ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 марта 2016 года N 111-рп

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2016 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

(в редакции распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2016 N 147-рп, от 11.11.2016 N 596-рп)


Руководствуясь Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях формирования условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов (далее - план мероприятий).

2. Ответственным исполнителям плана мероприятий в срок до 1-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, направлять информацию о ходе реализации плана мероприятий в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ежеквартально направлять информацию о ходе реализации плана мероприятий в Министерство экономического развития Российской Федерации и в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться при планировании мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов настоящим распоряжением.

5. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 20 февраля 2015 года N 64-рп "О внесении изменения в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 6 марта 2015 года N 98-рп "О внесении изменения в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 8 мая 2015 года N 223-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 3 июля 2015 года N 370-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 28 августа 2015 года N 484-рп "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 22 ноября 2015 года N 679-рп "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов";

от 27 ноября 2015 года N 689-рп "О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О Плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов".


Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА


Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 18 марта 2016 года N 111-рп


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В 2016 ГОДУ И НА ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

(в ред. распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2016 N 147-рп, от 11.11.2016 N 596-рп)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра) в быстро меняющихся внешних экономических и политических условиях план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов <1> позволил сконцентрировать финансовые ресурсы и реализовать дополнительные меры поддержки производственного и потребительского секторов экономики, поддержать достигнутые темпы развития предпринимательской деятельности, импортозамещения; в социальной политике - обеспечить исполнение всех публичных обязательств и расширить их перечень для компенсации дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан.

     ________________

<1> Распоряжение Правительства автономного округа от 16 февраля 2015 года N 62-рп "О плане по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов"

Цель мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов (далее также - план) - формирование условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития Югры.

Структура плана обеспечивает оптимальное сочетание первоочередных мероприятий и долгосрочных проектов, ориентированных на решение внутренних проблем, формирование новой, более эффективной экономики.

В целях принятия своевременных мер по оказанию поддержки рынку труда, финансовому рынку, реальному сектору экономики, недопущению нарушения прав граждан, предупреждению и ликвидации кризисных явлений в экономике автономного округа функционируют Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа и Рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа <2>, в состав которых входят представители общественных организаций, политических партий, депутаты Думы Югры.

     ________________

<2> Распоряжение Правительства автономного округа от 5 февраля 2015 года N 22-рг "О внесении изменений в приложения к распоряжению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2012 года N 591-рг "О комиссии по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Предварительные итоги социально-экономического положения Югры за 2015 год характеризуются следующими показателями.

Автономный округ входит в число субъектов - лидеров Российской Федерации с наилучшими демографическими показателями (по коэффициенту рождаемости - 10 место, по коэффициенту естественного прироста населения - 6 место).

Реализуемая в Югре инвестиционная политика позволила решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу по достижению 25,0% доли инвестиций в валовом региональном продукте (далее - ВРП), при этом инвестиции на душу населения в автономном округе в 5 раз превышают среднероссийский показатель.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях.

Положительные тенденции сохранились в агропромышленном комплексе, достигнуто увеличение по сравнению с 2014 годом:

индекса производства продукции сельского хозяйства на 1,2%;

поголовья оленей, свиней, овец и коз;

производства яиц на 43,9%; мяса на 15,0%.

За 2015 год создано 20 крестьянско-фермерских хозяйств, 202 рабочих места.

По предварительной оценке, в 2015 году сохраняется положительная динамика развития малого предпринимательства. В этом секторе создано 3,3 тыс. новых рабочих мест, 531 новое малое предприятие, из них 63,5% - молодыми людьми.

Выходят на проектную мощность перспективные инфраструктурные и промышленные объекты. Среди них: Няганская ГРЭС, Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, тепличный комплекс "Агрофирма", ОАО "Югра-плит", введены в эксплуатацию энергоблоки Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС, продуктопровод "Южно-Балыкская головная насосная станция - Тобольск-Нефтехим".

В 2015 году обеспечено исполнение всех социальных обязательств. Меры социальной поддержки получает 23,0% от общей численности населения.

В номинальном выражении показатели уровня жизни населения автономного округа остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (в течение 2015 года - второе место в Уральском Федеральном округе).

Югра входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы, - 0,5% от экономически активного населения, при этом в течение года создано около 4 тысяч постоянных рабочих мест. По результатам мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения за первое полугодие 2015 года Югра занимает 1-е место по доле граждан, открывших собственное дело, в общей численности безработных граждан <3>.

________________

<3> Рейтинг Министерства труда и социальной защиты РФ http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/40


Тем не менее проблемы экономического и социального развития сохраняются, например:

низкий уровень диверсификации экономики;

высокий уровень инфляции;

снижение темпов достижения стратегической цели;

зависимость от импорта товаров (работ, услуг);

дифференциация уровня доходов населения, дефицит квалифицированной рабочей силы.

Ключевые направления действий Правительства автономного округа в 2016 - 2018 годах, связанные с решением задач достижения стабильного социально-экономического развития, включают:

поддержку импортозамещения и развития эффективных отечественных технологий;

содействие развитию малого и среднего предпринимательства и некоммерческого социально-ориентированного сектора экономики за счет снижения финансовых и административных издержек, концентрации усилий, направленных на реализацию национальной предпринимательской инициативы;

поддержку товаропроизводителей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, ориентированных на экспорт производимой продукции;

повышение престижа предпринимательской деятельности и вовлечение в предпринимательскую деятельность наиболее активных групп населения за счет создания условий реализации предпринимательских инициатив;

сохранение стабильности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

повышение эффективности управления государственными финансами путем выявления и сокращения неэффективных трат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств в полном объеме;

поддержку социальной стабильности и обеспечение адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации;

обеспечение макроэкономической стабильности.

При формировании плана на 2016 - 2018 годы учтены положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2016 год от 4 декабря 2015 года, ежегодного Обращения Губернатора автономного округа к жителям автономного округа, представителям общественности и депутатам автономного округа от 9 декабря 2015 года, Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году <4>.

________________

<4> План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержден 1 марта 2016 года Председателем Правительства Российской Федерации http://government.ru/govworks/476/events


Мероприятия плана обеспечивают преемственность ранее применявшихся в Югре механизмов по развитию налоговой базы, инвестиционного потенциала, а также позволяют с минимальными вложениями бюджетных средств обеспечить экономический, социальный эффект, например, повышение качества взаимодействия с населением. Меры по повышению открытости, привлечению населения к выработке управленческих решений способствуют в сложных экономических условиях снижению социальной напряженности, повышению эффективности управленческих решений.

Особое внимание в плане уделено усилению акцентов, связанных с реализацией государственной промышленной политики, решению задач импортозамещения, повышения конкурентоспособности продукции путем поддержки организаций реального сектора экономики.

В плане предусмотрено расширение мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет повышения доступности кредитных ресурсов, сопровождения предпринимателей, ориентированных на экспорт продукции, популяризации предпринимательской деятельности.

Отражены направления, по которым Правительство автономного округа сохраняет и расширяет перечень социальных обязательств с соблюдением принципов адресности. Планируется создать благоприятные условия для привлечения широкого круга некоммерческих организаций, ориентированных на оказание социальных услуг.

С целью оперативной оценки и реагирования на меняющиеся внешние и внутренние условия развивается система мониторинга и контроля ситуации в экономике и социальной сфере.

Реализация мероприятий плана будет способствовать исполнению и достижению целевых показателей, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606.

Степень эффективности мероприятий плана будет зависеть от реализации комплексного системного подхода к принимаемым решениям и методам управления в условиях риска и неопределенности рынка, политических взаимоотношений и экономической обстановки.

При этом, несмотря на разнонаправленность мер плана (с одной стороны, повышение доходов и снижение расходов бюджета, а с другой - поддержка экономики и населения), Правительство автономного округа сохраняет приоритет на среднесрочную и долгосрочную перспективу - макроэкономическую стабильность и рост экономики.

В этом случае антикризисный план становится инструментом управления, а важным инструментов для бизнеса и населения участия в социально-экономической политике.



Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2016 N 147-рп)


N п/п

Наименование

Ответственный исполнитель

Вид документа

Срок

Источники и объем финансирования, млн. рублей (оценка)

Ожидаемый результат

I. Неотложные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации

Социальная защита и государственная поддержка сферы занятости

1.

Разработка единой автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов, закупленных для нужд здравоохранения в автономном округе

Департамент здравоохранения автономного округа

внесение изменений в государственную программу автономного округа "Развитие здравоохранения на 2016 - 2020 годы"

до 1 декабря 2016 года

своевременное обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий населения

2.

Поддержка семей, имеющих детей дошкольного возраста, путем установления максимального размера родительской платы для каждого муниципального образования автономного округа (ежегодно)

Департамент образования и молодежной политики автономного округа

постановление Правительства автономного округа от 4 декабря 2015 года N 440-п "Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком (детьми) в государственных и муниципальных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования"

до 1 декабря 2016 года

сдерживание роста родительской платы в среднем по автономному округу не более 10%

3.

Формирование сведений о рынке труда автономного округа на портале общероссийской базы вакансий "Работа в России"

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа

до 31 декабря 2017 года

повышение информированности населения о возможности трудоустройства

4.

Информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда автономного округа

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа

до 31 декабря 2017 года

5,9

повышение информированности населения о возможности трудоустройства

5.

Организация стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа

до 31 декабря 2017 года

37,4

организация рабочих мест для стажировки не менее 400 выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет

6.

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа

до 31 декабря 2017 года

7,8

организация временных рабочих мест для трудоустройства не менее 100 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые

7.

Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа

до 31 декабря 2017 года

10,4

создание не менее 143 постоянных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов

8.

Мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары

Департамент экономического развития автономного округа

распоряжение Правительства автономного округа от 29 августа 2014 года N 476-рп "О комплексе мер по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению необоснованного роста цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

еженедельно

своевременное выявление кризисных явлений с целью выработки и принятия управленческих решений

9.

Мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

Департамент экономического развития автономного округа

информация в комиссию по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа

ежемесячно

своевременное выявление необоснованного роста цен с целью выработки и принятия управленческих решений

10.

Мониторинг ситуации на рынке труда автономного округа

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в Департамент экономического развития автономного округа

еженедельно

своевременное выявление кризисных явлений с целью выработки и принятия управленческих решений

11.

Мониторинг задолженности по выплате заработной платы

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в Департамент экономического развития автономного округа

еженедельно

своевременное выявление задолженности по выплате заработной платы в организациях и принятие мер, направленных на ликвидацию задолженности

12.

Мониторинг снижения неформальной занятости

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в Федеральную службу по труду и занятости

ежедекадно

снижение в автономном округе неформальной занятости не менее чем на 17672 экономически активных лица, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность

13.

Мониторинг трудоустройства инвалидов, выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, родителей несовершеннолетних детей на рабочие места, организованные при реализации региональных программ содействия занятости населения

Департамент труда и занятости населения автономного округа

информация в Департамент экономического развития автономного округа

еженедельно

своевременное выявление кризисных явлений с целью принятия управленческих решений

Поддержка отдельных отраслей экономики

14.

Реализация инвестиционных проектов, связанных с развитием застроенной территории, комплексного освоения территории, комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса с привлечением средств федерального бюджета и (или) Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства

Департамент строительства автономного округа

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

до 1 сентября 2016 года

реализация с участием привлеченных средств 1 проекта о развитии застроенной территории, комплексного освоения территории, комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса. Сохранение темпов жилищного строительства, обеспечение устойчивости организаций строительного комплекса, сохранение рабочих мест, увеличение обеспеченности жильем населения автономного округа до 20,3 кв. м

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 11.11.2016 N 596-рп)

15.

Актуализация условий пользования участками недр местного значения, включаемых в условия аукциона

Департамент по недропользованию автономного округа

приказ Департамента по недропользованию автономного округа

до 1 апреля 2016 года

повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере недропользования

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»