий бережливого производства, применяемые для создания новой продукции или новых процессов. При этом основные принципы бережливого производства закладываются на стадии проектирования, что позволяет предвидеть и минимизировать потенциальные потери и оптимизировать процесс реализации проекта.

Первые шаги при внедрении бережливого производства в области государственного и муниципального управления включают в себя элементы формирования культуры бережливости, в том числе внедрение системы организации рабочего пространства 5S+1, внедрение инструментов "бережливого офиса" (оптимизация рабочего пространства, минимизация бумажного документооборота посредством автоматизации процессов, ликвидация дублирующих функций), внедрение решений по повышению энергосбережения и минимизации воздействия на окружающую среду, в том числе:

установка водосберегающих средств и систем;

организация раздельного сбора макулатуры;

отказ от использования пластиковой посуды;

автоматическое отключение освещения/кондиционеров во внерабочее время;

надлежащая утилизация энергосберегающих ламп, элементов питания и пр.

Важным элементом формирования культуры бережливого управления в области государственного и муниципального управления является массовое обучение руководителей разного уровня принципам бережливого производства и разработка и внедрение "Стандарта работы руководителя" - дополнения к должностной инструкции, регламентирующего использование принципов бережливого производства в деятельности руководителей разных уровней, а также определяющего принципы работы руководящего состава и описывающего его основные целевые показатели в отношении внедрения бережливого производства (такие как количество обученных сотрудников в его подразделении, количество реализованных и инициированных проектов, эффекты от внедренных улучшений и пр.).

Концепция предусматривает осуществление ревизии всех функций исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, упразднение избыточных и дублирующих функций, возможность применения методов и инструментов бережливого производства в курируемых сферах.

В бережливом управлении особое внимание уделяется постановке целей и их согласованию на всех уровнях - от основных целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до ключевых показателей эффективности деятельности каждого исполнительного органа государственной власти, подразделения и сотрудника.

В целях отбора лучших практик применения технологий бережливого производства в автономном округе Концепцией предусмотрено формирование рейтинга муниципальных образований автономного округа по применению инструментов бережливого производства.

(абзац введен распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 20.04.2018 N 176-рп)