ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2015 года N 85-пг
О МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОПЕРАТИВНОМ РЕАГИРОВАНИИ НА КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в редакции постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.08.2017 N 78-пг)
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, планом мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1226-р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 57 "Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений", в целях выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, определения порядка действий в ходе конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и ликвидации их последствий постановляю:
1. Определить Департамент по взаимодействию с органами местного самоуправления и внешним связям Ненецкого автономного округа ответственным за организацию и проведение мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и оперативном реагировании на конфликтные ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ненецкого автономного округа (далее - уполномоченный орган).
(в ред. постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.08.2017 N 78-пг)
2. Утвердить:
1) Положение о мониторинге состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и оперативном реагировании на конфликтные ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ненецкого автономного округа согласно Приложению 1;
2) Перечень и график представления информационно-аналитических материалов в Департамент по взаимодействию с органами местного самоуправления и внешним связям Ненецкого автономного округа в целях осуществления мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и оперативном реагировании на конфликтные ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ненецкого автономного округа согласно Приложению 2;
(в ред. постановления Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.08.2017 N 78-пг)
3) Положение о порядке работы системы "Горячая линия" по приему информации о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ненецком автономном округе согласно Приложению 3.
3. Исполнительным органам государственной власти Ненецкого автономного округа, указанным в Приложении 2, представлять в уполномоченный орган информационно-аналитические материалы ежеквартально до 25 числа последнего месяца каждого квартала.
4. Уполномоченный орган ежеквартально запрашивает информационно-аналитические материалы от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, Отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу.
5. Рекомендовать главам органов местного самоуправления городского округа и муниципального района Ненецкого автономного округа:
1) представлять в уполномоченный орган информационно-аналитические материалы, указанные в Приложении 2, ежеквартально до 25 числа последнего месяца каждого квартала;
2) принять дополнительные меры по совершенствованию взаимодействия с религиозными организациями, национальными общественными объединениями, осуществляющими деятельность на территории соответствующих муниципальных образований, в том числе в рамках осуществления мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений;
3) обеспечить информирование уполномоченного органа о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ненецкого автономного округа незамедлительно с момента их выявления.
6. Рекомендовать религиозным организациям и национальным общественным объединениям, осуществляющим деятельность на территории Ненецкого автономного округа:
1) реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и недопущение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, негативных последствий деструктивной деятельности нетрадиционных религиозных движений, уделяя особое внимание проведению профилактической работы в молодежной среде;
2) осуществлять взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в рамках реализации общественно значимых программ и проектов, ориентированных на предупреждение межнациональной и межконфессиональной напряженности, обеспечение межнационального мира, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений;
3) обеспечить своевременное информирование уполномоченного органа о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений незамедлительно с момента их выявления.
7. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН
ПОЛОЖЕНИЕ О МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОПЕРАТИВНОМ РЕАГИРОВАНИИ НА КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) межнациональная (межконфессиональная) напряженность - особое психическое состояние этнической (религиозной) общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим (религиозным) сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса (религии), дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие;
2) межнациональный (межконфессиональный) конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей (религиозных организаций), принимающее различные формы противостояния, в котором национальная (религиозная) принадлежность и национальные (религиозные) различия становятся доминирующей мотивацией действий;
3) конфликтная ситуация в сфере межнациональных (межконфессиональных) отношений (далее - конфликтная ситуация) - наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций, искаженной и непроверенной информации, неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву;
4) этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;
5) диаспоры - группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения;
6) национальные общественные объединения - общественные объединения, созданные в соответствии с федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридических лиц, а также общественные объединения, действующие без регистрации в качестве юридического лица и осуществляющие свою деятельность по защите интересов и прав своих членов в национальной, культурной и социальной сферах, а также иную деятельность, имеющую национально-культурную направленность.
2. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, относятся:
1) публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ненецком автономном округе;
2) конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;
3) общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;
4) открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
3. Задачи мониторинга:
1) получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений, а также информации о деятельности этнокультурных и казачьих общественных объединений, религиозных организаций, диаспор, малочисленных народов и этнических групп и т.д.;
2) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, предупреждение или ликвидация столкновений социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму межнационального и межконфессионального конфликта, на территории Ненецкого автономного округа.
4. Объектом мониторинга является влияющая на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений деятельность:
1) органов государственной власти Ненецкого автономного округа;
2) органов местного самоуправления муниципальных образований в Ненецком автономном округе;
3) образовательных организаций;
4) средств массовой информации;
5) коммерческих организаций;
6) некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
7) казачьих обществ и общественных объединений казаков;
8) религиозных организаций и религиозных объединений;
9) лиц, представляющих интересы диаспор;
10) отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.
5. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные и межконфессиональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений:
- экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);
- политические (представительство различных этнических общностей в законодательных и исполнительных органах государственной власти Ненецкого автономного округа, органах местного самоуправления муниципальных образований в Ненецком автономном округе, формы реализации политических прав);
- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений.
6. Исполнительный орган государственной власти Ненецкого автономного округа, ответственный за организацию и проведение мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Ненецкого автономного округа (далее - уполномоченный орган), определяется постановлением губернатора Ненецкого автономного округа.
7. В ходе мониторинга осуществляется сбор полной, своевременной и достоверной информации об этнических, демографических, религиозных, миграционных и экономических процессах, влияющих на межнациональные и межконфессиональные отношения в Ненецком автономном округе.
Информационной основой мониторинга являются:
- систематизированные данные об этнических, демографических, миграционных и экономических процессах, общественно-политической ситуации в разрезе муниципальных образований в Ненецком автономном округе;
- данные территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в Ненецком автономном округе, органов государственной статистики, сведения государственных учреждений, а также организаций иных организационно-правовых форм;
- устные и письменные обращения граждан, в том числе сведения, поступающие по системе "Горячая линия", о конфликтных ситуациях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ненецком автономном округе;
- информация, полученная в результате социологических исследований (в том числе массовых опросов, экспертных опросов, проведения фокус-групп, анализа печатной и электронной периодики, публикаций в электронных средствах массовой информации) по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений;
- информация, поступившая от религиозных организаций и национальных общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Ненецкого автономного округа;
- информация о состоянии межнациональных, межконфессиональных отношений, полученная сотрудниками уполномоченного органа при участии в рабочих встречах, совещаниях, "круглых столах", конференциях, массовых мероприятиях;
- информация, полученная с использованием информационно-аналитической системы "Медиалогия", а также данные, полученные при мониторинге средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайты, блогосфера, социальные сети и т.д.).
На основе полученной информации проводится анализ состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Ненецком автономном округе с целью прогнозирования их развития и выработки рекомендаций по предотвращению возможной межнациональной, межконфессиональной напряженности.
8. При получении в ходе мониторинга информации, свидетельствующей о наличии конфликтной ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, уполномоченный орган:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований в Ненецком автономном округе, на территории которых возможна конфликтная ситуация, лидерами национальных общественных объединений, в том числе казачьих, религиозных организаций, диаспорами с целью выяснения ситуации;
2) информирует губернатора Ненецкого автономного округа, заместителя губернатора Ненецкого автономного округа, координирующего деятельность уполномоченного органа, о наличии конфликтной ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и действиях, предпринимаемых для ее предотвращения;
3) разрабатывает план первоочередных мер по предупреждению конфликтной ситуации и направляет на место конфликтной ситуации для ее изучения своего представителя по согласованию с губернатором Ненецкого автономного округа или заместителем губернатора Ненецкого автономного округа, координирующим деятельность уполномоченного органа;