ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 ноября 2015 года N 685-рп

О СОЗДАНИИ ОПОРНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ (ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ) В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

(в редакции распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 02.09.2016 N 484-рп)

В целях реализации плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 729-р, учитывая соглашение между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" о сотрудничестве от 18 июня 2015 года N НК-Г-75с:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2015 - 2018 годах (приложение 1).

1.2. План мероприятий ("дорожную карту") внедрения Концепции инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 2).

2. Создать в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре опорные ресурсные центры (детские технопарки) на базе автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Региональный молодежный центр" с местом нахождения в городах Нефтеюганск и Ханты-Мансийск.

(п. 2 в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 02.09.2016 N 484-рп)

3. Определить уполномоченным органом внедрения стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Определить региональным оператором опорных ресурсных центров (детских технопарков) автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования".


Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА


Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 27 ноября 2015 года N 685-рп


КОНЦЕПЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ "НОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ" АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ" В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ В 2015 - 2018 ГОДАХ


 I. Общие положения


В июне 2015 года на XIX Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" по реализации инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" (далее - Инициатива).

Внедрение Инициативы подразумевает создание сети детских технопарков, где дети могли бы обучаться по дополнительным общеразвивающим программам (вид дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых для детей организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно определяющими содержание и сроки обучения по ним) технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.

Разработка и внедрение Инициативы обусловлены необходимостью:

использования высокого потенциала системы дополнительного образования детей в решении задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен;

формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся в том числе на государственно-частном партнерстве, и реализации современных инновационных программ дополнительного образования;

содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.


II. Текущее состояние инженерно-технического направления в дополнительном образовании


В течение последних 3 лет в автономном округе наблюдается устойчивое увеличение количества объединений и охвата учащихся дополнительным образованием технической направленности (от общего количества объединений и охвата учащихся занятиями данной направленности):

Организации дополнительного образования: рост количества объединений - на 6,5%, рост количества учащихся - на 10,3%:

динамика количества объединений: в 2012/2013 учебном году - 479, в 2014/2015 учебном году - 512;

динамика охвата учащихся: в 2012/2013 учебном году - 6154 чел., в 2014/2015 учебном году - 6859 чел.

Общеобразовательные организации: рост количества кружков - на 35%, рост количества учащихся - на 22,6%:

динамика количества кружков: в 2012/2013 учебном году - 305, в 2014/2015 учебном году - 476;

динамика охвата учащихся: в 2012/2013 учебном году - 5208 чел., в 2014/2015 учебном году - 6727 чел.

Основные направления дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, реализуемых в образовательных организациях и организациях, предоставляющих услуги по дополнительному образованию: радиоконструирование, автоконструирование и картинг, радиоуправляемые модели машин, судомоделирование, стендовое моделирование, управление маломерными суднами, авиамоделирование, лего-конструирование, техническое моделирование, робототехника.

Во взаимодействии с крупнейшими градообразующими предприятиями автономного округа муниципальные образования провели более 100 совместных мероприятий по профориентации учащихся.

Вместе с тем охват учащихся по дополнительным общеразвивающим программам инженерно-технической направленности в отрасли дополнительного образования в автономном округе является недостаточным - 12,7% от общего количества учащихся по дополнительным общеобразовательным программам.

Следует отметить, что существующая структура и содержание образовательных программ технической направленности не отвечают современному уровню развития технологий, приоритетам развития экономики страны, запросам детей и родителей. Все больше усматривается отсутствие единого вектора целей и ослабление связи с рынком труда и производством.

Значительных перемен в системе дополнительного образования можно достичь с использованием механизмов государственно-частного и социального партнерства, с расширением доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования.

Цель проекта - создание условий для подготовки квалифицированных специалистов в научно-технической сфере, выявление интереса и таланта в детях к занятиям научно-техническим творчеством и создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения.

Задачи проекта:

увеличение охвата детей инновационными дополнительными общеразвивающими программами технической направленности;

увеличение доли дополнительных общеразвивающих программ научно-технической направленности;

устранение дефицита услуг населению в сфере дополнительного образования;

увеличение доли негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования детей;

создание условий, обеспечивающих равный доступ к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы;

развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования.


III. Участники Инициативы


Оптимальное внедрение Инициативы может быть обеспечено формированием заинтересованности и запуском эффективных механизмов мотивации всех ее участников: обучающихся, их родителей, преподавателей, организаций системы образования, промышленных и научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти регионального и муниципального уровней.

Обучающимся и их родителям при формировании их жизненных планов необходимо обеспечить привлекательность и полезность участия в образовательных программах Инициативы, реальность "социального лифта" при участии в Инициативе.

Научно-техническим специалистам, преподавателям, педагогам необходимо создать условия для постоянного повышения квалификации, показать, что их активная работа по внедрению Инициативы осуществляется в условиях достойного материально-технического и финансового обеспечения.

Организации высшего и профессионального образования должны иметь возможность использовать ресурсы детских технопарков в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий.

Регион и государство посредством Инициативы решат задачи обеспечения кадрового ресурса для социально-экономического развития, модернизации предприятий и перехода на инновационный путь развития.


IV. Перечень образовательных траекторий детского технопарка


Реализация дополнительных общеразвивающих программ на базе детского технопарка возможна по следующим основным направлениям:

робототехника;

энергетика;

IT и Хакинг;

авиамоделирование;

беспилотный транспорт;

космонавтика;

нейротехнологии;

нанотехнологии;

биотехнологии;

геоинформатика.


V. Ключевые требования к компетенциям преподавательского состава


Направление "IT и Хакинг" - высшее техническое образование, знания и навыки в области администрирования, реверс-инжиниринга, пентеста веб-приложений, знание программирования, терминов XNA, Kinect, Unreal, Enity3D, технический английский.

Направление "Авиамоделирование, беспилотный транспорт" - высшее техническое образование, углубленные знания в области теоретической механики, промышленного дизайна, прототипирования, навыки создания чертежей, работы с 3D-принтером, CAD-программами, производственным оборудованием.

Направление "Робототехника" - высшее техническое или педагогическое образование, знание нотаций C++, LabView, навыки ведения проектной деятельности с детьми, знания основ информатики.

Направление "Космонавтика" - высшее образование (математика, физика), навыки проектирования авто-, авиамоделирования, знание Linux, Windows, основ теории автоматического управления, навыки работы с осциллографом.

Направление "Нейротехнология" - высшее образование (биология), опыт работы с ЭЭГ, знание английского языка.

Направление "Геоинформатика" - высшее образование (геодезия, география и т.п.), знание основ картографии, информатики, ориентация в тенденциях развития современных гаджетов, умение работы с основными из них (смартфон, планшет, навигатор) и желание углубленного изучения их возможностей. Умение работы с пространственными данными, ведение баз геоданных, обработка данных космо- и аэросъемки, ГИС-системами. Навыки пилотирования и съемки с БПЛА и последующей обработки полученных данных, в том числе построение 3D-моделей.

Направление "Нанотехнологии" - высшее образование (техника, физика, химия), знания в области оптики, лазерных технологий.

Направление "Биотехнология" - высшее образование (биология), умение работы с основными из них (смартфон, планшет, навигатор) и желание углубленного изучения их возможностей.


VI. Модель организации и развития деятельности внедрения Инициативы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


Уполномоченным органом внедрения Инициативы в автономном округе Департамент образования и молодежной политики автономного округа.

Региональным оператором опорных ресурсных центров (детских технопарков) в автономном округе является автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа "Институт развития образования", который осуществляет методическое сопровождение реализации Инициативы.

Оперативную деятельность по внедрению Инициативы в автономном округе (закупка, установка и техническое обслуживание оборудования, набор педагогов, набор учащихся, составление расписания занятий, обеспечение осуществления образовательного процесса и т.д.) осуществляют организации, на базе которых созданы детские технопарки.

Направления расходования средств внедрения Инициативы:

ремонтные работы на объектах;

приобретение оборудования;

расходы на эксплуатацию (в том числе расходные материалы);

расходы на обеспечение реализации образовательных программ.

Одно из направлений внедрения Инициативы предусматривает создание системы сертификатов, которая позволит ввести нормативно-подушевое финансирование услуг дополнительного образования в опорных ресурсных центрах, повысить эффективность расходования бюджетных средств и обеспечить развитие конкуренции в сфере дополнительного образования детей. Система сертификатов будет строиться на условиях софинансирования из регионального и федерального бюджета.

Обязательным условием внедрения Инициативы станет участие в ней негосударственных организаций и предпринимателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»