РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 марта 2016 года N 111-рп
О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2016 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
(в редакции распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2016 N 147-рп, от 11.11.2016 N 596-рп)
Руководствуясь Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях формирования условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов (далее - план мероприятий).
2. Ответственным исполнителям плана мероприятий в срок до 1-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, направлять информацию о ходе реализации плана мероприятий в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежеквартально направлять информацию о ходе реализации плана мероприятий в Министерство экономического развития Российской Федерации и в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться при планировании мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов настоящим распоряжением.
5. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2016 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
(в ред. распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2016 N 147-рп, от 11.11.2016 N 596-рп)
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра) в быстро меняющихся внешних экономических и политических условиях план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов <1> позволил сконцентрировать финансовые ресурсы и реализовать дополнительные меры поддержки производственного и потребительского секторов экономики, поддержать достигнутые темпы развития предпринимательской деятельности, импортозамещения; в социальной политике - обеспечить исполнение всех публичных обязательств и расширить их перечень для компенсации дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан.
________________
Цель мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов (далее также - план) - формирование условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития Югры.
Структура плана обеспечивает оптимальное сочетание первоочередных мероприятий и долгосрочных проектов, ориентированных на решение внутренних проблем, формирование новой, более эффективной экономики.
В целях принятия своевременных мер по оказанию поддержки рынку труда, финансовому рынку, реальному сектору экономики, недопущению нарушения прав граждан, предупреждению и ликвидации кризисных явлений в экономике автономного округа функционируют Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа и Рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа <2>, в состав которых входят представители общественных организаций, политических партий, депутаты Думы Югры.
________________
Предварительные итоги социально-экономического положения Югры за 2015 год характеризуются следующими показателями.
Автономный округ входит в число субъектов - лидеров Российской Федерации с наилучшими демографическими показателями (по коэффициенту рождаемости - 10 место, по коэффициенту естественного прироста населения - 6 место).
Реализуемая в Югре инвестиционная политика позволила решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу по достижению 25,0% доли инвестиций в валовом региональном продукте (далее - ВРП), при этом инвестиции на душу населения в автономном округе в 5 раз превышают среднероссийский показатель.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях.
Положительные тенденции сохранились в агропромышленном комплексе, достигнуто увеличение по сравнению с 2014 годом:
индекса производства продукции сельского хозяйства на 1,2%;
поголовья оленей, свиней, овец и коз;
производства яиц на 43,9%; мяса на 15,0%.
За 2015 год создано 20 крестьянско-фермерских хозяйств, 202 рабочих места.
По предварительной оценке, в 2015 году сохраняется положительная динамика развития малого предпринимательства. В этом секторе создано 3,3 тыс. новых рабочих мест, 531 новое малое предприятие, из них 63,5% - молодыми людьми.
Выходят на проектную мощность перспективные инфраструктурные и промышленные объекты. Среди них: Няганская ГРЭС, Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, тепличный комплекс "Агрофирма", ОАО "Югра-плит", введены в эксплуатацию энергоблоки Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС, продуктопровод "Южно-Балыкская головная насосная станция - Тобольск-Нефтехим".
В 2015 году обеспечено исполнение всех социальных обязательств. Меры социальной поддержки получает 23,0% от общей численности населения.
В номинальном выражении показатели уровня жизни населения автономного округа остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (в течение 2015 года - второе место в Уральском Федеральном округе).
Югра входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы, - 0,5% от экономически активного населения, при этом в течение года создано около 4 тысяч постоянных рабочих мест. По результатам мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения за первое полугодие 2015 года Югра занимает 1-е место по доле граждан, открывших собственное дело, в общей численности безработных граждан <3>.
________________
<3> Рейтинг Министерства труда и социальной защиты РФ http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/40
Тем не менее проблемы экономического и социального развития сохраняются, например:
низкий уровень диверсификации экономики;
высокий уровень инфляции;
снижение темпов достижения стратегической цели;
зависимость от импорта товаров (работ, услуг);
дифференциация уровня доходов населения, дефицит квалифицированной рабочей силы.
Ключевые направления действий Правительства автономного округа в 2016 - 2018 годах, связанные с решением задач достижения стабильного социально-экономического развития, включают:
поддержку импортозамещения и развития эффективных отечественных технологий;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства и некоммерческого социально-ориентированного сектора экономики за счет снижения финансовых и административных издержек, концентрации усилий, направленных на реализацию национальной предпринимательской инициативы;
поддержку товаропроизводителей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, ориентированных на экспорт производимой продукции;
повышение престижа предпринимательской деятельности и вовлечение в предпринимательскую деятельность наиболее активных групп населения за счет создания условий реализации предпринимательских инициатив;
сохранение стабильности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;
повышение эффективности управления государственными финансами путем выявления и сокращения неэффективных трат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств в полном объеме;
поддержку социальной стабильности и обеспечение адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации;
обеспечение макроэкономической стабильности.
При формировании плана на 2016 - 2018 годы учтены положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2016 год от 4 декабря 2015 года, ежегодного Обращения Губернатора автономного округа к жителям автономного округа, представителям общественности и депутатам автономного округа от 9 декабря 2015 года, Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году <4>.
________________
<4> План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержден 1 марта 2016 года Председателем Правительства Российской Федерации http://government.ru/govworks/476/events
Мероприятия плана обеспечивают преемственность ранее применявшихся в Югре механизмов по развитию налоговой базы, инвестиционного потенциала, а также позволяют с минимальными вложениями бюджетных средств обеспечить экономический, социальный эффект, например, повышение качества взаимодействия с населением. Меры по повышению открытости, привлечению населения к выработке управленческих решений способствуют в сложных экономических условиях снижению социальной напряженности, повышению эффективности управленческих решений.
Особое внимание в плане уделено усилению акцентов, связанных с реализацией государственной промышленной политики, решению задач импортозамещения, повышения конкурентоспособности продукции путем поддержки организаций реального сектора экономики.
В плане предусмотрено расширение мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет повышения доступности кредитных ресурсов, сопровождения предпринимателей, ориентированных на экспорт продукции, популяризации предпринимательской деятельности.
Отражены направления, по которым Правительство автономного округа сохраняет и расширяет перечень социальных обязательств с соблюдением принципов адресности. Планируется создать благоприятные условия для привлечения широкого круга некоммерческих организаций, ориентированных на оказание социальных услуг.
С целью оперативной оценки и реагирования на меняющиеся внешние и внутренние условия развивается система мониторинга и контроля ситуации в экономике и социальной сфере.
Реализация мероприятий плана будет способствовать исполнению и достижению целевых показателей, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606.
Степень эффективности мероприятий плана будет зависеть от реализации комплексного системного подхода к принимаемым решениям и методам управления в условиях риска и неопределенности рынка, политических взаимоотношений и экономической обстановки.
При этом, несмотря на разнонаправленность мер плана (с одной стороны, повышение доходов и снижение расходов бюджета, а с другой - поддержка экономики и населения), Правительство автономного округа сохраняет приоритет на среднесрочную и долгосрочную перспективу - макроэкономическую стабильность и рост экономики.
В этом случае антикризисный план становится инструментом управления, а важным инструментов для бизнеса и населения участия в социально-экономической политике.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2016 N 147-рп)
N п/п | Наименование | Ответственный исполнитель | Вид документа | Срок | Источники и объем финансирования, млн. рублей (оценка) | Ожидаемый результат |
I. Неотложные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации | ||||||
Социальная защита и государственная поддержка сферы занятости | ||||||
1. | Разработка единой автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов, закупленных для нужд здравоохранения в автономном округе | Департамент здравоохранения автономного округа | внесение изменений в государственную программу автономного округа "Развитие здравоохранения на 2016 - 2020 годы" | до 1 декабря 2016 года | своевременное обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий населения | |
2. | Поддержка семей, имеющих детей дошкольного возраста, путем установления максимального размера родительской платы для каждого муниципального образования автономного округа (ежегодно) | Департамент образования и молодежной политики автономного округа | постановление Правительства автономного округа от 4 декабря 2015 года N 440-п "Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком (детьми) в государственных и муниципальных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования" | до 1 декабря 2016 года | сдерживание роста родительской платы в среднем по автономному округу не более 10% | |
3. | Формирование сведений о рынке труда автономного округа на портале общероссийской базы вакансий "Работа в России" | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа | до 31 декабря 2017 года | повышение информированности населения о возможности трудоустройства | |
4. | Информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда автономного округа | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа | до 31 декабря 2017 года | 5,9 | повышение информированности населения о возможности трудоустройства |
5. | Организация стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа | до 31 декабря 2017 года | 37,4 | организация рабочих мест для стажировки не менее 400 выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет |
6. | Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа | до 31 декабря 2017 года | 7,8 | организация временных рабочих мест для трудоустройства не менее 100 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые |
7. | Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа | до 31 декабря 2017 года | 10,4 | создание не менее 143 постоянных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
8. | Мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары | Департамент экономического развития автономного округа | распоряжение Правительства автономного округа от 29 августа 2014 года N 476-рп "О комплексе мер по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению необоснованного роста цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" | еженедельно | своевременное выявление кризисных явлений с целью выработки и принятия управленческих решений | |
9. | Мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты | Департамент экономического развития автономного округа | информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа | ежемесячно | своевременное выявление необоснованного роста цен с целью выработки и принятия управленческих решений | |
10. | Мониторинг ситуации на рынке труда автономного округа | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в Департамент экономического развития автономного округа | еженедельно | своевременное выявление кризисных явлений с целью выработки и принятия управленческих решений | |
11. | Мониторинг задолженности по выплате заработной платы | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в Департамент экономического развития автономного округа | еженедельно | своевременное выявление задолженности по выплате заработной платы в организациях и принятие мер, направленных на ликвидацию задолженности | |
12. | Мониторинг снижения неформальной занятости | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в Федеральную службу по труду и занятости | ежедекадно | снижение в автономном округе неформальной занятости не менее чем на 17672 экономически активных лица, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность | |
13. | Мониторинг трудоустройства инвалидов, выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, родителей несовершеннолетних детей на рабочие места, организованные при реализации региональных программ содействия занятости населения | Департамент труда и занятости населения автономного округа | информация в Департамент экономического развития автономного округа | еженедельно | своевременное выявление кризисных явлений с целью принятия управленческих решений | |
Поддержка отдельных отраслей экономики | ||||||
14. | Реализация инвестиционных проектов, связанных с развитием застроенной территории, комплексного освоения территории, комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса с привлечением средств федерального бюджета и (или) Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства | Департамент строительства автономного округа | Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" | до 1 сентября 2016 года | реализация с участием привлеченных средств 1 проекта о развитии застроенной территории, комплексного освоения территории, комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса. Сохранение темпов жилищного строительства, обеспечение устойчивости организаций строительного комплекса, сохранение рабочих мест, увеличение обеспеченности жильем населения автономного округа до 20,3 кв. м | |
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 11.11.2016 N 596-рп) | ||||||
15. | Актуализация условий пользования участками недр местного значения, включаемых в условия аукциона | Департамент по недропользованию автономного округа | приказ Департамента по недропользованию автономного округа | до 1 апреля 2016 года | повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере недропользования |